Искусствоведы признали одесскую картину караваджо подлинником

24.02.2004 в 16:17:58
Общество
0 0

Итальянские и английские искусствоведы признали картину известного итальянского художника ХVI-ХVII веков Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу», хранящуюся в Одесском музее Западного и Восточного искусства, подлинником.

Об этом сообщил «Репортёру» директор музея Виктор Никифоров.

Он отметил, что «специалисты установили, что знаменитый живописец имел обыкновение писать сразу несколько дубликатов своих же картин, так что эта картина является копией самого Караваджо».

Виктор Никифоров сообщил, что ирландские искусствоведы подвергли сомнению подлинность одесской картины в 1993 году, когда в Дублине в одном из монастырей была найдена ещё одна картина Караваджо «Взятие христа под сражу».

При микроскопическом рентгеновском анализе были обнаружены исправления, сделанные рукой мастера, что подтвердило оригинальность Дублинской картины, а также и то, что итальянец написал её раньше одесского дубликата.

Отличить копию от оригинала можно даже простым глазом: в версии Караваджо чётко видны силуэты деревьев гефсиманского сада. И хотя такие же силуэты есть и на картине, хранящейся в Одессе, искусствоведы музея западного и восточного искусства поставили возле имени Караваджо вопросительный знак.

Виктор Никифоров отметил, что известный искусствовед Роберто Лонги считал, что это подделка, а другие учёные были уверены в её подлинности и восхищались качеством одесской версии «Взятия Христа под стражу».

Осенью шедевр отправится на выставку художественный картин в Испанию, где в её подлинности и не сомневались, подчеркнул Виктор Никифоров.

Стоимость единственного в Украине, одесского полотна Караваджо составляет около пятидесяти миллионов фунтов стерлингов.

СПРАВКА. В начале 17-го века, когда было создано «Взятие Христа под стражу», Микеланджело Меризи да Караваджо находился в полном расцвете своего таланта. Среди его покровителей — просвещенные кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Маттеи. Для Асдрубале Маттеи и была написана одесская картина. Ее приобрел в Париже русский посол во Франции А. П. Базилевский и в 1870 году преподнес Великому князю Владимиру Александровичу. В конце 19-го — начале 20-го вв. полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е годы поступило оттуда в Галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства) как картина Караваджо (со знаком вопроса). В середине 50-х годов прошлого века московский искусствовед К. С. Малицкая доказала ее принадлежность кисти Караваджо. Казалось бы, что можно поставить точку в истории картины. Однако 10 лет назад в Ирландии была обнаружена новая версия «Взятия Христа под стражу», которую многие зарубежные специалисты сочли оригиналом Караваджо, написанным для Чириако Маттеи, старшего брата предполагаемого заказчика одесской картины. Возможно, Караваджо действительно написал картину для одного из братьев, а потом повторил ее для другого.

Итальянский живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 в местности Караваджо, Ломбардия. Умер 18 июля 1610 в Порто-Эрколе, Тоскана. Не так давно было найдено свидетельство о смерти Караваджо (1571 или 1573 - 1610), из которого следует, что один из крупнейших мастеров барокко, считающийся основоположником психологического реализма в европейской живописи и отличавшийся независимым «конфликтным» характером, умер, не дожив до 40 лет, от вполне естественных причин. Ранее выдвигалась гипотеза, что его убили кинжалами наемные убийцы, преследовавшие его по приказу могущественного вельможи, c котoрым поссорился художник.

Меризи да Караваджо - основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584- 88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем - в Неаполе (1607 и 1609-10), на острове Мальта и в Сицилии (1608-09).

Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 - начала 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета - непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим).

Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, он воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592-93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж).

Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. у него складывается оригинальная живописная система. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград).

Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) - это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603-06, церковь Сант-Агостино, - все в Риме; «Положение во гроб», 1602-04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605-06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах Караваджо вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками.

В поздних работах Караваджо, созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла- Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах Караваджо становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).

Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство Караваджо нашло последователей в Италии и других странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах. Так появилось понятие «Караваджизм».

Караваджизм - это система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи ХVII в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Стилю свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам Караваджо было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубене, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).

В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров караваджизма выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии - Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии - Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании - Х. Рибера, в Германии - А. Эльсхеймер.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью