Кинодайджест ОМКФ: Иранская палитра и французский сплин

22.07.2015 в 08:50:31
Культура
1 0

Четвертый конкурсный день Одесского международного кинофестиваля принесли нам кино этническое – иранское, и французское. Его прелесть в том, что в случае с Ираном мы вскрываем для себя целый неизведанный пласт культуры, культуры, обычаев и законов, абсолютно нам неизвестных и во многом чуждых. Франция предстает перед нами классически-ностальгической и претендующей на историю настроений и чувств, не идущих на поводу у зрителя. 

Астрагал моей души

Просмотр свежего фестивального фильма французского режиссера Бриджет Си «Астрагал» напомнил мне книгу, стоявшую на полках советской молодежи 1970-1980-х гг. прошлого столетия «Здравствуй, грусть!» Франсуазы Саган. Особый французский сплин, романтическая героиня, флер детективной недозволенности – ты будто читаешь страницы забытой книги, той самой, которая пылится на полке, не прочитанная ни разу. Ну, оно и не мудрено: ведь «Астрагал» снят по одноименному роману Альбертины Сарразен, где она повествует о своей непростой молодости. Увы, автор книги умерла молодой в результате ошибки врачей и не смогла насладиться просмотром экранизации своего творения.

Фабула фильма такова: 19-летняя бунтовщица Альбертин убегает из тюрьмы, где отбывала срок за ограбление. Она падает и ломает кость лодыжки - астрагал. Её спасает бандит Жюльен, и между ними зарождается пылкая страсть. Он увозит её и прячет в Париже. В новом убежище девушке придётся лечить перелом и любовные раны в постоянном ожидании Жюльена.

Эта история о беспутной молодости рассказана с невероятным изяществом и шармом, присущим французскому кино: черно-белая лента снята по всем техническим канонам с филигранной точностью, герой и героиня тонко преподносят свои персонажи, вскрывая нам черты характера, предпосылки и последствия судьбоносных для этой пары жизненных решений. Вы пройдете по французской набережной и погостите в классическом борделе; ощутите вкус адреналина после ограбления и горечь разлуки на губах; удивитесь переживаниям и вдохновитесь французской романтикой.

Фильм является классическим образчиком французского кино, имеющего давнюю традицию интеллектуальных преступников в кинематографе, не претендующим, по зрительскому мнению, на статус кино арт-мейнстрима или глубокого андеграунда, однако продолжающего добрые французские традиции. Эта кинематографическая традиция созвучна классическому Болливуду с его вечными танцами и песнями с изображениями роскошной простой жизни на фоне реального кастового устоя жизни индусов. Кто-то обвинил фильм в излишней холодности и отстраненности, но любители французского кино найдут в нем гораздо большую палитру чувств и переживаний.

Иранские полюса

В конкурсной программе ОМКФ появилась новая географическая точка – Иран. «Атомное сердце» - роуд-муви, втягивающее нас в мир андеграундного Ирана. Главных героев трое – две девушки и загадочный мужчина, по стилю и внешности похожий на Джорджа Клуни, втягивающий героинь в невероятную вереницу приключений. Его роль, к слову, исполнил Мохаммад Реза Гользар, самый уважаемый и высокооплачиваемый актер Ирана. Компанию в машине ему составили Таране Алидоости и Мехрдад Седигян, составив любопытное трио.

Фильм не самый простой для восприятия, поскольку изобилует сценами, для нас кажущимися примитивными и скучными: вот пустой диалог с приспущенными платками, вот песня, от начала до конца затянутая прямо в машине (Стиви Уандер «We are the world»), вот праздный треп о вечеринках и танцах в ночное время. Экспозиция длинна и кажется неуместной. Однако режиссер Али Ахмадзаде приоткрывает завесу тайны над этим фильмом и его ключевой задачей – развенчанием мифов о современном Иране. Ведь, как оказалось, все, что показано в фильме – запрещено: слегка выпившим девушкам садится за руль, приспускать с волос платок, бить мужчин, слушать иностранную музыку, ходить на вечеринки, смотреть кино иностранное, говорить вольности и рассказывать о неприглядных сторонах иранской жизни и так далее, и так далее… Однако степень строгости запретов доведена до такого абсурда, что молодежь начинает их очень тихо, но при этом вполне открыто саботировать. «У нас нельзя ходить по улице, держась за руки. Поэтому молодежь развлекается тем, что делает это и получает за это условные или реальные сроки. Приезжайте в Иран, это очень весело!», - смеется режиссер картины. К слову, она тоже запрещена к показу в Иране, однако ее активно демонстрируют там. Активные молодые люди, среди которых и наш конкурсант организовали сеть закрытых арт-центров, где простым иранцам открыто демонстрируют этот и множество других фильмов и произведений других видов искусства.

Но вернемся к фабуле фильма: по дороге домой с вечеринки Арине и Нобахар разбивают свою машину. Странный парень предлагает возместить убытки, а взамен просит девушек отправиться с ним в неизведанное. Очень быстро, путешествуя по ночному Тегерану, полному тайн и неожиданностей, Арине и Нобахар открывают для себя параллельный мир, о существовании которого и не догадывались. Ведь вначале незнакомец догоняет красавиц несколько раз, несмотря на то, что они уезжают от него, пешего, несколько раз. Потом знакомит их якобы с живым Саддамом Хусейном и рассказывает, что все мировые лидеры или диктаторы рано или поздно уходят с мировой арены, а их место на месте смертной казни или смертном одре занимают двойники. Потом предлагает одной из них отправится в потусторонний мир, где она крайне важна и может изменить порядок вещей сложившихся в альтернативной реальности. А затем и вовсе предлагает всем спрыгнуть с крыши, чтобы туда отправиться и в конечном итоге выпадает прыгнуть ему одному. Причем принять решение, действительно ли это мистическая история с элементами триллера и неким полуангелом, нахально играющим человеческими судьбами, либо это просто свихнувшийся мажор, занимающийся тем же самым. Плачевно, в конечном итоге, это может закончиться только для героинь фильма.

Нам показали протестный Иран, Иран, который нельзя показывать. Но показали глянцево, абсурд запретов сыграл свою злую шутку над теми, ктоих вводил: таким, пока еще очень культурным способом начинается иранская эволюция нравственного сознания. Да, когда-то недовольство молодого поколения может смениться чем-то более радикальным, а может произойти и реальная эволюция и либерализация консервативных норм, о которых так много иносказательного говорит фильм. Словом, это кино о любви к свободе, кино людей, которые скоро могут назвать себя «диссидентами», а пока вырывают у негостеприимной жизни каждую минуту радости и удовольствия, раскрашивая свой черно-белый мир.

И совершенно другим оказался другой фильм того же государства – «Такси» Джафара Панахи. В 2010 году Панахи был приговорён к 6 годам тюрьмы, и ему было запрещено на протяжении 20 лет снимать кино, выезжать за границу и давать интервью. Несмотря на это как раз началась самая активная фаза его карьеры. Его фильмы превратились в запрещенные вооружения в Иране и один из своих фильмов он вывез на Каннский кинофестиваль на флешке, спрятанной в именинный пирог. Его последний фильм, а это именно «Такси», получил Золотого медведя на Берлинале-2015.

Позицию творца особо отметили на Берлинале, где в жюри председательствовал еще один гость ОМКФ, голливудский режиссер и создатель «Реквиема по мечте» Даррен Аранофски. Он сказал, что иранец расписался в бесповоротной любви к кино и предпочел ее злобе и фрустрации.

«Я очень рад за себя и за иранский кинематограф. Власти обвиняют нас в том, что мы снимаем кино для западных фестивалей. Они прячутся за политическими стенами и не говорят, что наше кино никогда не получит разрешения на прокат в иранских кинотеатрах», - отметил Панахи иранской прессе.

«Я сожалею, что вы хотите прокатить всех в такси нового недопонимания иранского народа, показывая фильм режиссера, которому законом запрещено снимать кино. Но, несмотря на это, он поступил именно так. Мне приятно сообщить, что режиссер «Такси» продолжает поездку по скоростной полосе своей жизни, свободно наслаждаясь ее благословениями», — заявил аятолла Аюби, представитель иранской Cinema Organisation.

Желтое такси колесит по ярким и красочным улицам Тегерана. В такси садятся разнообразные пассажиры, каждый из которых искренне выражает свои взгляды во время беседы с водителем. А водителем является не кто иной, как сам режиссер фильма Джафар Панахи.

Мы знакомимся с вором и консервативной учительницей, продавцом пиратских дисков и классическими бабушками, даже племянницей главного героя и его другом. Истории просты и доступны, а камеры, непрофессиональные, установлены прямо в салоне. У меня лично и у некоторых зрителей в зале возникло ощущение, что есть определенная постановочность в последовательности кинематографических сцен, уж больно сочным и колоритным оказывается каждый персонаж, каждая история открывает новую грань повседневного Тегерана, а финальный кадр и вовсе походит на открытку или тщательно продуманный пейзаж. Но от этого кино не теряет своей легкости и доступности. Диалоги смотрятся органично и окончено, а все события – логично и непринужденно. И когда вор рассуждает о казни мелких воришек, а ему противостоит пуристски настроенная женщина, и когда продавец пиратских дисков ловко делает из известного режиссера своего подельника. И ничуть не наигранной становится реакция самого Панахи, выставляющего ловкого дельца, несмотря на их давнее знакомство. Извечные бабушки с их традициями и ритуалами, племянница, показывающая наглядно, почему во многих восточных странах женятся буквально на девочках, ведь ее размышления, простые и наивные, не скрывают их глубины и ее вполне сформировавшегося мировоззрения.

Перед нами кино тоталитарного режима, кино, в котором обнажен нерв отсутствия свобод и прав. Однако есть в нем еще большая ценность, чем лишь глубокое знакомство с преувеличениями и табу страны, шагнувшей в 21 век глобализации и информатизации. Перед нами образ человека, который провел революцию. Революцию в себе, позволяющую ему распоряжаться пресловутой свободой по своему усмотрению, сохраняющую гордость и достоинство, веру в перемены и несгибаемую преданность принципам. Такую революцию должен рано или поздно провести в себе каждый человек, давая бой предрассудкам и неся в душе знамя добродетели. Тогда у зла, в любом из его проявлений, нет шансов.


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Новый Одесский горсовет: Кваснюк будет выметать углы, а Спивак уходит в «неагрессивную» оппозицию
07.11 в 16:30:37|Политика
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью