Книга Перемен улицы Дерибасовской ФОТО

19.09.2013 в 11:20:23
Архитектура
1 0

Главная улица раз и навсегда становится символом города. К ней тянутся люди, а за ними – сфера управления, торговли, развлечений и отдыха. Эти силы начинают видоизменять ее сообразно тому, что считается в данный момент наиболее уместным, красивым и желанным. Проходят десятилетия, и главная улица, для которой эпоха перемен не заканчивается никогда, превращается в квинтессенцию своего города, концентрат его истории и культуры.

Книга Перемен улицы Дерибасовской не закрывалась никогда. Только в ХХ веке над Одессой пронеслось несколько абсолютно разных эпох. Каждая несла свой образ мыслей, эстетику и архитектуру. И каждая считала нужным и важным оставить свой след на главной улице города.

Новая старина

Пришедшая в Одессу после 1900 года эпоха модерна чем-то напоминала наше время гремучим сочетанием коммерческого цинизма и смутных духовных поисков с углублением в мифологию и мистику. Индустриализация делала возможным невиданный ранее технологический комфорт, но пока только для тех, кто располагал средствами. Новое поколение коммерсантов добывало их любым путем, насмехаясь над прежним укладом жизни. На отказе от прошлого настаивало и чувство бесконечного, бесповоротного прогресса, на путь которого вышло человечество.

Разумеется, это не единственная причина, по которой в Одессе начался массовый снос старых домов ради строительства новых. Но, в отличие от конца ХIХ века, теперь все чаще разрушаются не хатки, а полноценные 2-х и даже 3-этажные доходные дома. Прибыль застройщику в таком случае обеспечивает повышенная этажность и полное исчезновение двора как социального пространства. Двор нового типа служит чисто инженерной цели, отвечая за минимальный доступ света и воздуха. Застройщику очень жаль, что на это приходиться «убить» 20% участка. Для колодца, беседок и сараев места больше нет.

На Дерибасовскую «модерн по-одесски» ворвался огромным доходным домом Я. Новикова (№12 на углу Ришельевской). Построенный на месте двух старинных домиков, он возвышался на 5 этажей и отличался от соседей аскетичным оформлением фасада. Здание сразу вызвало неприятие у многих одесситов. Любопытно, что проектировавший его Семен Ландесман – один из самых оригинальных и «вкусных» архитекторов своего времени.

С другой стороны Дерибасовской нависла над Горсадом «Большая Московская». Ее тоже невзлюбили, как не любят в Одессе все новое, но ни в какое сравнение с №12 она не шла. Архитектор Лев Влодек создал шедевр живописного модерна – необычное здание с большими окнами и диковинными на то время (1904-й год) декоративными элементами. Надо сказать, что впоследствии у нас появилось совсем немного зданий похожей архитектуры – в отличие от Киева, Харькова, Полтавы, Житомира или, скажем, Ивано-Франковска. «Пуп Земли» был перенаселен, участки стоили дорого и большинство застройщиков не решались на украшательства.

Великие 50-е

После революции большая история на какое-то время отвернулась от Одессы и, наверное, сделала правильно. Пока усилиями масс росли Москва, Урал, Донбасс, о нашем далеком от индустриальной базы и, к тому же, прогнившем в буржуазных соках городе в Кремле особо не задумывались. Дореволюционная численность населения была достигнута только перед войной, а потому для одесситов в 20-е и 30-е годы строилось немного. Правда, для трудящихся всей страны появилось множество санаториев, но к Дерибасовской это не относится.

«Очнулась» Одесса после войны. Город получил важное значение как стратегический порт и пограничный плацдарм. Население прирастает военными, среди которых много сотрудников спецподразделений.

А еще в Одессе появляется собственная китобойная флотилия. Она нужна всей стране, ведь в условиях плохого питания и авитаминоза добываемый ею рыбий жир используется для профилактики рахита у детишек. И вскоре на Дерибасовской, 14 появляется роскошная «сталинка» - дом китобойной флотилии «Слава». В целом это достойный образец сталинского классицизма, чья красота основывается не на вензельках и цветочках, а на выверенных пропорциях, удачном горизонтальном делении фасада и интересным балконным секциям. Проектом руководил знаменитый впоследствии архитектор Генрих Топуз, закончено здание в 1956 году.

Рядом с ней, впритык к упомянутому дому Новикова, строится здание проектного института №3, позднее перепрофилированного в городскую поликлинику. Все три дома образуют 130-метровый фасад, единый по этажности, объему и цвету. Напротив, на Дерибасовской, 11, в 1956 году было окончено строительство здания для Одесского филиала Госбанка СССР. Таким образом, между Ришельевской и Екатерининской образовалась «улица в улице», несхожая по своей эстетике с оранжево-белым окружением старого города.

Говоря о «сталинках» как культурном феномене, можно ометить интересные черты тоталитарной эпохи. Во-первых, желание преодолеть оковы реальности. Неважно, что мы едва сводим концы с концами, наше искусство, как и наша Родина, должны быть Великими. Во-вторых, режим искал себе социальную опору и нашел выход в том, чтобы задобрить полезную часть общества – чиновников, ученых, офицеров, тех же китобоев – хорошими условиями существования. Поэтому на фоне разрухи и неустроенности, бараков и коммуналок, в Одессе появляются дома, где 20-30% сметы идет на декоративные элементы. Далеко не все из строей комфортны.

Гвоздь программы

«Хватит!» - сказал Хрущев в 1955 году. Впервые за длительный исторический период, а, может, и вообще впервые, страна повернулась лицом к простому человеку. Уже через несколько лет появились первые модификации «хрущевок». И поскольку преодоление бытовых ограничений было возведено в ранг государственной идеологии, «хрущевку» предъявили Дерибасовской так же принципиально, как и Кеннеди – Кузькину Мать. Своя логика в этом есть – даже сегодня 20% одесситов проживает в типовых пятиэтажках, так почему бы не найти для них место на главной улице?

Белоснежная и ласковая, в наши дни «хрущевка» на Дерибасовской, 20 затушевалась за деревьями и навесами кафе. Но представьте, что всего этого нет, и прямо у Горсада вы видите самую обыкновенную «хрущобу». Этот памятник эпохе сдан в начале 1961 года трестом «Одесстрансстрой». В то же время похожий проект был реализован Французском бульваре, 22. В обоих домах весь первый этаж был отдан под общепиты, магазины и ателье.

Иго высокого жанра

Хотя сейчас модно навешивать на СССР ярлыки, фактически речь идет о нескольких не во всем похожих друг на друга обществах, функционировавших в разные времена по схожим принципам. Скажем, СССР позднего Хрущева и Брежнева – это очень авангардное общество в плане литературы и искусства. И если в «демократиях» народ мог не покупать то, что ему не нравится, а общественность могла свободно выражать свое недовольство, то у нас «авангард» навязывался на государственном уровне. Скажем, приходил заслуженный архитектор в строительное ведомство, доставал чертежи своей «пластичной массы с активной вертикалью» и заявлял: «Вашу мать! Это же красиво!». Чиновники чесали голову и соглашались: «Хрен с ним, ведь это экономично и индустриально». Именно так рождался очередной шедевр «брежневского» авангарда.

Разумеется, подобное сооружение обязательно должно было появиться и на Дерибасовской. Одесса стала важным туристическим центром, где бывало много иностранцев. Властям хотелось, чтобы город смотрелся более современно, «на уровне». Для этого была создана рабочая группа по проекту реконструкции Дерибасовской. Их детищем стал большой ресторан на углу с улицей Маркса (Екатерининской). Он был сдан  в 1968 году, и в честь 50-летия Октября был назван «Юбилейным». Не приходится сомневаться, что если бы проектировщикам расширили финансирование, то они бы застроили половину Дерибасовской подобными «авангардными» постройками.

Интересно, что возглавлявшая рабочую группу архитектор Лариса Швальбина уже в 1974 году эмигрировала в Нью-Йорк. Там она устроилась в городское управление транспорта, где занималась  проектированием магистралей и скверов.

От судьбы не убежишь

В 80-е годы большая часть населения и тем более чиновники были уверены в том, что мы на правильном пути. Страна развивается, запросы населения растут, а значит, нужно подумать об удовлетворении культурных и эстетических потребностей.

В это же время происходит переоценка строительных достижений прошлого. Все чаще звучит сожаление по поводу того, во что превратилась Одесса. На уровне проектов все большее внимание уделяется вопросам реабилитации старого фонда, а не его замены современными площадями.

И вот, в начале 80-х годов группа архитекторов с подачи горисполкома готовит концепцию обновления Дерибасовской. Вот как пишет об этом газета «Знамя коммунизма» от 24 июня 1984 года. «Предусматриваются большие и сложные работы по омоложению всего проспекта. Предстоит отреставрировать старые и молодые здания, благоустроить дворы и тротуары, установить мемориальные доски... оригинальные светильники, реставрировать витрины, которые не нарушали бы стиль того или иного здания, изменить торговый профиль магазинов. На летние улицы вынести столики, кафе». В числе прочего предлагалось возродить старую традицию «Духовой оркестр играет в Городском саду», расцветить мостовую белым мрамором, а на брусчатке установить скульптурные композиции.

Как видим, почти все из вышеперечисленного реализовано в наши дни. Но 30 лет назад концепция вызвала множество споров и протесты со стороны интеллигенции. «Останется ли улица Дерибасовская Дерибасовской?» - вопрошал заслуженный художник Михаил Божий, а простые люди недоумевали по поводу намеченного переноса популярного магазина «Гудзики», которому не было места на обновленной улице. Надо сказать, что к тому времени публика уже была раздражена тем, что городские власти забрали с Дерибасовской троллейбус.

Протезы Одессы-мамы

Куда более неотложной была необходимость капитального ремонта старых зданий. Когда мы радуемся покраске фасадов, нам стоит задуматься о том, что в радикальные 60-е специалисты предлагали снести добрую половину старых домов за негодностью, а в более гуманные 80-е инженеры искали способы максимально удешевить капремонт. Уже тогда вопрос сохранения исторического центра стоял очень остро, а средств для этого не было – квадратный метр комплексной реконструкции стоил едва ли не больше, чем метр нового строительства. Во всем мире такие задачи решают, привлекая частных инвесторов. В СССР такой возможности не было, поэтому оставалось уповать только на государство.

На Дерибасовской успели реконструировать только один дом - №10 на углу Ришельевской. Внешне он остался прежним, но стены его прошили металлическими прутьями, а лестничная клетка и система проходов была полностью заменена. В этом легко убедиться сегодня, зайдя в парадную – она абсолютно «советская». Кажется, что ты оказался в «сталинке», хотя находишься в «бельгийке».

Разумеется, в доме была хорошо починена крыша и укреплен фундамент. Все это позволяет надееяться, что дом Мель 1886 года простоит еще не один десяток лет. Сегодня пользу от советской реконструкции получают местные риэлторы – почти все квартиры дома сдаются в аренду туристам.

«Европейский» город

Символом эпохи капитализма стало одиозное здание ТЦ «Европа». Хотя оно удостоилось нескольких архитектурных премий, во мнениях простых одесситов ему не повезло. Надо сказать, что сам проект выполнен качественно, просто речь идет об архитектуре нового типа, которая отличается от окружающей классики так же сильно, как конструктивизм от барокко. Естественно, многим «Европа» показалась неуместной. В этой связи сильной стороной проекта является то, что фасад занимает четвертую часть квартала, а по высоте комплекс не выбивается из общего ритма. Это вам не «Кемпински» на Морвокзале.

Можно сказать, что новое время обошлось с Дерибасовской вполне щадящим образом. Улица сумела выстоять благодаря своей «крутизне» - желающих реконструировать дома стоимостью 4-7 тыс. долл. не нашлось. Вместе с тем, благодаря бизнесу удалось укрепить здоровье многих домов. Те же, кого обошло внимание инвесторов, с каждым годом выглядят все печальней.

Наибольшие изменения произошли на тротуарах. Еще никогда они не были в такой степени перегружены кафе, притом весьма дорогими и не всегда хорошими. Более конструктивную роль сыграли магазины, рассчитанные на самые разные слои населения. Их присутствие на Дерибасовской превратило ее в огромный магнит, который привлекает и удерживает людей со всего города. По этой причине улица, особенно в летнее время, стала куда более шумной и суетливой, чем прежде.

Но на этом Книга Перемен нашей Дерибасовской не заканчивается. Годы идут, и здания только стареют. На их месте появятся новые. Может, это будет стекло и бетон, а может, что-то принципиально новое, чего мы еще не знаем. Важно, чтобы на улице оставался дух города. Тогда это будет живое пространство, а не коридор для людей, делающих шопинг.  


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью