Валерий Кибкало: Страховое свидетельство - лучший способ проконтролировать своего работодателя

15.01.2010 в 22:35:26|Общество
0 0
Валерий Кибкало: Страховое свидетельство - лучший способ проконтролировать своего работодателя

С 1 января 2010 года вступил в силу новый порядок формирования и подачи отчетов о начислениях страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. На вопросы о формах и сроках новой отчетности ответил «Репортеру» начальник отдела персонифицированного учета главного управления ПФУ в Одесской области Валерий Кибкало.

«Репортер»: Чем вызвана необходимость введения ежемесячных отчетов в систему персонифицированного учета?

Валерий Кибкало: Сегодня каждый плательщик подает в Пенсионный фонд два основных типа отчетов - ежемесячный расчет уплаты страховых взносов и ежегодные данные в систему персонифицированного учета. В связи с тем, что отчеты подаются в разные отделы Фонда, в разное время и используются в разных системах, для каждого из них существуют свои правила формирования. Вместе с тем источник формирования обоих отчетов единый - это данные первичного бухгалтерского учета. Можно сделать вывод, что это двойная работа как для бухгалтера предприятия, так и для Фонда. В связи с оптимизацией отчетности органа пенсионного фонда Украины была осуществлена модернизация, - новый порядок №26-1, утвержденный постановлением от 5 ноября 2009 года, вступил в силу 1 января. Это основные предпосылки введения ежемесячной отчетности.

«Р.»: Кого коснутся изменения в отчетности?

В. К.: Изменения касаются всех страхователей. Это и юридические лица, и физические лица – предприниматели, работающие как по общей, так и по упрощенной системе налогообложения. Они коснутся также субъектов предпринимательской деятельности и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно. Кардинально изменились также формы отчетности для всех указанных выше категорий страхователей.

«Р.»: Что именно изменилось в порядке предоставления отчетности?

В. К.: Если ранее работодатели предоставляли сведения о стаже и заработке каждого застрахованного ими лица в систему персонифицированного учета один раз в год, в течение всего первого квартала, то начиная с января 2010 года отчет о наемных работниках необходимо будет сдавать ежемесячно. Соответственно введена новая форма предоставления отчетности также для всех категорий страхователей.

«Р.»: Значит, теперь бухгалтерам надо будет ежемесячно сдавать два отчета в Пенсионный фонд?

В. К.: Нет, отчет будет сдаваться один, но содержать он будет не только расчет сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (приложение 23), но и все сведения о заработной плате и стаже каждого работника за отчетный месяц.

«Р.»: Валерий Валериевич, какие сроки установлены в соответствии с новым Порядком для предоставления отчета страхователями за периоды, начиная с 1 января 2010 г. в Пенсионный фонд?

В. К.: Для работодателей, предоставляющих отчет за наемных работников – до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, первый отчет по новому порядку - за январь 2010 года - необходимо будет предоставить до 20 февраля.

В случае физического лица - частного предпринимателя, а также граждан, самостоятельно обеспечивающих себя и членов своей семьи работой – отчет формируется и предоставляется по-прежнему один раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

«Р.»: Что предпринимает Пенсионный фонд для облегчения нагрузки, которая ляжет на плечи бухгалтеров при формировании и предоставлении ежемесячных отчетов?

В. К.: Действительно, территориальные управления предпринимаются все возможные в рамках действующего законодательства меры по облегчению работы. Первое: органы Пенсионного фонда на местах распространяют программное обеспечение, - это программа «АРМ-ЗС» для подготовки отчетов в электронном виде и возможность предоставления отчетов по электронной почте. Эта программа бесплатная, за ней можно обратиться к нам в территориальное управление там, где страхователь зарегистрирован, в отделы персонифицированного учета.

К сожалению, сегодня еще немногие работодатели Одесского региона оценили по достоинству новую возможность, которая позволяет не только подготовить отчет в электронном виде, но и, не покидая своего рабочего места, передать его в управление Пенсионного фонда.

Второе - на местах разработаны графики по приему отчетности. Естественно, вся сложность заключается в том, что на первый квартал текущего года выпало два отчетных периода. Страхователь обязан сдать отчет за девятый год и до 20 февраля уже начать сдавать отчет за январь. Эти графики разработаны, естественно, с учетом максимальной нагрузки в январе.

Со своей стороны мы готовы оказать соответствующую консультационную помощь страхователям. Главное - не откладывать всё на последние дни уходящего года, а это уже решение одной из проблем.

«Р.»: В каком виде можно предоставлять отчетность в органы Пенсионного фонда за отчетные периоды начиная с 2010 года?

В. К.: Законодательно постановлением правления Пенсионного фонда Украины, в частности - порядком №26-1, четко прописаны способы и виды предоставления отчетности в органы Пенсионного фонда. Подчеркну, что предоставления отчетности по почте не предусмотрены.

Существует в целом три вида предоставления отчетности в органы Пенсионного фонда. Это

отчетность в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи; используя этот способ страхователь на законных основаниях освобождается от предоставления отчетности на бумажном носителе.

Это, кроме того, отчетность на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя (физического лица – субъекта предпринимательской деятельности) и скрепленных печатью, вместе с электронной формой на электронных носителях информации.

Это также отчетность на бумажных носителях, если у страхователя количество застрахованных лиц не превышает десяти.

«Р.»: Если говорить о первом виде (электронный вариант с использованием электронной цифровой подписи) - действительно ли этот вариант предпочтительнее и имеет преимущества?

В. К.: Если констатировать факт – действительно, и об этом однозначно свидетельствует статистика. Подача отчетности в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи имеет очевидные преимущества. Очевидность заключается в том, что страхователю нет необходимости сидеть в очереди, которая так или иначе возникает в органах Пенсионного фонда при сдаче отчетности; он сокращает время на составление этой отчетности; в автоматическом режиме идет также обновление форм отчетов. Кроме того, если работодатель отправил 15 числа отчет и затем обнаружил, что так есть некоторые ошибки, он имеет право до 20 числа отправить отчет повторно. Нами учитываться будет последний отправленный отчет. Работодатель также имеет право формировать отчеты с 9.00 до 22.00, - формирование отчета в электронном виде намного шире по временным рамкам.

К сожалению, еще не все понимают преимущества подачи отчетов в электронном виде, но мы надеемся, что в ближайшее время страхователи будут переходить на этот вид отчетности. Динамика контингента страхователей, которые переходят на цифровую отчетность с электронной цифровой подписью, увеличивается.

«Р.»: Какие проблемы могут возникнуть у страхователей при переходе на новую отчетность?

В. К.: Конечно, внедрение нового порядка предоставления отчетности возлагает большую ответственность как на специалистов Пенсионного фонда - по организации приема и обработки отчетности, так и на страхователей - по своевременному предоставлению достоверных сведений. Безусловно, успех будет зависеть от взаимодействия двух сторон. С учетом того, что начало года связано с повышенной нагрузкой по подготовке большого количества отчетных документов, хочу еще раз попросить страхователей не откладывать всё на последние дни, поскольку потребуется время для того, чтобы разобраться с новыми формами отчетности, свести данные годового отчета за 2009 год.

На сегодняшний день проблему мы видим в том, что совпадают два отчетных периода. Графики предоставления годовой отчетности сформированы с учетом максимальной нагрузки в январе. Повторю, что со своей стороны мы готовы оказать соответствующую консультационную помощь страхователям.

«Р.»: Насколько я понимаю, изменения в отчетности довольно серьезные. Где страхователи могут с ними ознакомиться?

В. К.: Страхователи могут ознакомиться с новым Порядком в печатных средствах массовой информации, например - в «Пенсионном курьере». Кроме того, запланирован целый ряд информационно-разъяснительных мероприятий по внедрению нового Порядка. Территориальные органы Фонда уже проводят учебные семинары с представителями работодателей, в частности, на базе Одесского городского центра занятости - там каждый день в 11.00 проводятся семинары на эту тему.

Но для этого по предварительной записи нужно обратиться в свой территориальный орган Пенсионного фонда. Заинтересованных лиц просим обращаться в соответствующие территориальные управления, где им сообщат о планируемых семинарах и предоставят другую интересующую их информацию.

«Р.»: Часто ли люди интересуются, что представляют собой сегодня страховые свидетельства?

В. К.: Я хотел бы напомнить страхователям, что при сдаче годовой отчетности за девятый год нужно оформить анкеты для получения страховых свидетельств на вновь принятых наемных работников (так называемых застрахованных лиц). Каждое застрахованное лицо должно получить страховое свидетельство. Если это вновь зарегистрированный частный предприниматель, он по месту регистрации органов Пенсионного фонда обращается в отдел персонификации и заполняет анкету для получения страхового свидетельства.

На сегодняшний день страховое свидетельство - это один из способов проконтролировать своего работодателя по уплате взносов в органы Пенсионного фонда. Мы помним, что для назначения пенсии берется страховой стаж, а страховой стаж определяется исключительно за те периоды, за которые были уплачены страховые взносы в органы Пенсионного фонда. Можно подойти к информационному киоску, который есть во всех территориальных управлениях, и с помощью карточки застрахованного лица поинтересоваться сведениями за предыдущие годы, предоставленными работодателем. Там же можно, используя информационный киоск, посмотреть расписание приема должностных лиц или перечень документов, который необходим для назначения пенсии, и так далее.

«Р.»: Насколько трудоемким является процесс выдачи, получения страхового свидетельства?

В. К.: Этот процесс никак не трудоемкий и не сложный. Если это застрахованное лицо, то работодатель предоставляет заполненные анкеты в тот орган Пенсионного фонда, где он зарегистрирован, орган Пенсионного фонда передает эти анкеты в Киев, где изготавливаются страховые свидетельства. Затем идет обратный порядок. Оформленные страховые свидетельства в виде перечня предоставляются страхователю, а тот в свою очередь раздает страховые свидетельства застрахованным лицам. Если это частный предприниматель, то он должен обратиться в отдел персонификации по месту регистрации органов Пенсионного фонда и заполнить анкету для получения страхового свидетельства.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью