Где стоит учиться одесским школьникам?

22.10.2013 в 01:21:22
Общество
1 0

Украинские «образователи» бьют тревогу: школьники не хотят учиться и с каждым годом все основательнее «проваливают» внешнее независимое тестирование. А проходной минимум в 124 балла на поверку оказывается не таким уж минимумом. В то же время в отечественную систему образования с подачи господина Табачника практически каждые полгода вносятся какие-либо изменения. Но есть ли результат? Только в Одессе насчитывается несколько десятков школ, которые берут на себя обязательство предоставить ребенку максимально качественное образование. Так, сегодня предлагается два типа средних образовательных учреждений: государственные и частные. Рассмотрим преимущества и недостатки как первых, так и вторых, с точки зрения максимального уровня знаний учащихся и соответствия современным требованиям к разностороннему развитию ребенка.

Гармоничное развитие личности

С этой необходимой для каждого ребенка нормой, с точки зрения большинства родителей, лучше справляются частные школы. Как правило, подобные учебные заведения предлагают целый ряд внеклассных услуг: секции, кружки, различные творческие студии и т.д. Школьники имеют возможность распределиться по интересам: кто-то решит посещать студию фотографии, а кто-то обучаться верховой езде. Это, по мнению большинства психологов, помогает детям развиваться гармонично и находить единомышленников. Частные школы предлагают ребенку формы обучения полного дня, где есть место не только учебе, но и живому общению.

Многие одесские родители утверждают, что государственные школы не позволяют раскрываться способностям детей. Так, одесситка Кира отмечает, что забрала дочку из обычной школы в третьем классе и перевела в частную, после того как поняла, что в обычном учебном заведении ее ребенок совершенно не развивается. «Нам - повезло. Наш классный руководитель в частной школе просто замечательный педагог - знания, творческий подход, дисциплина и человеческое тепло», - подчеркивает женщина.

В государственных школах же, напротив, внеклассные занятия - это большая редкость. Практика кружков, школьных театров, пения и танцев на базе учреждений, которая так широко применялась во времена Советского Союза, все больше отмирает. «Я считаю, что школа школе рознь. Многое зависит от размеров учебного заведения – если школа маленькая, то и бюджет соответственный, – рассказывает мать двух одесских школьниц Евгения. - Касательно культурной программы в нашей школе (ред. государственного типа) могу сказать, что никаких творческих вечеров для детей не проводится, нет кружков и секций. Организаторская работа нулевая, поэтому мои дети ходят на танцы и в художественную школу в другие места».

К тому же, как отмечают родители, в государственных, к сожалению, отсутствует индивидуальный подход. В частных 10 человек составляют один класс, а значит каждому ребенку уделяется должное внимание, раскрывается личность и индивидуальные особенности школьника. Однако именно это пополняет копилку минусов в графе частных школ, поскольку постоянное внимание и тщательный контроль ограничивают свободу ребенка, а значит и не дают должным образом развиваться. К примеру, будучи школьниками мы могли легко избежать родительского наказания. Многие из нас прятали дневник, вырывали из него странички и рассказывали о том, что «табель еще не выдали». Это высвобождало ребенка из оков контроля, и учило принимать самостоятельные решения. В противовес подобной практике сейчас все частные школы Одессы применяют в ходе обучения систему электронного дневника и видеонаблюдения. Каждый родитель в любую секунду может проконтролировать сына или дочь, а также наблюдать за их поведением на уроках. «Теоретики педагогики утверждают, что ребенка нельзя подвергать такому гнетущему контролю, – объясняет детский психолог Виктория Симонова. - Большинство психологов поддерживает постулат: «Прогресс в развитии школы будет заключаться только в прогрессирующем освобождении ребенка от внешнего и внутреннего гнета».

Ученье свет, а неученье тьма

В желании предложить уникальные условия обучения частные школы попали в своеобразную ловушку, сооруженную собственными руками. Так, с одной стороны, быть как обычная школа это уж совсем «некомильфо», а нестандартная образовательная программа наносит частичный ущерб изучению обязательных предметов. И об этом ярко свидетельствуют данные об успешности абитуриентов на внешнем независимом тестировании.

И действительно, учебная программа обычных школ намного больше соответствует программам ВНТ. Нет смысла перечислять все предметы, которые изучаются в обычных школах, но стоит отметить, что основной упор идет все же на тщательное изучение украинского языка. Так, согласно данным Министерства образования Украины, в младшей школе отведено целых 28 часов на изучение украинского языка, когда в частных школах - около 15-20 часов в зависимости от программы.

Именно тщательное изучение «украинских» предметов помогает абитуриентам быть более интегрированными в процесс внешнего тестирования, и восполнить недостающие баллы благодаря высокой оценке «по языку». Так, к примеру, в одной их частных школ Одессы уверили, что их программы выше государственных стандартов: упор идет на изучение китайского и турецкого языков, а не украинского. В обучении детей больший акцент делают на уроках бизнеса, а значит и языки следует знать те, на которых будущим бизнесменам придется чаще общаться на деловых встречах. «Детальное изучение украинского языка – это потеря времени и перегрузка», - уверяют в учебном заведение. И здесь хочется спросить: неужели китайский и турецкий помогут выпускникам поступить, а главное успешно учиться в вузе, учитывая, что практически каждый предмет в университете читается на украинском языке? Если, конечно же, выпускник не планирует обучаться в иностранном «выше».

В то же время говорить о высоком качестве образования в государственных школах также не приходится. Так, мама ученицы 7-го класса рассказывает: «У нас школа маленькая, учителей иногда не хватает. Например, на всю школу один учитель географии и один истории и если кто-то заболеет, то у детей очень много выпадает уроков». Эту же информацию подтверждает и сама ученица: «На физике и химии мы не проводим эксперименты на лабораторных, а просто пишем, так как у школы нет возможности закупать оборудование, - рассказывает Оля. - А на некоторых предметах, например на психологии, только время убиваем – кроме тестов ничего не пишем. И книжки у нас старые очень и разваливаются, но это, наверное, во всех школах». И действительно, финансирование образовательной системы в 2013 году составило всего 79,4 миллиардов гривень на все учебные заведения страны. В то время, как в частных школах только один ученик платит «в кассу» около 20 тысяч гривень в год.

Из-за подобных проблем в сфере образования большинству сознательных родителей приходится нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам, а это дополнительные затраты.

Цветы жизни?

Многие годы и даже десятилетия психологи всех стран и континентов пытаются выяснить: как лучше воспитывать ребенка – в повсеместной заботе, либо же позволять чаду создавать и решать свои проблемы самостоятельно? Оплотом этих двух позиций на сегодняшний день во многом становятся частные и государственные школы. Так, если в «обычных общеобразовательных» ребенок попадает в условия, где приходится становится настоящим бойцом, то в «элитных» детей превращают в комнатные выхоленные растения. «У нас с мужем была возможность отдать нашу Настю в частную школу, но мы не захотели, – рассказывает одесская мама Марина. – Я уверена, что дети после подобных учебных заведений становятся слишком слабыми и неумеющими отстаивать свои права. Приходилось наблюдать несколько таких примеров».

И, действительно, 4-разовое питание, повсеместное внимание и защита, конечно же, способны развить в школьнике гармоничную личность, поскольку у ученика автоматически отпадает ряд проблем, с которыми необходимо справляться. Но вряд ли в таких условиях возможно научиться бороться за свои права во взрослой жизни. Совсем недавно психологи и психиатры обнаружили, что воспитанники частных школ, престижных гимназий и лицеев гораздо чаще страдают психическими расстройствами. «Особенно часто гимназисты жалуются на межличностные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, на негативную самооценку, на ощущение своей неспособности справиться с проблемами, на плохое настроение. – объясняет в своей работе профессор психологии Алла Холмогорова, - Именно по этим шкалам среди учеников школ с усиленной программой обучения в два-три раза больше детей, попадающих в группу риска по развитию депрессивных расстройств». В результате, отмечают эксперты, ученики престижных школ неспособны к адаптации, они привыкают к тому, что внешние обстоятельства сами подстраиваются, а значит и делать ничего не нужно.

Что касается цены вопроса, то она разнится кардинально. Так, в среднем год обучения в частной школе стоит около 9-10 тысяч гривень. Однако если постараться, то можно найти и цену в 6 тысяч, но это граничный минимум, который существует в нашем городе. Самые «навороченные» и престижные школы Одессы могут обойтись родителям во все 18-20 тысяч гривень в год. В то же время год обучения в бесплатном государственном учреждении так же не бесплатен (простите за тавтологию): ремонт (200-300 гривень с человека) + классные нужды (30-50 гривень в месяц) + подарки учителям (по 50 гривень с человека на каждый праздник) + «на книги» (около 300 гривень) - выливаются родителям в круглую сумму.

Сложно оспаривать факт, что украинская система образования требует кардинального реформирования. И здесь вопрос уже стоит не столько в выборе государственного или частного учебного заведения, сколько в усовершенствовании программ, и в подготовке более компетентных специалистов. Так, недавно система образования Украины была признана самой слабой в Европе. Согласно результатам Института Горшенина, качеством нашего образования не доволен каждый второй украинец. 


Читайте также

Государственные и частные школы Одессы: «за» и «против»
21.10 в 20:20:56|Общество
0 0

В Международной академической школе «Одесса» действует современная система безопасности
09.02 в 16:51:00|Общество
0 0

Объединённое высшее профессионально-техническое училище сферы услуг Национального университета «Одесская юридическая академия» отмечает 75-летие
12.02 в 14:11:00|Общество
0 0

Топ самых престижных частных школ Украины
14.02 в 17:03:00|Общество
0 0

Факультет самых современных профессий: Психология, политология и социология названы профессиями XXI века
04.02 в 14:36:00|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью