Евгений Женин: «Язык не поворачивается назвать ОМКФ кинофестивалем!»

30.07.2011 в 13:33:47|Общество
1 6
Евгений Женин: «Язык не поворачивается назвать ОМКФ кинофестивалем!»

О том, как поступили на «ОМКФ – 2011» с членами Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, ИА «Репортер» уже сообщало. Люди, которые создавали славу Одесской легендарной киностудии, цвет и гордость отечественного киноискусства смеются при упоминании об этом фестивале, а часть, в лучшем случае, пожимает плечами.

- Евгений Зусьевич, расскажите, пожалуйста, почему Вы, как минимум, не воспринимаете ОМКФ всерьез?

- Мне довелось в течение десятков лет профессионально работать в кино, я подчеркиваю, не бывать, а работать более, чем на 45 кинофестивалях – международных, всесоюзных самого разного уровня. Это и Украина, и Россия, и Эстония, Франция, Италия, Испания, Египет, Израиль, Греция… Это не все страны… Всю жизнь на всех фестивалях были две основные разновидности имиджа мероприятия: есть фестивали чопорные, официальные, высокие такие как Каннский, Венецианский и публика, которая приходит, чтобы из-за турникета посмотреть на своих кумиров-профессионалов, идущих по красной дорожке, чувствует себя причастной к празднику. Потому что эти кумиры, которых публика знала только по экрану, оказываются здесь, рядом, как говорят в народе, живьем. Это одна форма. Есть другая - предположим французский фестиваль «Нестыдное кино», замечательный украинский фестиваль «Молодость», египетский фестиваль «Дружба», Таллиннский фестиваль, ряд других - там публика общается с кинематографистами в достаточно непринужденной обстановке напрямую, скажем так, «без протокола», без обязательного дипломатического дресс-кода. Слава Богу, что есть и такое… В Одессе на, так называемом, «международном кинофестивале» (язык не поворачивается назвать это фестивалем) установлен эксклюзивный уникальный прецедент: здесь персоной нон-грата фактически объявлены сами профессиональные кинематографисты.

Еще полтора года назад, когда к нам приезжали по делам, связанными с кинематографом, и Литвин, и нынешний Вице-премьер Тигипко, они с вожделением, как в немой сцене из «Ревизора», с восторгом узнавали о том, что перед ними стоит Вадим Васильевич Костроменко - патриарх отечественного кино, заслуженный деятель искусств, директор музея кино, режиссер, который создал такие картины, как «Квартет Гварнери», «Секретный фарватер». Это картины, по словам самих Литвина и Тигипко, на которых они воспитывались, а рядом с Костроменко они узнавали Леонида Антоновича Бурлака, чья фамилия значится в основных титрах фильма «Место встречи изменить нельзя». Это главный оператор картины.

Народный артист Украины, академик Виллен Новак, Народный артист Украины, академик, председатель Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Ярослав Лупий не получили других аккредитаций. Они все получили вот эти бейджики, дающие право в порядке общей очереди, при наличии свободных мест, за пять минут до начала занимать их исключительно на утренних просмотрах неофициального характера. То есть «На тобі Боже, що мені не гоже». Если такие корифеи находятся за бортом, возникает вопрос: простите, кто же тогда составляет свет и гордость собственно фестиваля? Ну вот, например. После того, что в Одессе был фантасмагорический «Золотой Дюк» 1988 года, когда на сцене стоял Марчелло Мастроянни, сейчас мы узнаем, что здесь будет мега звезда… Гоша Куценко. Вы представляете, где там Марчелло Мастроянни до Гоши Куценко? После того, как прошлые фестивали в Одессе совместно создавали Станислав Говорухин, Армен Медведев, Эльдар Рязанов, Андрон Михалков-Кончаловский, Михаил Жванецкий, многие другие. Это была идея Говорухина. Говорухин и директор фестиваля тогдашнего «Золотого Дюка», Коваленко был мотором, а вот весь цвет отечественного кинематографа и отечественной культуры - это композитор Никита Богословский, это художник Илья Глазунов, это Виталий Коротич, Анатолий Приставкин, Марк Захаров, они все были здесь, они вместе создавали праздник. А нынче на сцену Оперного театра там, где стоит эмблема коньячной фирмы, выходят люди, которые говорят «С большим праздником тебя, Одесса, с большим КиноМ», «А теперь все дружно «шопиться» на Привоз!». Может это просто отдыхают и не вполне ловко шутят мастера кино? Но, простите меня, если в материалах нынешнего фестиваля 2011, в тех материалах, которые раздаются вместе с аккредитацией, указывается, что вас приглашают на эксклюзивный просмотр фильма Петра Тодоровского «Мы из джаза», а мы то все по неведенью всю жизнь полагали, что это фильм Карена Шахназарова… Господа фестивальщики, оказывается, об этом не знают. Также, что они могут говорить о кинематографе, если один из руководителей фестиваля лично мне в прошлом году, когда я вспоминал о Марчелло Мастроянни, сказал «Я не знаю, кто ваш этот  «яни маняни». Это речь шла о Марчелло Мастроянни… Когда заходила речь об Александрове, о Тиссе, о Штраухе, о тех, кто в Одессе здесь у нас, у левой тумбы Потемкинской лестницы ставил камеру, чтобы создавать «Броненосца Потемкина», и я слышал от них вопрос: «А кто такие эти, как вы их назвали…».

Когда в прошлом году в официальных итогах фестиваля со сцены Оперного театра объявлялось, сколько декалитров коньяка выпито на фестивале. Когда в нынешнем году говорится о том, что жюри будет заседать и принимать решение в дегустационном зале коньячной фирме. Извините, мухи отдельно, котлеты отдельно. Кинематографисты тоже люди, да, и в какой-то ситуации, в непринужденной обстановке, если человек возьмет рюмку коньяку на фуршете или на рауте, ничего страшного, но не возводить же в принцип «коньяк в ущерб искусству», а, говоря об ущербе искусству, я не случайно так формулирую. У любого фестиваля должен быть девиз: я имею в виду не формальное обозначение, а тема - что собственно представляет главную изюминку фестиваля. Как сказала в прошлом году и повторила в  этом году госпожа Тигипко, «здесь приоритет отдается фильмам с юмористическим сатирическим уклоном». Простите, в прошлом году с юмористическим сатирическим уклоном демонстрировали «Броненосец Потемкин» и ретроспективы фильмов Киры Муратовой?

- Можно, пожалуйста, подробней о Кире Муратовой…

- Великий режиссер современного мирового киноискусства, классик отечественной и мировой кинематографии Кира Муратова сейчас в работе. В прошлом году ее даже не посчитали нужным спросить, как формировать ее ретроспективу, а когда она попыталась сказать, что у нее другое мнение, ее никто не слушал. В этом году, да,- Кире Муратовой, в отличие от всех членов Одесского отделения союза кинематографистов, выдали в порядке Божьей милости билетик на право входа в оперный театр на открытие и закрытие. Всем остальным отказано. Понимаете, Кира Муратова работает, для Киры главное - искусство и Кира создает искусство. Честь ей и хвала!

- Вы упоминали о том, что глава жюри Ежи Штур, когда собирался в Одессу, заявил, что мечтает познакомиться с Валентином Казачковым, одним из тех, кому выдали вот такой бейдж….

- Как актер, режиссер Казачков сыграл в очень скромном актерском квартете. Я его назову: Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Валентин Казачков - это исполнители четырех главных ролей в картине Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Человек, который в течение 50 лет занимается созданием замечательных картин, один из основоположников и патриархов отечественного детского кино и человек, которого с гордостью называет одним из своих пап всего-навсего народный артист России Дмитрий Харатьян...

- Но ведь нам обещали много звезд помимо Ежи Штура

- В прошлом году обещали Жерара Депардье, Сильвестра Сталлоне, Жан-Клода Ванн Дамма, Петра Тодоровского, Говорухина, Соловьева и многих-многих других. Потом, как неуклюже выясняли: кто-то сломал плечо, кто-то вывихнул ногу, у кого-то защемило в позвоночнике, кто-то перепутал дату вылета. Я не хочу сейчас предрекать, кто будет. Мы с вами находимся в Одессе, а как здесь говорят: «Давайте будем посмотреть». Я очень хочу, чтобы приехали люди, чтобы приехали мастера. Уже известно, что не приедет Вуди Аллен, не увидит Одесса Клода Лелюша, начнут объяснять причины, связанные с неприбытием братьев Кличко. Мы выражаем глубокое соболезнование в связи с тем, что их постигло. Не посчитайте мои слова кощунственными, но я думаю то, что произошло, это может оказаться счастьем для организаторов фестиваля. Таким образом, они могут хоть как-то объяснить неприезд братьев Кличко. Я понимаю, о чем я говорю. Эти персоны не погнушаются ни чем, чтобы сослаться только на это и не говорить о другом. Я не знаю, кто приедет, я знаю другое: не далее как вчера на заседании правления одесского отделения союза кинематографистов, где шла речь обо всем этом, и после этого заседания, Валентин Федорович Казачков впрямую заявил на телекамеру: «Какой фестиваль? Это гнусный шабаш!». У меня было ощущение, что под этими словами, мне кажется, могли бы подписаться практически все члены правления.

- Сколько всего человек в союзе и сколько из них разделяют Ваше мнение?

- В такой ситуации оказались члены одесского отделения союза - это 96 человек. Я не разговаривал с каждым из 96, я знаю только то, что с теми, с кем я общался из числа членов правления, а в правлении 13 человек, мне не довелось встретить тех, кто всерьез бы воспринимал ОМКФ. Что касается правления, вчера было заседание и такое мнение высказали Вадим Костроменко, Ярослав Лупий, Валентин Казачков, Татьяна Гайдаенко, Алла Мещерякова, Михаил Горносталь. Это все люди, которые создавали славу легендарной Одесской киностудии и славу отечественному кинематографу. Это все люди, о которых было в прошлом году сказано публично кое-кем из руководства фестиваля «А что касается союза кинематографистов, - в старом хламе мы не нуждаемся». После окончания так называемого кинофестиваля от имени правлении союза кинематографистов, вместе с народным артистом Украины Ярославом Лупием, мы провели пресс-конференцию, где высказали свое мнение. Вот после этого ныне, так называемый, «генеральный директор» этого, так называемого, с позволения сказать «кинофестиваля» господин Денис Иванов демонстративно заявляет орг-секретарю союза кинематографистов Татьяне Гайдаенко: «Вы себе что, там проводите пресс-конференции, нас критикуете, вам тут нечего делать!». Вот так.

О чем говорить, с кем говорить и, простите, заслуживают ли они, чтобы с ним вообще о чем бы то ни было разговаривали? Есть другой спектр: гораздо более серьезный и болезненный и гораздо более важный. Мы, люди моего поколения, мы помним легенду «Золотого Дюка». В Одессе 99 процентов тех, кому сегодня 20 или 30 лет, видят вот ЭТО, считают, что ЭТО и есть фестиваль. Точно так же, как то мыло, которое они смотрят по телевидению, они считают, что ЭТО кино. Главное показать рюшки на стрингах. Извините меня, они считают, что ЭТО искусство. На воротах концлагеря была надпись «Каждому свое». У поколения, которое я представляю, слава Богу, есть, что вспомнить, есть, чем себя согреть, и есть, чему поклоняться. Это Пушкин в литературе, это Товстоногов в театре, это Прокофьев и Чайковский в музыке и в кино это Эйзенштейн, Хуциев, Кира Муратова, Костроменко, Говорухин, Юнгвальд-Хилькевич, Виллен Новак, Ярослав Лупий - это люди, которые творили историю отечественного искусства. Извините, чему и кому будут поклоняться те, кому сегодня 15-20 лет? Вопрос интересный, если бы он не был риторический. При этом не забыть бы нам того, что те, кто сегодня еще дети, завтра - уже народ. А вот тогда, увы, горько будет признавать правоту первого Президента Украины, который сказал «що маємо, то маємо».

- В таком случае, если на ОМКФ отсутствуют люди, которые причастны к кино, которое создавалось в Одессе, почему не провести кинофестиваль в другом городе?

- Они на этот вопрос сами ответили в прошлом году. Вот этот, так сказать, «фестиваль» проводит организация, полное юридическое наименование которой звучит так: общество с ограниченной ответственностью «Кинофестиваль. Город Киев», и зарегистрировано это ООО по адресу одной из частных квартир в городе Киеве. Как было сказано со сцены Оперного, эти энтузиасты фестивальщики решили развивать культуру уже не только столице, но и на периферии. И вот дошла, слава тебе Господи, очередь до нашей Богом забытой Одессы. Они приехали нас осчастливить. Константин Паустовский вспоминал, что великий одессит Исаак Бабель называл все, что ему не нравилось, очень скромно – «товар для Кременчуга». Я думаю, что вот этот товар, этот с позволения сказать, продукт, (как искусство можно называть продуктом?) простите меня, даже для Кременчуга не сойдет? Я не хочу касаться экономической, политической и олигархической подоплеки происходящего: не потому, что я боюсь, я в этом просто ничего не понимаю и считаю, что я не вправе это обсуждать. Но как бы там ни было, я отдал более 40 лучших лет своей жизни кинематографу, профессии, работе в кино, и не только я. И когда я вижу, как непрофессионалы пытаются деньгами определять себя в Бог знает кого, когда я вижу как демонстративно и нагло воплощается в жизнь принцип «Я плачу и я себе танцую», у меня возникает другой вопрос, не только об Одессе: а почему на это должны идти еще и бюджетные деньги? А они идут. Почему вот это непотребство должно происходит в храме, а для меня одесский Оперный театр действительно храм? С кем мы имеем дело? was ist das? Пена с протухшего пива? Почему они приехали в Одессу? А почему летом не попляжиться, а главное не покуражиться?

- Летняя киношкола была и на «Золотом Дюке» в 1988. Как Вам нынешняя киношкола и мастер-классы?

- В прошлом году был восхитительный момент: так называемая, «летняя киношкола», куда продавали абонементы на одесских пляжах и приехавшая из Жмеринки ткачиха или доярка или какой-нибудь шахтер или механизатор из Усть-Каменогорска имели возможность стать курсантами летней киношколы. А о чем метр им будет читать? Там действительно были метры. Они могли рассказывать, если это режиссер, о специфике применения параллельного монтажа сопоставительно в картинах литовского направления и Ленинградской школы. Там были прекрасные продюсеры, которые могли рассказывать всерьез, по-настоящему, со знанием дела об особенностях изменения механизма финансирования экспедиции при замене полной натурной съемки на частичную декорацию и павильон по месту дислокации киностудии. Это для кого? Для ткачихи, механизатора? Профанация! Это тоже самое, что, увы, происходило с Одесской киностудией: сделали потемкинский фасад, потемкинскую деревню, а внутри запустение - сквозь асфальт деревья растут. Вот что это такое. До чего низводится Одесса, кого здесь в Одессе интересуют Бабель, Катаев, Паустовский?

Кого в Одессе интересуют Амвросий Бучма, Александр Довженко, а если я начну называть Кавалеридзе, Высоцкий, Евстигнеев, Удовиченко? Это те, кто здесь дебютировал в кино, точно так, как и в театре. Вот перед нами сидит человек, который сыграл роль Пушкина так, что ахнул весь Советский союз (показывает рукой) - заслуженный артист Украины Владимир Наумцев - главный режиссер Одесского ТЮЗа. Владимир Михайлович (обращается к Наумцеву), сегодня очень интересует классическое театральное искусство нынешних власть имущих? Наумцев: «Да не в этом дело…» Вот вам, пожалуйста… 

- Может оставить организаторам ОМКФ шанс…?

- Шанс на что? Когда у жителей города есть возможность посмотреть новые фильмы, это уже хорошо. Весь вопрос только в том, почему это помпезно называть кинофестивалем? Разве для того, чтобы брать помпезные деньги за вход? Я не являюсь поклонником движения Киноклубов. Вот в Одессе есть такой человек Ян Григорьевич Юсим, который в свое время в федерации киноклубов в кинотеатре «Дружба», а ныне в зале «U-cinema» на Одесской киностудии показывает фильмы, о которых многие не знают, показывает тем, кто хочет их знать. И из этого не делается вселенский праздник, и никто не называет «U-cinema» «залом нью-нью Васюки».

У нас очень часто любят ориентироваться на Запад. Нормально. Я помню, как входили в моду сапожки а-ля рюс, привезенные из Парижа. Только никому не приходило в голову, почему они так называются, да потому что это русские сапоги, привезенные в Париж. Почему я об этом говорю? Да потому что, когда с программами «Неизвестное одесское кино», «Сенсации и будни одесского кино», «Славные фильмы одесского кино» ваш покорный слуга неоднократно вылетал с гастролями в США, и в затрапезном, малоизвестном городишке под названием Нью-Йорк эти программы собирали полный зал «Миллениума» на 1650 мест. И люди сидели, слушали и вожделенно смотрели фильмы Одесской киностудии. Наверное, это говорит о том, что все-таки еще остается  что-то в душе человеческой. А сюда сейчас привезите новый рекламный клип кефира, где продавщица будет в прозрачных трусиках и это будет гран-при мирового киноискусства. Кажется, Познер, если я не ошибаюсь, сказал «Если каждый вечер в самое рейтинговое время лошадь будет поднимать хвост и отправлять физиологические потребности, то это будет новое слово для вершителей современного, так называемого искусства». Вот что здесь происходит.

- Каково отношение к происходящему у руководства киностудии?

- Что касается Ноздрюхина, у меня собственный взгляд на его деятельность и на то, что происходит на киностудии. Я не готов с ним вести полемику, потому что я не являюсь специалистом ни в сфере менеджмента, ни в сфере организации непосредственно административного процесса. К сожалению, сегодня киностудии нет, сегодня существует только здание с парадным фасадом. Отношение Ноздрюхина к фестивалю я не знаю, я знаю, что недели полторы назад в неформальной обстановке мы с Витей встречались и я его спросил, как он к этому относится, он пожал плечами.

- Как в таких условиях развернуться вам, людям, которые по-прежнему еще хотят снимать кино?

- Нам развернуться? Никак! Александр Ширвиндт как-то вывел на сцену центрального дома актера легендарных артистов, составляющих цвет и гордость отечественного театрального искусства: все они в возрасте - это Зельдин, Касаткина, Соломин, Быстрицкая, Васильева и сказал «Тому, что сыпется из нас, быть пляжем новых поколений». Тот же Ширвиндт сказал, что, к сожалению, время выщелкивает интеллигенцию. Как ни прискорбно, не согласится с этим невозможно. У меня и у людей моего поколения есть козырь – это то, что нам есть, что вспомнить и чем согреться. Сегодня есть еще один козырь - это то, что времени, которое будет еще хуже нынешнего, мы уже не увидим.

Не далее как вчера на это самое заседание правления я приехал с монтажа фильма (вот киностудии нет, а фильмы, слава Богу, есть). Вместе с замечательным талантливым человеком Леонидом Сидорским мы выпускаем уже десятую подряд картину, это DVD авторский цикл Cидорского - его признание в любви к Одессе. Вот вчера мы практически завершили работу над картиной «Одесса. Кариатиды. Мы». Слава Богу, есть в Одессе, скажем, такая молодая женщина как Людмила Смирнова, которая совсем недавно сделала очень интересную картину «Справка по Чехову». Есть в Одессе телережиссер Раиса Добычина, которая сделала прекрасные фильмы. Недавно Александр Айзенберг историк, писатель, с которым в содружестве с телевизионщиками на канале «Одесса» сделали цикл прекрасных фильмов о Древнем Риме. Режиссер-постановщик Юрий Ланков, которому не нашлось места ни в Одессе, ни в Украине, ни в бывшем Советском союзе. После того, как он выпустил остросатирическую комедию «Однажды в Одессе», он завоевывает один приз за другим, живя в США. Одессит Игорь Сербин, с которым мы общаемся и дружны, сделал картину, получившую приз Лос-Анджелесского фестиваля «Голливудская весна 2010». Картина получила благословение Папы Римского. Свято место пусто не бывает, тем более, если это место в сердце и в душе. Тем более, если я знаю, что меня интересует, я знаю, где мне искать тепла, то я нахожу и тех людей, общение с которыми мне не только радость принесет, но даст возможность и самого себя почувствовать профессионалом. В том, чтобы, принимая участие в работе, тоже каким-то образом оказаться в числе тех, кто создавал эти произведения.

- Почему Вы не читаете лекции студентам по театральному искусству, журналистике, кино?

- Я никому в учителя не набиваюсь. В то же время, есть люди, которых интересует, которым я могу что-то рассказать или поделиться сомнениями. Иногда я слышу, что они называют меня своим учителем. Я не хочу их называть. Кстати, анекдотично звучит, но 4 дня назад я читал длиннющую лекцию по серебряному веку литературы по скайпу в Германию. Есть один очень известный в Украине журналист, который постоянно выходит ко мне в скайпе. Заниматься канонической преподавательской деятельностью я не умею. Что касается, так называемых, «журналистов» и, так называемых, «факультетов» и «отделений журналистики», которых наплодилось в Одессе, у меня диплом не одесский, у меня провинциальный диплом факультета журналистики Московского Государственного университета им. Ломоносова. Когда я заведовал отделом культуры в газете «Одесский вестник», я написал фельетон, что «если вы хотите со стопроцентной гарантией получить волчий билет в журналистику, идите на одесский факультет журналистики». Это не то, что непрофессионализм. Это не то, что профанация. Это даже не анекдот.

- Какие спектакли из репертуара Одесского ТЮЗа Вы бы рекомендовали посетить?

- Я оказался причастен к созданию спектакля, который впервые в практике номинирован на очень крупную международную премию в Германии. Спектакль, который назван лучшим в Украине 2010 года – «Потап Урлов» по пьесе Александра Копкова «Царь Потап», где мы с Владимиром Наумцевым являемся соавторами сценической версии. А теперь этот спектакль будет идти осенью уже как бенефис народного артиста Украины лауреата Государственной премии Андрея Гончара. С Гончаром мы дружны более 40 лет. На мой взгляд, здесь, в ТЮЗе, есть действительно интересные спектакли. Из свежих это «Принцесса Перлипат» по «Щелкунчику». Сейчас пока не идет, но даст Бог, будет идти «Божьи коровки возвращаются на землю» в постановке Наумцева. Есть также вещи, которые я спектаклями назвать не могу, потому что это очень низкий уровень. Сейчас что получится из «Дорогой Памелы» (спектакль в работе), не хочу зарекаться, видимо премьерой мы откроем сезон. Вы сегодня были на репетиции, пока вопрос о дате премьеры открыт, очень много работы, но, поймите правильно, не в порядке служебного положения, мне кажется, что сейчас ТЮЗ оказался, в каком-то смысле, счастливым театром. К руководству в директорское кресло пришел не «менеджер культурных продуктов», а выпускник Щепкинского училища, актер приличного класса Евгений Бубербокал, который прекрасно и в кино снимался, и на телевидении. Я очень верю в то, что вот такое сочетание двух интеллигентных людей, да еще и на солидной профессиональной театральной закваске, даст свои плоды. Не хочу ошибиться.

Интервью было записано 15 июля за 2 часа до открытия ОМКФ -2011.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью