Никита Михалков: Бездарное, не в фокусе снятое кино называют «арт-хаусом»

02.09.2011 в 21:02:35|Любопытно
35 3
Никита Михалков: Бездарное, не в фокусе снятое кино называют «арт-хаусом»

Не путайте белое с острым. Н. Михалков.

- Первое, что я хотел сказать, я еще раз убедился: Одесса – это явление какое-то, такой энергетический сгусток чего-то несоединимого ни в одном месте на земном шаре. Такое фантастическое сочетание моря, архитектуры, людей, истории, абсолютно колоссального характера. Я здесь не был с окончания съемок «Рабы любви», а это 35 лет.

-А «Золотой Дюк»?

- А он не раньше был? 22 года назад? Ну, не такая большая разница. Где 20, там и 35. Но то, что я увидел сейчас, самое главное я увидел в городе: он остается уникальным и единственным.

- Как Вы оцениваете свою награду на одесском кинофестивале?

- Я действительно не ждал от ОМКФ наград, и это было не обычное кокетство, мол, «Да что вы говорите?», у меня даже в расписании этого не было! И я действительно очень благодарен, поскольку нечаянная радость – это самая желанная радость. Конечно, уже появилась стенгазета в Интернете, мол, мы с Малковичем ездим по миру и вручаем друг другу награды.

Что касается кинофестиваля как явления, здесь есть две вещи – программа фестиваля и температура, то есть атмосфера фестиваля. Та аура, в которой он происходит, со всеми плюсами и минусами, но самое главное – это оправдано, когда есть, что смотреть в кино. Я должен сказать, что 12 лет назад, когда Московский кинофестиваль полностью лежал на боку, его было очень трудно поднимать, ведь если фестивали класса «А» умирают, поднять их очень трудно. В основном на фестивале в те годы выясняли только, где какая пьянка, где тусовка какая, и мало кого интересовало кино. Сегодня на ММКФ люди меняются билетами, выясняют, что надо смотреть, и по количеству разноплановых лент он приобрел, похоже, ту энергетику, то лицо, которое меня очень радует. Я очень желаю Виктории (Тигипко – ред.), чтобы она смогла смотреть кино, а не быть перевозчиком, поваром, политиком, потому что я уже три года могу посмотреть кино, а это значит, что фестивальная команда работает.

А атмосфера на кинофестивале такая живая, как сама Одесса. Мы заехали на «Привоз», там сидела какая-то старуха, прямо из одесских анекдотов. Кто-то подходит, мол, давайте сфотографируемся, а она: «Ты лучше бесплатно что-то дай! Дай рыбки ему лучше, а то будешь ходить рассказывать, с кем сфоткалась». – «А вы сфотографироваться не хотите?» - «Не хочу!» - «А бесплатно что-нибудь дать?» - «Тоже не хочу!»

- Отличается ли температура «Золотого Дюка» и «ОМКФ», сопоставимы ли они?

- О «Дюке» я помню, что очень пьяно все было, вообще мало что помню (смеется – ред.). Такая была большая тусовка, не помню даже, чтобы кино какое-то было. Нет, оно, наверняка, было, но не это было главным поводом для сборов. Действительно, было весело, здорово, интересно и смешно, и трогательно, как это всегда бывает в Одессе. Но это и кинофестивалем можно было не называть, это могло быть что угодно. А то что, я сейчас вижу - это профессиональный фестиваль. В нем есть сила и энергия. Я думаю, что очень хороший плацдарм сейчас создается для того, чтобы в Украину приходило кино – американское, европейское, русское.

- Продолжая разговор о погоде, какова температура Союза кинематографистов, который Вы возглавляете? Постоянно звучат какие-то заявления, кто-то куда-то откалывается…

- А кто откалывается? В Союзе кинематографистов 5000 членов, образовался некий Киносоюз – 150 человек, к тому же ни одного артиста. Союз, где нет ни одного артиста, а вы обязаны со мной согласиться, что артист и есть «зерно кинематографа», не может называться союзом кинематографистов. Это союз кинокритиков, к которым примкнули некоторые режиссеры, ну так и дай им Бог процветания! А принципиальная вещь такая – люди говорят: «Нам не нравится!». Но они забывают об одной очень важной вещи: люди или организации объединяются против того, что им не нравится и побеждают. А потом понимают, что не нравится им одно, нравятся совсем разные вещи. В этом случае продолжения у этой организации нет. Единственное, что я могу сказать, и это принципиально важно: человек может входить в огромное количество всевозможных союзов, но та помощь, которую мы оказываем старикам, болящим, с операциями, просто с прибавками к пенсии. Последним занимается фонд «Урга – территория любви» - это более чем миллион долларов в год, а это огромные деньги для подобной организации. С этого момента первыми помощь будут получать все-таки те, кто остался в Союзе кинематографистов. Есть организация – флаг вам в руки, но мы получаем от членов Союза письма с примерным текстом: «Почему деньги, которые должны идти на помощь нам, идут каким-то другим союзам?», и они правы. А все остальное – время покажет, но в любом случае я не представляю случая, чтобы киносоюз назывался «киносоюзом» без единого артиста.

- Какие чувства Вы испытывали, когда ОМКФ открылся «Артистом», в то время как ММКФ открылся третьими «Тарнсформерами»?

- «Артист» - замечательный фильм. Только не надо путать острое с белым. Хотим мы этого или не хотим, но сегодня кинофестиваль – это часть киноиндустрии, а киноиндустрия неразрывно связана с американским кинопроизводством. Любой фестиваль нуждается в развитии. Американцы, я сейчас не обсуждаю компьютерную игру «Трансформеры», хотят собрать этой лентой около миллиарда долларов, - это серьезный бизнес. И они когда приезжают на мировую премьеру в Москву, привозят с собой девяносто камер, чем, естественно, пиарят Московский кинофестиваль. Поверьте, это не мои вкусовые предпочтения. Одесский кинофестиваль молодой, он пока еще может себе позволить открываться арт-хаусом. Но когда войдет в класс «А» – не сможет. Как говорит мой друг и коллега Юра Николаев: «сорок минут позора – и обеспеченная старость».

- Каким должно быть российское (и украинское кино), чтобы получать американские сборы?

- Не нужно культивировать плохое кино и называть его арт-хаусом. Бездарное, некрасивое, не в фокусе снятое кино обрекают «арт-хаусом» и дают ему «Белого слона» (видимо, Никита Сергеевич имеет в виду картину Бакура Бакурадзе «Охотник», получившую в этом году приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» - авт.). Когда мы выпускали «Сибирского цирюльника», мы сделали 30 копий, тогда было 36 кинотеатров в стране, и фильм крутили 4 года. Мы заработали по тем временам 2,5 миллиона долларов, а это колоссальные деньги. Мы своими же руками отвернули зрителя от российского кинематографа. Но, слава Богу, есть такие режиссеры, как Дуня Смирнова, которая снимает человеческую, трогательную картину (лента «Два дня», презентованная на ОМКФ в рамках программы «Новое российское кино» - авт.), где блистательно играют Ксения и Федя (Ксения Раппопорт и Федор Бондарчук – авт.). Так что хорошее кино уже возрождается.

- Какова, на Ваш взгляд, ситуация с украинским кино и есть ли у Вас «планы» на Одессу?

- На мой взгляд, украинское кино находится в кризисном положении, мои друзья, мастера, в основном, занимаются сериалами. Так что кино, к которому я привык, не наблюдается. Что касается Одессы, с ней у меня всегда были особые отношения, потому что очень легко сюда приехать, уехать тяжело. Однажды мы приехали в Одессу и администратор три недели нас отсюда пытался вытащить – выбирали натуру… А планы есть – соединяю полезное с приятным, здесь работают мои художники, мне нужен для моей новой ленты по Бунину Юг, 20-й год, для первых трех сцен фильма, когда появляется извещение, что «все белые офицеры и казаки, сдавшие оружие, погоны и признавшие советскую власть, будут отпущены под честное слово». Этого не произошло, конечно. Так вот для такого сборного пункта мне нужен пирс, с которого видно море. Мне очень хочется вернуться сюда, снимать, конечно, если бы приняли.

- Как складываются отношения с Интернетом? В последнее время Вы появились во всех социальных сетях…

- У меня был неприятный опыт, когда картину «Утомленные солнцем-2» начали просто уничтожать в Интернете чуть ли не за полгода до выхода фильма. Приход в Интернет, конечно, не связан с желанием кому-то ответить, хотя вопросов очень много. Да у меня 10000 «фрэндов» вот так, просто. Им хочется общаться, и это главное. Мы не баним никакой мерзости, потому что, пытаясь кого-то анонимно очернить, очернишь только свою душу. Но есть и совершенно потрясающие отзывы, такие разборы. А лучший – когда девочка написала, что 4 года не разговаривала с родителями, а после ленты позвонила им. Такое влияние на сознание художественного произведения дорогого стоит. Поэтому мы решили объявить конкурс на лучшую рецензию на «Утомленные солнцем - 2». И мы получили более 400 рецензий, отобрали 18 и оказались в тупике. В конце концов, отобрали 3 первых,3 вторых и 3 третьих. И их я собрал всех. Был там один парень из Тольятти, он предложил: «А давайте мы создадим свой форум, зрительский». Критики, безусловно, должны существовать как институт, как кузница теоретической мысли о кино. Но есть же еще и эмоциональное отношение когда ты не ангажирован ни своим журналом, ни газетой, когда ты не можешь перешагнуть через свое личное отношение и обсуждаешь не картину, а режиссера, - нет, ты просто зритель. Я думаю, что это будет прекрасно, потому что мне кажется очень важным, чтобы возникла эдакая альтернативная позиция у думающего зрителя, который не обязательно должен быть профессиональным кинокритиком, но высказывает свою точку зрения, току зрения заинтересованного человека.

- Закончим на кино. Герой американский хорошо понятен и давно известен? А есть ли современный российский киногерой?

- Я могу вам назвать многие картины, где люди ездят на новых машинах, говорят на сленге, но при этом фильм ничего не показывает нового. И наоборот, люди могу ходить в тигровых шкурах. Ведь что важно: что заполняет человеческий характер. Хороший, плохой – неважно, самое главное подход. Стакан может быть полупустой, а может быть полуполный, и во втором случае больше воды не прибавляется. Если есть движение к катарсису... Конечно же, это не есть панацея для всех. Есть другое кино, и оно должно быть! И при советской власти были Бондарчук, Озеров, Данелия, а рядом были Кира Муратова, Тарковский , Герман… Да, у них было больше проблем, но их картины все равно выходили, и, в конечном итоге, составляли общую ценность русского, а тогда советского, кино. Поэтому для меня точка отсчета – это современный герой, а не «Давайте снимем кино о нанотехнологиях, и это будет очень современно».

- А как же стереотипы: 15 лет назад это были нувориши, потом…

- Они все остались, посмотрите сериалы! И менты, и нувориши, и наркоманы, это все никуда не пропало, к сожалению. Исключение – «Ликвидация», потому что это, хот и телевизионное, но кино, характерные взаимоотношения. Это еще интересно смотреть, это плюс к характерам и взаимоотношениям экшн, детектив. Но такие фильмы можно пересчитать на пальцах одной руки.


Читайте также

Александр Станкевич: В стариков, женщин и детей не стреляем!
Александр Станкевич: В стариков, женщин и детей не стреляем!

Одесский КВН всегда был и остается отдушиной для тысяч студентов, не мыслящих себя без шуток и юмора.

11.03 в 15:38:11|Любопытно
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью