«Джентльмены ОГУ» двадцать лет спустя: всё началось с телеграммы!

28.07.2006 в 18:31:41|
0 0
«Джентльмены ОГУ» двадцать лет спустя: всё началось с телеграммы!

В 2006 году «весёлая и находчивая общественность» отмечает 20-летний юбилей возрождённого КВН. Прямое отношение имеет к этому и Одесса. Ведь именно команда Одесского Государственного университета «Джентльмены ОГУ» стала первым чемпионом возрождённого Клуба весёлых и находчивых в 1987 году. В дальнейшем, в 1990 году, «Джентльмены» подтвердили свой титул.

«Репортёр»: - Сегодня «на дворе» лето 2006 года, а это значит, что исполнилось двадцать лет возрождённому Клубу весёлых и находчивых, и двадцать же лет – команде КВН «Джентльмены ОГУ». Итак, мы говорим о Клубе весёлых и находчивых – с людьми весёлыми и находчивыми!

Дмитрий Шпинарёв: - Это глубокое заблуждение!

«Р»: - Но тем не менее, передо мной люди, стоявшие у руля одесского КВН восьмидесятых… Бессменный руководитель Центра культуры Одесского университета, человек, сделавший очень много для того, чтобы КВН в Одессе возродился, – Эдуард Чечельницкий… Капитан команды «Джентльмены ОГУ» Святослав Пелишенко… Актёр Дмитрий Шпинарёв… Так что думаю, это правда!

Д.Ш.: - Ну, актёр – это много сказано…

Святослав Пелишенко: - Это мало сказано, мы ещё больше скажем!

«Р»: - Эдуард Аркадьевич, как в Одессе возродился КВН, с чего всё началось? Позвонили из Москвы – и сказали, что уже можно шутить? Или идея созрела здесь, на месте?

Эдуард Чечельницкий: - «Новый» КВН появился в городе потому, что ещё в 1974 году, когда «старый» КВН закрывался, команда Одесского государственного университета стала чемпионом города Одессы. И вот в середине 80-х КВН возобновлялся … Расскажу историю. Помню, я шёл по улице Ласточкина, ныне Ланжероновской, и навстречу мне попался известный в Одессе драматург Гарик Голубенко. И он сказал: мол, пришла некая телеграмма, и можем ли мы принять участие в возобновлённом КВН – так как мы стали чемпионами в 1974 году! Я ответил, что можем, но я должен посоветоваться с ректором. Ректором тогда был Виктор Васильевич Сердюк. Он заявил, что готов поддержать это, но спросил меня: «А вы знаете, во что вы ввязываетесь? Вы будете этим заниматься?», имея в виду не только меня, но и всех наших ребят… Я подтвердил, и вот с этого всё и началось. У нас были «фанаты» этого дела – тот же Игорь Шевченко, который занимался этим ещё до телеграммы, – они были «заражены» КВНом! И скажу ещё одну деталь, вот они – Славик, Дима – этого не знают. Я дал список…

С.П.: - Вы скрывали это все прошедшие годы?!

Д.Ш.: - Как и нашу кассу!..

«Р»: - Вот так раскрываются тайны!

Э.Ч.: - Нет, я уже говорил это газетчикам… Так вот, я дал список из трёх первых членов команды. Это был Хаит-младший – Женя, он тогда учился в университете… я был и остаюсь патриотом университета, поэтому считал, что это продолжение КВН-овской традиции… В списке также был вот этот молодой человек (указывает на Пелишенко)…

С.П.: - Спасибо, Эдуард Аркадьевич, только сейчас я узнал, кто изменил мою судьбу, причём – неизвестно, к лучшему ли!

Э.Ч.: - Вот ты об этом и расскажешь… И третьим был Ян Альбертович Гельман, который и по сей день считается художественным руководителем команды.

Д.Ш.: - В общем, я так понимаю, что на деньги, выделенные ректором, вы втроём планировали поехать в Москву и неплохо там отдохнуть! Команды бы не было, но судьба повернулась бы совершенно по-другому!

Э.Ч..: - Я должен сказать о тех «огромных» деньгах. Суточные студентов тогда были – пятьдесят копеек! И ректор пошёл на нарушение, выделив нам, как взрослым, по два пятьдесят.

«Р»: - То есть, всё начиналось с каких-то финансовых махинаций!..

Д.Ш.: - Ну мы уже были взрослыми тогда!

Э.Ч.: - А дальше всё и завертелось… До сих пор идут споры – почему «джентльмены», кто придумал это название. Я не помню, пусть об этом Славик расскажет!

С.П.: - У нас было такое бурное заседание в квартире на улице Ласточкина: какая-то заброшенная квартира, где кто-то якобы жил, но на самом деле не жил, но нас туда пустили… Мы сидели, помню, дня два, придумывали. Очень важным, кстати, считалось, придумать имидж команды…

Э.Ч. (Шпинарёву): - Ты участвовал в этом заседании?

Д.Ш.: - Я – нет!

Э.Ч.: - Я тоже…

С.П.: - Ну, там был Ян Гельман, был Хаит-старший. Я не помню уже всех, кто там был… Так вот, об имидже. Вспоминали – «Трубочисты» были, те были, те были… А «Джентльмены»? Вроде бы, не было. Честно говоря, я не помню, кто именно предложил «Джентльменов». Кажется, Ян Гельман. Но вопрос даже не в этом. Мы остановились на этой «маске» – и вот из каких соображений. В то время на сцену практически всегда выходили люди, которые и придумывали шутки. Это были вот такие испуганные люди (показывает)…

Э.Ч.: - И плохо говорящие…

С.П.: - Да, и очень плохо говорящие по-русски! И нужна была такая форма, при которой человек, не умеющий особо двигаться и говорить, мог бы выглядеть артистом. А тут – одел шарфик, взял трубочку, поднял голову и говоришь шутки, которые сам и придумал!

«Р»: - Имидж обязывал?

С.П.: - Скорее, «маска» позволяла выглядеть артистом, не будучи им!

Д.Ш.: - И «раскрутить» на всю страну бездарных, ничего умеющих людей!

Э.Ч.: - Ну, насчёт «бездарных» – неправда, в авторском плане это были очень способные люди, если не сказать больше. А в смысле актёрском… Мы пригласили Хаита-старшего в качестве опытного худрука. Я всегда за это боролся, так как…

С.П.: - Ну, Вы отвечали за те же деньги!..

Э.Ч.: - Да никаких денег тогда не было, к счастью… Когда появились деньги – команда пропала! Так вот, я говорил о том, что, например, тот или иной участник команды не должен выходить на сцену, это были правила игры. И Славик правильно сказал: имидж был придуман для тех людей, которые не умели двигаться, не могли выговорить пятьдесят слов по-русски…

С.П: - Но зато могли правильно, с понимаем, произносить шутки!

«Р»: - А не было обид? С понимаем ли воспринимались такие моменты: ты выйдешь на сцену, а я нет?

Э.Ч.: - Нет, никаких обид тогда не было, потому что всё только начиналось. Они сами придумывали шутки, сами их произносили…

Д.Ш.: - Было время, когда на сцену выходили вообще все! Включая тех, кто поездом управлял по дороге!

«Р»: - Как формируется коллектив, который впоследствии становится суперкомандой?

С.П.: - Это вполне естественный и долгий процесс. Были люди, эдакое «ядро», которые в КВН играли постоянно – в университете КВН уже тогда стал традицией. У нас на физфаке, например, были игры между преподавателями и студентами.

Э.Ч.: - По-моему, это на мехмате было – между преподавателями и студентами!

С.П.: - Не рассказывайте мне, что было на физфаке!

Д.Ш.: - На мехмате КВН был лучше!

С.П.: - Он так говорит, потому что он сам с мехмата!.. Так вот, был какой-то «костяк», потом он стал «обрастать» новыми людьми. Кто-то пришёл «со стороны», например, Ян Левинзон!

Э.Ч.: - Поначалу я был против. Я был настолько патриотичен, что не разрешал никого брать «со стороны». Но Ян был так талантлив, что впоследствии мы даже взяли его на работу в университет. И специально для него были написаны те знаменитые монологи, которые до сих пор составляют честь нашей команды!

«Р»: - Дмитрий, как состоялся Ваш приход в команду «Джентльменов»?

Э.Ч.: - Да, кто тебе позвонил?

Д.Ш.: - На самом деле не было ничего особого, никто мне не звонил. Эдуард Аркадьевич встретил меня на лестнице и сказал: «Завтра на репетицию!». Вот и всё. А потом, конечно, было здорово, интересно и весело. Я был молодым студентом – и попал в коллектив замечательных людей: те же Эдуард Аркадьевич, Славик, Валерий Исаакович Хаит, Ян Гельман, Олег Сташкевич, который тогда был режиссёром… Масса людей, всех не перечислишь! Это было другое поколение людей, весёлых и находчивых…

Э.Ч.: - И читающих людей!

С.П.: - Было другое, а теперь – твоё!

Д.Ш.: - Было очень интересно не столько в плане телевидения, сколько из-за коллектива, атмосферы общения!

«Р»: - То есть, не было такого прицела, дескать, «мы едем в Москву на телевидение»?

Э.Ч.: - Нет, это не было нашей главной мыслью!

С.П.: - Хотя мы все собрались ради этого!

Д.Ш.: - Но нельзя забывать, что большая часть этих людей, во всяком случае – актёрская часть, были участниками различных студенческих театров эстрадных миниатюр!

Э.Ч.: - Да, это важно. У нас был театр «Октябрь», которым руководил Валентин Владимирович Крапива. И когда мы начали играть в КВН, большинство пришли именно оттуда – Дима Зубов, Света Фабрикант, Осипов, Лосинский, опять же – Дима Шпинарёв!

Д.Ш.: - Поэтому для нас ездить на гастроли, где-то выступать – было не в новинку. Но мы попали в новый интересный коллектив! Для меня лично это было более значительным событием, чем даже поездка в Москву!

С.П.: - Ещё бы! Одна возможность познакомиться со мной чего стоила!

Д.Ш.: - А ты вообще не ездил с нами на «заявку». Ты был в Москве, приехал, посмотрел, как я выступаю – и уехал!

Э.Ч.: - Тебя, Славик, тогда и в Одессе не было. Ты жил под Москвой, я тебе звонил куда-то в подмосковное село, там был какой-то съезд физиков…

Д.Ш.: - Понимаете, в селе под Москвой был съезд сельских физиков!

«Р»: - Значит, это не было наподобие «контракта с легионером»?

Э.Ч.: - Нет, Слава был всё же «заявлен» заранее!

С.П.: - Была конференция физиков. И когда ребята были уже в Москве, я приехал на сам конкурс, на «заявку» – и, конечно, там проявил себя блистательно!

Э.Ч.: - Сидел, смотрел, как они выступают, а потом – принял участие в «разминке»! И как раз тогда… Тот самый знаменитый вопрос…

Д.Ш.: - Знаменитый вопрос ведущего «Кто это у вас там стоит?» – это и было о Славике!

Э.Ч.: - Нет, серьёзно, был вопрос «Что будет, если надстройка упадёт на базис?». И знаменитый ответ Славика – о том, что «прослойку опять придавит»!

С.П.: - Сами понимаете, это в то время…

Э.Ч.: - Должен сказать, что когда мы выступили, мы ничего не знали о том, как нас восприняли. И вот когда передача вышла в эфир – это был сентябрь 1986 года, а записывали «заявку» в мае – выяснилось, что очень понравились «Джентльмены»!

Д.Ш.: - Я, например, успел понравиться ещё в Москве!

Э.Ч., С.П.: - Да, но не всем!

Э.Ч.: - …И уже тогда стали звонить секретари высоких партийных комитетов, говорили, что это очень хорошо! Выяснилось, что «Джентльменов» в Москве ждут в дальнейшем, потому что наша «заявка» очень понравилась!

«Р»: - Ваша первая игра, если не ошибаюсь, была с МХТИ (Московский химико-технологический институт – ред.)?

С.П.: - Да, с МХТИ. Из трёх игр того года мы две провели против МХТИ, так получилось. Просто это была очень сильная команда, но с самого начала они «нарвались» на нас, а мы, сами того не ожидая, у них выиграли. Поэтому потом организаторы сделали некую дополнительную игру, в результате которой мы опять встретились с ними в финале.

«Р»: - Уже тогда Вам противостоял капитан МХТИ Михаил Марфин?

С.П.: - Да. Кстати, мы до сих пор с ним дружим. Вот недавно он прислал мне смс-ку, в которой сообщил, что у него родился ребёнок, мальчик.

Э.Ч.: - Мы все между собой дружим. А последним представителем «Джентльменов» в Москве, как раз недавно, был Дима Шпинарёв.

Д.Ш.: - Да, до сих пор есть такая привычка проводить какие-то общие фестивальные КВН-овские встречи, и кто-то из «стариков» часто подъезжает и стоит сбоку, показывая всем, что, мол, «мы там тоже были»!

Э.Ч.: - Выступления «Джентльменов» часто показывает телевидение – и там, и в Одессе.

С.П.: - Ну да, показывают. А потом мне звонят знакомые и говорят: «Славик, какой ты был молодой!», а я расстраиваюсь…

«Р»: - Вы подсчитывали, сколько побед одержала команда?

С.П.: - В принципе, нет. Судите сами, чтобы выиграть сезон, нужно было провести четыре игры, выиграть. При этом каждая игра стоила двух месяцев напряжённой работы.

«Р»: - Тому, кто занимался КВН, хватало времени на работу, личную жизнь, в конце концов – на то, чтобы просто погулять с собакой?

Э.Ч.: - Нет, не хватало. Уже тогда нас спрашивали, и мы отвечали, что это образ жизни.

Д.Ш.: - Да у нас и собак-то не было тогда!

Э.Ч.: - У меня был бассет!

«Р»: - Фактически, вся жизнь – это игры, переезды, репетиции?

Э.Ч.: - А мы жили в Москве периодически. Перед играми и после. В общем, около месяца там проводили, в ходе каждой игры.

С.П.: - Кто-то был студентом, я уже в то время преподавал в университете. Это было нелегко. Преподаватели были моими друзьями, но всё равно: когда я уезжал, меня заменяли на лекциях, а когда приезжал – приходилось отдавать «долги», читать свои лекционные часы.

Д.Ш.: - У нас, студентов, то же самое было: кто-то за меня ходил на лекции, а когда я приезжал – за них посещал!

С.П.: - Двойки за них получал!

«Р»: - Я читал, что в составе команды, в общей сложности, было шестьдесят человек!

С.П.: - Это с трудом поддаётся подсчёту, потому что состав был очень «мобильным».

Э.Ч.: - То, что вы видите на сцене – это так называемая «линия». Это те, кому доверяют выйти на сцену. Тогда это были почти все авторы – плюс несколько актёров. Например, у нас был потрясающий актёр Егор Мальцев. Он ничего не писал, но то, что ему предлагали делать на сцене, он делал гениально. Были и другие «специалисты» – те же художники.

Д.Ш.: - Другими словами, были три категории людей: авторы, актёры – и те, кто ничего не умел делать.

С.П.: - На самом деле чёткой границы не было. Были, например, авторы, которых ни в коем случае нельзя было выпускать на сцену…

«Р»: - И это все понимали!

С.П.: - И это все понимали, включая его самого… Вернее, их самих, скажем осторожнее… Были актёры, которые не рвались «авторствовать». А были и всевозможные сочетания. Например, Игорь Осипов – наверное, один из лучших авторов и не менее замечательный актёр. Сейчас он вместе со мной в Москве «авторствует» и категорически не любит актёров.

«Р»: - Ваша команда гастролировала, если не ошибаюсь, шесть лет – или больше?

Э.Ч.: - Даже больше, по-моему. Мы дали три тысячи концертов – и за каждый сотый концерт получали медали, так было придумано. Причём, география гастролей самая разная – от Сахалина до Мурманска.

Д.Ш.: - Последние выступления были в 2000 году. Со времени основания команды – это четырнадцать лет. И всё время выступали. Реже, чаще, иногда – раз в полгода, но всё равно это происходило.

«Р»: - После «игрового» КВН команда стала чем-то вроде «театра КВН»?

С.П.: - Ну, театр – это команда Днепропетровского госуниверситета. Они официально именуются «Театром КВН». Мы же оставались командой. Наши выступления имели совершенно не театральный, а КВН-овский характер. И даже когда мы ездили на гастроли за границу – например, в США или Израиль – мы не просто выступали, а играли с какими-то местными командами. Хотя, конечно, это был на три четверти концерт, а лишь на четверть – игра. Форма игры для нас ближе, а, учитывая тот «актёрский» состав, о котором я уже говорил, – иначе было и невозможно. Мы не могли выдавать себя за театр!

Э.Ч.: - В те времена, нужно признать, у нас была дикая популярность. Нас шикарно встречали… Таксисты, бывало, возили бесплатно!

С.П.: - Да, но один раз я стоял я на остановке, ко мне подошли двое подвыпивших ребят. Спросили: «Вы Пелишенко, капитан команды «Джентльмены ОГУ»?». Я гордо ответил – да. И тут мне: «Ах, ты скотина!» – и кинулись в драку!

Э.Ч.: - Может, они были из Новосибирска?

С.П.: - Ну что ж я – одесситов не отличу?!

«Р»: - В одном из своих последних игровых выступлений Вы вышли на сцену и символически повесили свои шарфы на микрофоны…

Э.Ч.: - Это было уже после нашего последнего игрового сезона, после чемпионства 1990 года. По-моему, в 1991 году в Тюмени!

Д.Ш.: - Эти шарфы так до сих пор и висят там на микрофонах!

Э.Ч.: - …Тогда ребята решили, что они больше не будут играть.

Д.Ш.: - Это было по-еврейски: прощаются и не уходят!

С.П.: - Совершенно верно, ты меня опередил!

«Р»: - Тогда получился очень ностальгический момент. Кто придумал этот жест?

С.П.: - Не помню… Да и не важно это, главное было в том, чтобы сделать это «под песню».

Э.Ч.: - Они не хотят говорить, а я скажу. Когда мы ехали в Тюмень, у ребят не было программы, было нечего показывать – и они всё придумали за один день, все шутки и песни… Насчёт песен – интересная деталь. Не умея петь, наша команда выиграла все музыкальные конкурсы.

«Р»: - Значит, дело в том, что это было искренне?

С.П.: - Нет, просто в КВН не нужно было уметь петь, нужно было шутить.

«Р»: - Главное не что спето, а как спето?

Э.Ч.: - Ну, желательно всё же попадать в какие-то ноты! Петь – более важно сейчас. В современном КВН нужно уметь крутить сальто, пируэты…

«Р»: - Мне думается, что раньше КВН был умнее!

С.П.: - Ну, если честно, я тоже так думаю, но… Посмотрите выступления тех времён – наши или других команд – действие неспешное, медленно развивается. Сейчас это трудно смотреть! Многие истории очень длинные, да – интересно придуманные, но очень неспешные.

Д.Ш.: - Есть такой момент. Возьмите выступления нынешних команд. Есть распечатки текстов в Интернете. Смотришь – в тексте, казалось бы, ничего такого, не смешно. А на сцене – это ураган!

С.П.: - Да, сейчас многие команды – актёрские!

Э.Ч.: - Хотя я думаю, что в старом КВН настоящего актёрства было больше!

«Р»: - Спасибо за интервью! Желаю вам и в дальнейшем сохранять ту искру, которую вы несли со сцены и дарили людям!

Беседу провёл Сергей Ляликов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью