Жанн Лабрюн о сценарии, Каннах и Одессе

29.07.2015 в 13:10:58|Культура
1 0
Жанн Лабрюн о сценарии, Каннах и Одессе

В 2015 году жюри международной конкурсной программы Одесского международного кинофестиваля возглавила Жанн Лабрюн. Как сценарист, режиссер и продюсер Жанн Лабрюн сняла 12 полнометражных игровых, а также несколько документальных фильмов. В 1992 году на Каннском кинофестивале ее фильм «Sans un cri» был награжден Призом молодежного жюри.

- Жанн, расскажите о своих впечатлениях от фестиваля и работе с другими членами жюри?

- У нас в жюри было 4 мальчика (польский продюсер Дариуш Яблонски, литовский режиссер Шарунас Батрас, призер Берлинале и ОМКФ серб Срджан Драгоевич и украинский документалист Сергей Буковский – ред.), они очень сильные, очень строгие, но очень смешные. Поскольку я сама режиссер в жизни, я знаю, как это всем заведовать и как управлять, несмотря на мой возраст. И главное - мы много смеялись.

- Как вам атмосфера всего фестиваля, вы не раз были в Каннах. Можно ли как-то сравнивать с ним Одесский кинофестиваль как культурное явление?

- Ну само собой. На Канны я езжу уже 40 лет, это самая огромная киноплощадка в мире и одновременно это большой стресс. Это официальный конкурс достаточно формальный, есть и другие, которые принимают фильмы со всего мира. Но нужно понимать, что это кинорынок, где люди находят деньги, связи и возможности для того, чтобы снимать кино. Здесь, в Одессе, гораздо меньше стресса, гораздо меньше конкуренции. Канны - место кино и бизнеса, там стартуют разные фильмы, в том числе и американские блокбастеры. В Каннах ты должен идеально представлять свой фильм, это хорошо, традиций кино никуда не денешь.

Но здесь хорошо, все спокойней. Город гораздо более теплый, более гостеприимный, здесь много людей ходят на кинофестиваль, я это заметила на своем мастер-классе. Да и коллеги мои говорят, что очень много людей, это прекрасно. Было два киносеанса, посвященных отцам кино («Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова на Потемкинской лестнице в сопровождении легендарного композитора Майкла Наймана и 58 отреставрированных короткометражек братьев Люмьер в сопровождении комментариев директора Канн Тьерри Фремо в театре музыкальной комедии – ред.), которые меня поразили. Мне было интересно посмотреть их в реставрированной версии, к тому же Тьерри Фремо в Каннах обычно очень напряжен, здесь он был расслаблен, его комментарии были прекрасны. Это очень человечный фестиваль, очень человечный город, все здесь располагает, деревья, люди, дома, я очень счастлива и очень надеюсь, что сюда вернусь. К слову, Тьерри Фремо - это человек, на котором лежит огромная ответственность, потому что быть директором Каннского фестиваля это значит очень много всего держать в голове. И нужно понимать, что Канны  - это громаднейшая структура, которая ежегодно принимает около 180 тысяч кинопрофессионалов, которые требуют к себе внимания, и профессиональной работы. 

- Наш город располагает к юмору к романтике, почувствовали ли вы в Одессе какое-то романтическое настроение?

- Я чувствую здесь многое. Кроме того - это очень красивый город, один из самых красивых городов, в котором я была, не смотря на то, что я много путешествую. Это город прекрасного света, со своим необычным прошлым, я знаю историю этого города, она была сложна, но город навевает дух удовольствия от жизни. Дома, люди, растения, деревья переплетаются в очень красивой манере. Я знаю, что ситуация в городе и стране сложна, но я здесь скорее для удовольствия, а не для того чтобы жаловаться. И я уверена, что у города и у страны прекрасное будущее.

- Правда ли, что без хорошей истории нет хорошего кино, что вы об этом думаете, согласны вы с этим, какие истории интересуют вас?

- Это хороший вопрос. Ты должен любить кино всю свою жизнь. Человек проходит свой жизненный путь, закрываясь или открываясь. Я стараюсь открыться миру, но при этом я остаюсь достаточно субъективной. Я считаю, что есть два уровня истории: она должна вызывать эмоцию, поэзию, несмотря на то, о чем история - о политике или экономике; на втором уровне на фоне этой истории должна быть вторая, универсальная, более всеобьемлеющая, которая цепляет очень глубоко и заставляет думать. Мы не обязательно помним всю историю, но помним какой-то момент, который нас зацепил надолго, и, если мы запоминаем эту эмоцию, я считаю, что это хороший фильм, а плохой фильм - это фильм, который мы забываем.

Во Франции мы видим большое влияние американского кино, когда мы считаем что сценарий – это все, что это 100% успеха фильма, но я с этим не согласна. Сценарий как ноты, которые вы даете играть другому человеку, и он играет по-своему, многое еще зависит и от дирижера –режиссера. Но я думаю, что фильм нужно делать искренне, я считаю, что сценарий на пути своего создания должен пройти серьезную критику. Когда я заканчиваю сценарий, я даю его почитать трем людям, независимых разных профессий и разных полов, я прошу их прочитать и достаточно жестко и искренне ответить, хочу только их критики, никаких похвал. Если большинство из них говорит, что сценарий затянутый, длинный, что-то не клеится – то это моя проблема, мне нужно работать над этим.

- Одесский зритель увидел ваши работы в рамках секции «Специальные показы» на большом экране, а над чем вы работаете сейчас?

- Следующий свой фильм я буду снимать в Азии, если все будет хорошо, это будет зимой. Я не хочу много об этом рассказывать, хочу, чтобы это был сюрприз. Это будет история о встрече двух людей, в фильме будут невероятные пейзажи и очень сложный свет. Этот фильм будет ни на что не похож. Режиссеры иногда меняют сценарии, чтобы угодить публике, но этого делать не надо, публику нужно удивлять. У меня был случай с фильмом «Завтра будет лучше»: никто не хотел браться за этот фильм, никто не хотел его продюсировать, я решила продюсировать его сама, и в результате это был один из самых коммерчески успешных фильмов за всю мою карьеру.

- Начиная с «Бёрдмена» мы видим множество фильмов, которые снимаются одним большим планом, скажите, как вы относитесь к такому приему, может это просто модный тренд?

- На самом деле нет рецепта хорошего фильма в зависимости от плана или чего бы то ни было еще. Я считаю, что каждому режиссеру нужно найти свой собственный стиль, очень часто они меняют свой стиль, потому, что им предлагают больше денег, соответственно и влиять на фильм хотят больше. Нужно прислушиваться к другим режиссерам и продюсерам, но нужно сохранять свое желание что-то делать. В конце-концов самое важное – целостность всего фильма. Я сняла 12 полнометражных картин, некоторые из них были провалом во Франции и успехом за границей, а другие были успешны во Франции, а за границей провалились. Но нужно смириться, что кино – это сложная игра, если не получается смирится, то нужно заниматься чем-то другим.

- Есть ли у вас какие-то собственные принципы при работе с актерами?

- На самом деле никаких принципов нет, каждый актер и каждая актриса разные. Я никогда не говорю с ними о сценарии, но тем не менее провожу с ними очень много времени. В случае с фильмом «Особые отношения» (демонстрировался на ОМКФ-2015 – ред.) это Изабель Юпер. Она прочитала сценарий, позвонила, мы встретились за обедом. Ее персонаж – актриса, но мы не говорили о ее персонаже, очень важен совместный выбор костюма, мы выбираем, это создает некое единство между режиссером и актером, мы часто ссоримся, много смеемся. Иногда на площадке происходят конфликты, у нас с Изабель Юпер были такие ссоры… Она очень сильный человек и все хочет контролировать. Она даже уходила с площадки, возвращалась через 2 часа и была полная тишина, ничего не происходило. Это абсолютно нормальная ситуация. И я это обожаю, обожаю эту борьбу, но я никогда не говорю с актерами о сценарии. При этом с некоторыми актерами нужно быть поделикатней, они менее сильные. На самом деле каждый режиссер должен определить, какой музыкальным инструментом является актер. Актер может быть скрипкой, контрабасом, пианино… Я знаю многих больших актеров и французских, и зарубежных, но Изабель – это невероятная актриса, она все время стремится к тому, чтобы сделать лучше, у нее желание выходить за рамки, перепрыгивать через голову. Я обожаю актеров, потому, что они в себе несут всю чувственность этого мира. 

- Последний вопрос, что вы могли бы пожелать Одессе, одесситам и Одесскому кинофестивалю?

- В первую очередь, я понимаю, что у города огромный потенциал, с архитектурой, светом, поэзией места. Этот город должен еще больше открыться зарубежным странам, зарубежным туристам, я очень хотела бы чтобы этот город стал местом встреч и обмена культуры и опытом. Желаю городу быть еще более открытым ко всему новому, город очень богатый в плане культуры. Я знаю, что страна в сложной ситуации, я знаю, что в стране война, но везде небезопасно, даже в Париже иногда опасно ходить по улицам. Желаю жить в искусстве, получать удовольствие от жизни. Не нужно допускать, чтобы страх завладел ситуацией.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Валентин Федоров: «Выпускники Одесской юридической академии всегда получают престижную и высокооплачиваемую работу»

Наша беседа с доцентом, Заслуженным юристом Украины, ответственным секретарем Приемной комиссии Национального университета «Одесская юридическая академия» Валентином Федоровым.

16.06 в 16:11:00|Общество
1 0
Все интервью