Маски в кубе. А Одесса?

20.11.2013 в 21:40:10
Культура
1 0

Четыре года назад на Международном фестивале в Москве самым непредсказуемым для меня оказался спектакль Робера Лепажа «Липсинк». На международном языке жестов, на нескольких языках, со спецэффектами и декорациями вплоть до салона самолета – в течение девяти часов нам рассказывали историю о жизни, историю о каждом из нас. В Одессе, городе с присущим ему юмором и легкостью, должна была появиться своя оригинальная форма для столь значительного содержания. Похоже, она появилась. Ее назвали «Маски в кубе». 

Интригующая предыстория

Интерес к спектаклю подогревался нешуточный. Создатели не скупились на эпитеты: «как и все творчество «Масок», которое хорошо известно зрителю по нашумевшему юмористическому телесериалу, новая программа будет непредсказуемой провокацией и смелым вызовом обыденности. «Маски в кубе» - это комедия без слов о превращении фантазии в реальность и реальности в фантазию. На сцене зрители увидят спектакль-сновидение, где сюжетная линия растворяется в непрерывном потоке сознания. Здесь взрослые становятся детьми, а все серьезное - абсурдом. Смешные до умопомрачения сцены сменяются красивыми философскими образами и неожиданными трюковыми ноу-хау. Так же, как один сон тут же становится другим, настроение спектакля непредсказуемо меняется от скетча к скетчу. С удивительной пластичностью и мастерством актеры труппы создают не просто пантомимы, а настоящее шоу, драматическую клоунаду, новаторство которой невозможно сравнить с привычными жанрами».

«Главная идея постановки в том, что мы все стремимся получить свободу, - говорит режиссер театра Георгий Делиев, - но очень часто становимся рабами своих же стереотипов. «Маски в кубе» рушит все границы восприятия, каждый может увидеть здесь что-то свое и о себе. Наша задача создавать такое, что в принципе невозможно объяснить словами».  

Пресс-конференция для журналистов и вовсе превратилась в частичный пресс-показ: самые интересные, необычные, новаторские трюки первыми увидели работники пера. Тогда-то и появилось первое ощущение чего-то неожиданного…

Премьера, затронувшая театралов

Идти на сдачу спектакля было зазорно, ведь актеры еще не до конца поверили, насколько серьезно происходящее. Премьера – особое состояние души актера, когда играешь на адреналине и пляшешь на том пламени, которое зажигает в твоей душе театр. Второй спектакль – всегда самый трудный, так уж в актерской жизни повелось: то реквизит потеряется, то ус отклеится (Да простит меня Борис Барский:)). Словом, нам удалось побывать на третьем спектакле. Нет, шоу-программе, как ее назвали создатели.

Чего угодно можно ожидать от клоунов, от людей, сделавших дураковаляние своей профессией, но мы всегда обезоружены перед их искренностью. Общаясь с Георгием Делиевым, бессменным руководителем коллектива «Маски-шоу», видно, что профессию смехачей и дуркачей преследуют те же проблемы, что и всех творческих людей: признание публики, понимание искусства, востребованность и необходимость поспевать за стремительным бегом времени. Георгий Делиев, подобно менестрелям прошлого, первым вышел с представлением спектакля. Чист, спокоен и открыт – камеди, только очень интеллигентное и достойное.

Конечно, в первую очередь, всех интересует вопрос  - почему в кубе? Все очень просто. Во-первых, коллективу исполняется 30 лет в 2014 году. Во-вторых, мастерство мимов и клоунов из Одессы отточено в кубе, утверждают наперебой журналисты. Ну, а в третьих, на сцене перед нами в качестве главной декорации куб состоящий из шести кубов поменьше – к слову, «Масок» тоже шестеро.

Спектакль не зря назван авторами «программа» - ведь перед артистами стояла непростая задача – соединить старые «золотые» номера с чем-то новым и приправить это все современными примочками. Так мы увидели, что куб на сцене – это экран, а первый и главный персонаж действа – актер Александр «Пистон» Постоленко – обозревает публику вместе с камерой, прикрепленной к его каске на голове. А в это время на сцене мы, зрители, имеем возможность увидеть себя, ведь изображение онлайн передается на экран. Увидеть себя со стороны  - хоть иногда, но важно.

А потом – фейерверк из номеров новых и старых, объединенных единым порывом удивлять, веселить и держать в радостном предвкушении. Наталья Бузько, все такая же роскошная главная девушка в сколоченном коллективе «Масок», создала целую галерею образов: от роскошной дамы в красном до простушки с ангельскими волосами. И кульминацией стало танго на двоих, исполненное ею в костюме одновременно мужчины и женщины. Один поворот – и вместо мачо перед нами хрупкая, но знающая себе цену партнерша.

Фантастический фокусник Бориса Барского не год и не два радует всех зрителей простотой и уместностью фокусов с пропадающим пальцем и пистолетом, лопающим шарики у партнера с иголкой в руках. Георгий Делиев, бессменный руководитель коллектива, в очередной раз порадовал хрестоматийным образом лебедя, погибающего на охоте. Все заканчивается тем, что, вместо вознесения на небеса, Делиев отправился в зал и даже успел утянуть у одной из зрительниц сумочку.

Здесь стоит поговорить об интерактивности действа. Зритель постоянно задействован – ему бросают воздушные шарики со сцены, в него стреляют из пистолета, ему жмут руку актеры и вручают футболки. Словом, действо становится частью тебя, а ты становишься частью действа.

Не подкачала и «молодая поросль». Талантливая степистка Сильветта Атаулина и дочь Георгия Делиева Яна органично вписались в общую канву спектакля. Они сыграли, по собственному признанию, «дурочек». Однако темпераментных, способных танцевать и «маленьких балерин», и жгучих латинских красавиц. Это им удалось замечательно! Тем масштабнее смотрелся их совместный с лидером «Масок» степ на троих, сорвавший небывалую овацию.

И, наконец, куб. Шесть кубов, которые одновременно складываются в экран, разбираются на декорации, используются как ширма, становятся еще одним участником действа. Их можно подвинуть – и Пизанская башня выровняется. Можно сорвать одну из граней – и она превратится в отличный королевский плащ. Наконец, на экран могут «запрыгнуть» все находящиеся на сцене артисты, и спектакль превращается в кино. Словом, это было первое одесское 3D без кинотеатра.

Мы увидели театр, которого давно не видели: театр-фокусник, театр-баловник, театр-драматург. Зрители в восторге аплодировали актерам и все без исключения  выходили из зала с улыбкой. Одесская артистка Ляна Карева призналась, что спектакль ее покорил. «Мне не нравится пантомима, клоунада вообще. Да и рассмешить меня трудно. Но здесь смеялась даже я. Потому что когда это смешно и технично, - это не может не тронуть». Артист Валерий Швец удивляется, как переплетается вчера и сегодня в творчестве комиков: «Я смотрел номер «Мана-Мана», потом танец чашек и самовара, и вдруг словил себя на мысли, что видел это все лет двадцать назад еще подростком по телевизору. Это удивительно».

 

Словом, «Маски» смело шагнули в 21-й век, его шум и балаган, его торопливую суету, его поверхностность и одновременный поиск глубины. Очень хочется, чтобы вся театральная Одесса очертя голову шагнула за ними. Чтобы нашли новые формы для не теряющих актуальности содержаний. Ведь, в конце-концов, за что же боремся мы как не за своего зрителя? Что будет тянуть его в театры? Парадоксы. Грустный клоун, буффонада с налетом экзистенциальных размышлений Годара и Камю – они уже нащупали свою одесскую нишу. Но разве она одна?


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью