Транзитом в европейскую экономику!

29.07.2006 в 15:13:29
0 0

Украина не первый год стремится занять свою нишу в европейской экономике, однако до сих пор остаётся актуальным вопрос: «за счёт чего это возможно?». Специалисты и государственные мужи предлагают различные варианты. Наиболее часто эксплуатируется тема транзитных способностей страны. Прежде всего, имеется в виду транзит энергоносителей и транзит транспортных грузов. Первый вид транзита – вещь в последнее время сугубо политическая, поэтому к чистой экономике имеет уже, к сожалению, опосредованное отношение. Вместе с тем, у Украины есть выход – и из сложной экономической ситуации, и выход в Европу. Речь идёт об усилении собственно роли транзитной державы в плане транспортно-грузовом. Это особенно важно и для Украины в целом, как морской державы (в прошлом и, надеемся, в ближайшем будущем), и для Одесского региона, где сосредоточены крупнейшие в стране морские порты и проходят Международные транспортные коридоры.

:События 90-х годов прошлого века, как политические, так и экономические, оставили глубокий «след» и в транспортной отрасли. Из-за нестабильности в государстве сократился объём внутренней и международной торговли, многие транзитные потоки пошли в обход Украины. «Ушли» в «оффшоры» сотни отечественных судов.

Со временем обстановка несколько стабилизировалась, возрос объём национального производства. Благодаря этому вырос объём экспорта – и активизировалась работа портов. «На первый план» вышли Одесский (Одесса, Ильичёвск, Южный) и Азовский (Мариуполь) морские регионы.

Однако сегодня можно с сожалением констатировать, что зафиксированный было рост макроэкономических показателей остался в прошлом. Сегодня, грубо говоря, грузов на всех не хватает, объёмы перевозок снижаются. В течение первого квартала 2006 г. морской и речной торговый флот Украины сократили объёмы перевозки грузов на 14,8% (3,2 млн. тонн) по сравнению с 1-м кварталом 2005 г. («Українські новини»). Вскоре будут окончательно подведены общие цифры за полугодие, но можем вспомнить и показатели портовой грузоперевалки за схожий срок года минувшего. Так в январе-мае 2005 г. по данным Госкомстата, порты Украины переработали 44,7 млн. тонн грузов, что на 3,2% менее того же срока в 2004 г.

:И это всё при том, что в 1999 году Верховная Рада приняла Закон Украины «О транзите грузов», а в 2002 г. – «Комплексную программу утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 гг.».

:В том, что Украина просто обязана сделать транспорт и транзит приоритетами в национальной экономике, убеждён один из лучших специалистов транспортной отрасли, кандидат на пост министра транспорта и связи Украины, глава одесского траснпортно-логистического холдинга «Каалбай Групп Холдинг» Игорь Урбанский:

- Государство должно чётко понимать – и внести в список приоритетов в своей деятельности – транспортные интересы страны! Интересы страны – как транспортного транзитного государства. Нужно строить государственную логистику! Ни в коем случае нельзя считать транспорт второстепенной отраслью хозяйства, наоборот – это локомотивный сектор. Развивая транспорт, мы развиваем огромное число других – наукоёмких! – производств… Выход к морю – это стратегически выгоднейшая позиция любого государства. И при этом у морской страны Украины нет морского транспорта. Большое количество неплохих портов – при полном отсутствии морского транспорта!.. Для нормальной работы украинской логистики нужно, чтобы в стране эффективно работали все сегменты транспорта – автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской. И необходимо понимать, что нужны не столько инвестиции, сколько условия для того, чтобы бизнес увидел привлекательность и необходимость вложений средств в эту отрасль. Создать их – задача государства.

:Проблемы транспортной отрасли заключены, пожалуй, ещё и в неповоротливости самой государственной «машины». И это проблемы не одного дня: они характерны в течение многих лет. В последние год-полтора были попытки упростить механизмы деятельности служб, работающих с транзитными грузами, но особыми успехами они не увенчались.

Проанализировав статью руководителя одесского транспортного холдинга «Полярис» Александра Захарова («О транзите через Украину…»), касающуюся главных камней преткновения для транзитных грузов через Украину в последние годы, можно выделить ряд моментов. Все они упираются в сложности оформления груза, проходящего через территорию Украины. Во-первых, сотрудникам фирмы, сопровождающей груз, необходимо собрать десятки документов и их копий на каждый контейнер (в то время как в мире для этого используют 2-3 стандартных документа: коносамент, сертификат происхождения, инвойс). Во-вторых, отпугивает необходимость перевода всех документов на украинский язык, даже если в контракте 1000 и более страниц, а груз будет в Украине очень недолгое время (как раз тут мог бы прийти на помощь английский, коль уж мы в Европу интегрируемся, тем более, что контракты многих транзитёров на нём и написаны – «Репортёр»). В-третьих, «утяжелённая» процедура досмотра транзитного груза в тех же портах – тогда как каждый лишний час простоя «выливается» для грузоотправителя в немалые деньги.

Для иллюстрации ещё одного аспекта прохождения груза – простая цитата из материала Александр Захарова (холдинг «Полярис»): «Клиенту надо разделить на несколько частей пришедший с моря в контейнере груз – и отправить в Россию, Молдавию, Болгарию. Обычная в мировой практике работа, любимая работа для любого транзитного порта, какими и являются наши порты. Причём, во многих портах существует правило 1-го дня, то есть, с момента подачи заявки в таможню до момента вывоза груза проходит один день. В наших таможнях можно использовать правило 1-ой недели и даже одного месяца. Десятки, сотни листов бумаги будут использованы для простой, общепризнанной в мире работы. Десятки писем, разрешений начальников таможен, таможенных постов надо написать и получить…».

:Сегодня мы имеем в транспортной отрасли массу радужных надежд и, наверное, столько же удручающих явлений. При этом Украину уже можно рассматривать – как бы! – в контексте европейской транспортной системы. Дело в том, что сегодня по территории нашей страны проходят четыре Международный транспортных коридора (МТК), из них два – через Одессу (по данным холдинга «Судоходство»). Вот их список:

МТК №3: Берлин – Краков – Львов – Киев – Харьков – Казахстан – Транссибирская магистраль – порты Дальнего Востока.

МТК №5: Триест – Любляна – Будапешт – Чоп – Львов – Киев – Днепропетровск – Волгоград – Астрахань, далее по маршруту коридора «Север-Юг» в Иран и Индию.

МТК №7: Дунай – Чёрное море – Азовское море – Дон – Волго-Донской канал – Волга – Каспийское море – Иран, далее по коридору «Север-Юг».

МТК №9: Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса.

:В условиях такой почти что «европеизации» нашего транспорта в стране остаются неурегулированными важные вопросы, например – касающиеся тарифной политики на железнодорожном транспорте (без которого транзит невозможен).

Например, 31 мая с.г. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзалізниця») издала распоряжение о повышении стоимости перевозки транзитных грузов. Причина, декларируемая ведомством, – подорожание стоимости энергоносителей, материалов и запчастей.

Незадолго до этого события, 16 мая, правительство Украины наделило Министерство транспорта и связи полномочиями устанавливать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах страны и связанные с ними услуги (по согласованию с Минэкономики и Минфином).

И как раз накануне, 15 мая, министр транспорта и связи Виктор Бондарь заявил, что повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки до конца текущего года не будет, а, кроме того, возможно и снижение тарифов на некоторые виды грузов. Министр отметил, что снижение тарифов возможно по таким видам транзитных грузов, как, например, уголь и руда. «То есть те вещи, которые через Украину направляются транзитом, и по тем транзитным группам товаров, которые мы потеряли за последние три года вследствие недальновидной транзитно-тарифной политики», – пояснил Виктор Бондарь.

Такие разные заявления в течение одного месяца говорят о противоречиях и нестабильности. Подобная ситуация способна отпугнуть любого осторожного человека, коими, без сомнения, являются бизнесмены, не желающие рисковать своими деньгами.

…Вспомним лишь, что ещё в апреле с.г. «Укрзалізниця» выражала намерение бороться за транзитные грузопотоки. Гендиректор предприятия Василий Гладких поручил разработать мероприятия по привлечению транзитных грузов через морские порты. Тогда он заявлял, что привлечению транзита будут способствовать и сквозные тарифные ставки, установленные на транзитные перевозки грузов и их переработку в портах Южный, Ильичёвск, Николаев, Херсон, Рени, Бердянск, Керчь, Севастополь.

:Ещё один важный аспект проблемы, о котором говорят специалисты, – это либерализация транспортного и транзитного рынка. И действительно, уже не стоит недооценивать роль активно растущего частного портового хозяйства. Сегодня негосударственные порты и причалы обеспечивают почти половину общего объёма грузооборота в Украине. Это почти все речные порты, крупнейшие рыбные порты, стивидорные компании, работающие в морских портах, причалы, перегрузочные комплексы, логистические компании и т.п.

Приведём ещё раз мнение Александра Захарова (холдинг «Полярис») – о контейнерных перевозках: «Контейнерный транзит на 100% контролируется частными фирмами – и с моря, и на суше. Именно по этой области транспорта нельзя «рубить с плеча» ни таможне, ни транспортным чиновникам, ни вообще государству! Именно для этой отрасли важно понимание, что в ней источником пополнения бюджета является объём быстрой работы!».

:Поднятая в статье проблема претендует на многостраничные исследования. Но даже быстрого взгляда достаточно, что для того, чтобы сделать транзит стратегическим направлением украинской экономики, следует, прежде всего, упорядочить ситуацию с транзитом грузов по территории страны. Необходимо упростить систему прохождения грузов, «утрясти» тарифную политику и наладить согласованность действий различных служб и органов. Необходимо создать условия для «захода» инвестиций в украинский транспорт (не привлекать, а лишь создать условия – и они придут!) и подумать об ослаблении государственного регулирования. Ну и на самом высоком уровне – разработать и начать реализовывать программу интеграции морского и речного транспорта Украины в международные транспортные системы, которая необходима при вступлении в ЕС.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью