Оксана Бутук: «Критик я злой и придирчивый»

13.12.2010 в 16:05:02|Любопытно
17 0
Оксана Бутук: «Критик я злой и придирчивый»

Третий день рождения отпраздновало творческое объединение "Х.Л.А.М.". Полюбившиеся молодежи вечеринки, музыкальные проекты и журналистские игры заставляют все большее количество молодых людей загореться желанием присоединиться к творческому коллективу. Но сделать это удастся лишь пройдя строгий отбор "злого и придирчивого критика", коим есть основатель и руководитель объединения Оксана Бутук.

- Оксана, раньше каждый вечер ХЛАМа для вас оказывался праздником…

- Он и сейчас таким остается. Точно так же, как и три года назад перед каждым выходом на сцену, перед каждым общением с гостями в животе немного покручивает от нервов. Это несмотря на то, что мы провели порядка ста пятидесяти разнообразных мероприятий. Слава небесам, это переживание сохраняется, ведь тогда ты можешь настроиться на волну публики, не позволяешь себе равнодушие к тому, что ты сам делаешь. Тем более, у нас совсем мало свободного времени остается для отдыха, и чаще всего с друзьями мы пересекаемся именно на концертах и литературных вечерах. А как назвать подобные встречи, если не праздником.

- То есть отношение к мероприятиям у вас совсем не изменилось?

- В целом, думаю, нет. Другое дело, что эмоция становится немного слабее. Сейчас практически нет провальных мероприятий. С одной стороны, это приятно. С другой, мы перестаем радоваться каждой маленькой победе так, как это делали раньше. Но это разговор неблагодарный. Видимо, дело в привычке, а не в отрицании качества.

- Кстати, о качестве. Как вы отбираете исполнителей?

- Сарафанное радио – лучший метод в этом деле. Скажем, когда этой весной мы готовили фестиваль «Девушки играют», то команду «О’Дорис» нам посоветовала моя знакомая из Киева. Послушали, понравилось, попросили выступить. Группу «Церера» подсказали ребята из «Ленивого Дня». У музыкантов информация о качественном распространяется быстро, так что они самые лучшие информаторы. То же самое могу сказать и о литературных кругах. Как только появляется что-то интересное, его сразу становится видно. Именно, так сказать, «профессиональные» круги сами оценивают и раскручивают новых талантов. А мы просто приглашаем тех, кого они отыскали. Конечно, есть и наш взнос в какие-то имена, но, думаю, будет нескромно называть их сейчас.

- Но вы же как-то оцениваете свою роль в культурной жизни города.

- Конечно, мы ничуть не преуменьшаем наше влияние, скажем, на литературный процесс в Одессе. Думаю, отрицать то, что к мнению ХЛАМа в этой области прислушиваются как авторы, так и аудитория будет нечестно. Если мы приглашаем выступить на нашем вечере, значит, у автора есть хоть какие-то тексты, которые стоит показать зрителям. Однако, к большому сожалению, должна заметить, что сейчас литературный андегруанд, как, в принципе, и область массовой литературы заполнили графоманы. И объяснить такому автору, что если он умеет складывать слова в предложения, он совершенно не обязательно может называть себя прозаиком или, чего хуже, поэтом, очень сложно. Для того, чтобы получить качественный продукт, нужно много работать, и таланта тут мало. Иначе способные авторы так и останутся на уровне способных.

Вот яркий пример. Недавно в одном из клубов проходил литературный вечер, организаторы которого предлагали авторам продемонстрировать не только свое самое лучшее, но поделиться тем, что они обычно прячут – первые тексты. Было увлекательно наблюдать, как из слабенькой любовной лирики четырнадцатилетних девочек вырастало зрелое творчество, авторы которого достойны внимания широкой публики. Да вот парадокс, есть и другие, которые спустя время ни на йоту не продвинулись в своем мастерстве. Их ли это вина, или немногочисленные читатели слишком преданы, что стесняются указать на ошибки друга, или некомпетентность критиков в этом виновата, но человек, который в юности подавал надежды, так и остался их подавать.

- Но есть ведь безнадежные авторы. Как вы поступаете с ними?

- Очень сложный вопрос. Лично я преступно добрый и корректный человек. Для того, чтобы получить мою критику, на нее нужно напроситься. И то я долго предупреждаю человека, что критик я злой и придирчивый. И если графоману таки удается меня уговорить откомментировать его творчество, то он получает почти односложные ответы: «сыро», «не выдерживаете ритма», «где-то уже такое слышала». В моем случае, чем лучше текст, тем больше замечаний я смогу выразить автору. Если я пишу долго и много, тогда в этом тексте есть, что спасать.

- Часто обижаются после вашей критики?

- Реагируют по-разному. Но пока, слава Богу, все разговаривают.

- А есть ли среди тех, с кем вы работали, настоящие друзья?

- Странный вопрос, конечно. Если мы делаем общий проект, значит должны много времени проводить вместе, это дает возможность узнать друг друга, а потом, скорее всего, научиться понимать и, в конце концов, подружиться. Так произошло, например, с Богданой Бондарь и Наташей Шишовой. Бывает и наоборот. Например, с Ирой Тютриной из «Ленивого Дня» мы учились на одном курсе, а потом только стали работать на одной сцене. По-другом сложилось с хламовцами Александром Лотаревым и Мариной Банделюк, которые смогли сделать свой успешный проект «Биография Гертруды Стайн». Так что практически со всеми, кого мы приглашаем сотрудничать, я поддерживаю приятельские отношения.

- А на улице вас узнают?

- Гм, узнают. Только я не всегда склонна воспринимать это узнавание деятельностью с ХЛАМа. Вероятнее всего, это студенты кафедры журналистики, которым я читаю пару часов в неделю :))))

- А на уровень всей страны деятельность ХЛАМа распространяться будет?

- Мы пытаемся работать не только с одесскими авторами. Много имен, известных во всей Украине и за ее границами, мы так же задействовали, знакомили с одесситами жителей столицы. Юрий Издрык, Любко Дереш, Сергей Пантюк, Владимир Цибулько, Анатолий Днистровой, Сергей Жадан, лучшие из двухтысячников приезжали по нашей просьбе. Работали мы и с известными беларусами Дмитрием Дмитриевым, Виталием Рыжковым, Андреем Адамовичем, Сергеем Прилуцким, Анкой Упалой. Мы не хотим останавливаться на этом, хотя планов захватить вселенную не ставим.

- А было бы интересно.

- Это доставило бы лишние неудобства. Боюсь, с ними мы не справимся.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью