ДТП по-украински: Какова вероятность погибнуть на дороге?

23.01.2012 в 21:33:03
Происшествия
1 1

Каждое утро в редакцию ИА «Репортер» приходит сводка управления ГАИ в Одесской области за минувшие сутки. Как правило, она содержит 6-8 эпизодов, случившихся на дорогах города и области. И почти каждый день есть жертвы либо госпитализированные в крайне тяжелом состоянии. Статистика пугающая, тем более, что далеко не всегда пострадавшие могут нести ответственность за случившееся. И это вызывает многочисленные вопросы: насколько безопасен автотранспорт в принципе в условиях наших дорог и культуры вождения, какова вероятность попасть в ДТП и, главное, – можно ли обезопасить себя от «наезда»? На эти вопросы мы постараемся ответить, вооружившись статистикой и житейскими наблюдениями.

Итак, ДТП – неотъемлемая часть современной жизни. Каждый день, идя по улице и уже тем более делая покупки на рынке, вы обязательно сталкиваетесь с несколькими людьми, которые вас пинают, наступают на ноги, вы ругаетесь и делаете то же самое. Ничего страшного в этом нет. Зато на перегруженной дороге последствия столкновений могут быть плачевными. Тем более, что водительские права у нас, как известно, покупаются и даже бывалые водители не всегда отличаются высокой культурой поведения на дороге.

Не хуже других...

Но перед тем, как разглагольствовать о «хамах за рулем», давайте посмотрим, как обстоит дело в других странах мира. Для этого проанализируем количество ДТП в разных уголках мира: автомобилизированных донельзя США и Германии, «велосипедно-автобусных» Англии и Японии, хаотичной России и находящихся на переходном этапе Польше и Греции. Последняя интересна тем, что, по отзывам туристов, греки – крайне недисциплинированные водители и регулярно ездят «под градусом».

                       Всего ДТП, тыс.    ДТП на 100 тыс. чел.    ДТП на 100 тыс. авто
Германия               422                     514                           979
США                      2574                   858                          1121
Англия                   264                      433                         1014
Япония                  1098                   868                          1601   
Россия                   226                     158                           830
Украина                 42                       90                           642
Польша                  59                       156                          596
Греция                   20                       198                          602

Конечно, эти данные не годятся для серьезного статистического исследования. Они не учитывают, например, количество мопедов и ДТП между ними, а также степень интенсивности использования автотранспорта. Между тем, очевидно, что ДТП в Украине регистрируется сравнительно немного. Здесь есть важное «но»: в развитых странах, вроде Германии, дорожные службы и страховщики фиксируют чуть ли не каждую царапину, тогда как у нас во многих случаях водители предпочитают решить вопрос «полюбовно» или «простить дерево и двигаться дальше». Таким образом, реально у нас происходит больше аварий, чем показывает статистика. Впоследствии мы убедимся, что эта разница очень значительна, а приведенные в таблице показатели можно умножать в разы. А значит, соотношение будет не таким уж выгодным.

Без прикрас: статистика смертности

Другое дело – частота смертей на дорогах. Эти цифры более выразительны. Они не включают помятые бамперы, разбитые фары и прочие «условности» - все однозначно. Эти данные заставляют задуматься об уровне транспортной безопасности. Тем более, что на каждую смерть приходится 2-3 тяжелые и очень неприятные травмы вроде поломанного таза или ребер.

                     всего смертей, тыс.     на 100 тыс. чел.    на 100 тыс. авто

Германия           5,1                                 6,2                    11,8
США                   42,6                               14,4                 18,8
Англия               3,3                                  5,3                   12,4
Япония               6,4                                  5,1                   9,4
Россия               22,5                               15,7                 82,6           
Украина             4,6                                 10,0                 71,5
Польша              5,2                                 13,7                 52,5
Греция               1,7                                   16,5                 50,1


Перед тем, как углубиться в горькие раздумья о ситуации на дорогах, обращу ваше внимание на следующее обстоятельство: разница между числом ДТП и числом смертей в них в группе развитых стран (первая четверка) составляет 80 и даже 150 раз. А у «середнячков» - 8-10. Такой громадный разрыв указывает не только на развитую медицину, хорошие дороги и пользу от подушек безопасности, но и на то, какие «пустяки» регистрируют там и не учитывают у нас. А потому можно вернуться к первой табличке и смело умножить данные для Украины и России на 2, 3 или 5 – смотря какое число вам больше по душе. Да, несерьезно, но что делать, если статистика бессильна?

Теперь снова о грустном. Потенциально любой автомобиль на украинской дороге в 4-7 раз более опасен, чем в развитых странах. Интересно сравнить смертность на 100 тыс. автомобилей в год в группе «середнячков». В Польше и Греции этот показатель в 1,4 раза ниже, чем в Украине и в 1,6 - по сравнению с Россией. От этих стран мы отстаем по качеству дорог и оперативности оказания медицинской помощи. А вот в остальном мы похожи: и пьяными за руль сесть любим, и правила нарушить, да и машины у нас, несмотря на рост автопарка, зачастую старенькие. И эти компоненты, очевидно, являются основной причиной ДТП.

Отметим, что показатели аварийности во всем мире снижаются. Да и в Украине количество ДТП в 2011 году было на 8 % ниже, чем в 2010-м, а число смертей на дорогах и вовсе на 11 % снизилось. Если говорить о качественных показателях (в пересчете на автомобиль), то эти цифры будут еще выше, ведь количество автомобилей у нас растет, несмотря на кризис и повышение пошлин.

Нетрудно догадаться, что ситуация на дорогах стала намного лучше после того, как Верховная Рада одобрила повышение штрафов за нарушение ПДД. Хотя это не помешало одесским ГАИшникам только в первые две недели нового года поймать и оштрафовать 295 (!) нетрезвых водителей. Так что есть, куда расти, есть к чему стремиться!
Теперь предлагаю от теории перейти к практике и рассмотреть, как можно избежать львиной доли ДТП...

Ради чего спешим?

Самый «популярный» вид ДТП – наезд на пешеходов. В сводках ГАИ за декабрь-январь на сбитых одесситов приходилось более 40 % всех пострадавших и около половины случаев ДТП. При этом лишь единицы переходили дорогу в установленном месте и на зеленый свет, как, например, сбитая на Молдаванке 9-летняя девочка.

В городе большинство пострадавших относятся к следующим категориям. Во-первых, это молодые люди до 30 лет, которые перебегают дорогу в темное время суток, когда машин мало, но ездят они быстро. Надежда на стремительность ног, как правило, заканчивается переломами рук, ребер, многочисленными ушибами и травмами лица. Во-вторых, страдают люди предпенсионного и пенсионного возраста, в основном женщины. Они «попадаются» днем, спеша на троллейбус, трамвай или просто уверенным шагом пересекая проезжую часть – как раз тот случай, когда житейская закалка ни к чему.

В селах наезды на пешеходов однообразны и трагичны. Попадание под колеса разогнавшегося по трассе автомобиля несет мгновенную смерть и старым, и молодым. Дело в том, что в сельской местности машины проезжают не так часто, а потому местные жители не имеют привычки осматриваться по сторонам, переходя дорогу. Кроме того, сами водители не всегда заботятся о том, чтобы снизить скорость до 60 км/ч в пределах населенного пункта.

Город без правил

К слову, вина за «пешеходные» ДТП лежит не только на водителях и прохожих. В спальных районах города кварталы имеют длину 300-400 и более метров, а регулируемые переходы – только на перекрестках. Это большой градостроительный промах. Получается, чтобы попасть в магазин напротив, нужно пройти 8-10 минут. И многие идут наобум. Тем более, что в 999 случаях из 1000 это – верное решение.

Между тем, в мировой практике принято важнейшие магистрали вообще изолировать от пешеходов, пуская людей через подземные переходы либо по мостику. Так делается не только в США и Германии, но и в Мексике с Китаем. А вот в СССР считали, что главное – сдать как можно больше квартир, а ко всему остальному можно привыкнуть.

То же касается сел. При въезде должны быть лежачие полицейские, а в крупных селах на важных перекрестках, - например, напротив участка, где расположены школа, клуб и сельсовет, - уместен и светофор.

Впрочем, вы и так догадываетесь, что ни через 5, ни через 15 лет таких «чудес» техники и архитектуры не появится. А потому будьте бдительны и спешите только по крайним поводам.

Этот криминальный «ВАЗ»
Важную роль в ДТП играет и возраст автомобиля. Старые советские «Жигули», становятся героями хроник ГАИ гораздо чаще, чем это предполагает их доля в автопарке (менее 30 %). Во-первых, они более опасны для водителя и пассажиров при столкновении. Во-вторых, избежать наезда им сложнее из-за устаревшей системы торможения, которая не предусматривает защиты от заносов. Также стоит отметить, что именно подержанная «Копейка» зачастую становится первым «плавсредством» неопытного водителя, у которого по определению больше шансов попасть в аварийную ситуацию, будь-то наезд на пешехода или столкновение с соседом.
С другой стороны, владельцы больших и дорогих авто слишком полагаются на их маневренность и безопасность, а еще больше - на собственную «крутизну». Вспомним недавнее громкое ДТП на проспекте Шевченко, когда джип «БМВ Х5» на встречной полосе столкнулся с «Фольксвагеном». Водитель был пьян и выехал на встречку еще за 500 метров - на всем этом расстоянии спешащие в город одесситы вынуждены были играть в «гонки на выживание», уклоняясь от несущегося на большой скорости махины весом 2,7 тонн.
Конечно, на фоне 200 тысяч автомобилистов Одессы несколько сотен привелигированных «мажоров» - немного. Но эти люди задают тон, показывая, как можно ездить, когда у тебя есть деньги и связи. Не стоит забывать: какой бы не была элита, в любом обществе большинство хочет как-то приобщиться к ней. Хотя бы грубо игнорируя ПДД.
К слову, «Бумер» действительно спас своего хозяина. Он даже вышел из машины самостоятельно. А вот молодежь, которая рыскает по трассам области и совершает непродуманные обгоны на «Дэу» и «Жигулях» приходится извлекать спасателям.

Налево повернешь - вмятину найдешь

Крупные кварталы, провоцирующие пешеходов на переход в неположенном месте, вызвали еще одну транспортную проблему. В большинстве стран мира левый поворот запрещен. Это стало возможным благодаря тому, что кварталы в городах небольшие – либо здание-небоскреб, либо череда из 5-7 коттеджей. Обогнуть его и выехать на перпендикулярное направление не стоит труда. Между тем, у нас подобный маневр невозможен. Даже в центре города объезжать придется 600-700 метров, а в спальных районах на перекрестках понадобятся эстакады.

Левый поворот в совокупности с повальным отказом предоставлять преимущество в движении «сопернику» становятся частыми причинами ДТП. Особенно много проблем в старом городе, где узкие улицы не дают нормально развернуться общественному транспорту. Водители томятся по несколько минут, ну а потом, в раздражении, все спешат наверстать упущенное время.

Ангелы в белом

Как видим, даже если дисциплинировать водителя и пешехода до предела, ДТП все равно останутся частым событием, ведь многие аварийные ситуации просто «впечатаны» в направление маршрутов, разметку дорог и саму транспортную структуру города.

Когда аварии избежать не удалось, улучшить статистику могут только медики, от оперативности, оснащенности и умений которых зависят жизни пострадавших. Между тем, если говорить о дорогах области, можно с уверенностью сказать, что главной причиной гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях является неоперативность «скорой помощи». По данным медиков, «скорая» задерживается на час и более в 70 % случаев, причем более половины пострадавших доставляется в больницы на неприспособленном транспорте. Из-за этого, по неофициальным данным, гибнет более двух третей участников ДТП, которых еще можно было бы спасти.

И все же, с 2005 года смертность от ДТП удалось сократить почти в 1,5 раза, и теперь соотношение числа погибших к числу раненных у нас приближаются к нормальным для региона показателям. Так, если в Украине 1 погибший приходится на 8,9 серьезно травмированных, то в России – на 8,7; Болгарии – 10,1; в Польше – 11,4; Греции – 11,9. К сожалению, сравнить эти цифры с развитыми странами нельзя, потому что там в учет попадают даже легкие травмы, а потому соотношения могут достигать 1:30-1:60.

Оптимистическое резюме

Итак, ДТП будут случаться всегда, покуда люди пользуются транспортом. Но, как мы убедились, очень многих происшествий можно избежать. Прежде всего, следует быть повнимательней пешеходам. И каждый раз оценивать, насколько целесообразно спешить именно в этот момент. Не ослабевает и ответственность инспекторов и руководства ГАИ, которые, как известно, карают не всегда и не всех.


Сомнения вызывает и наш свод Правил – уж больно он сложен. В большинстве стран Запада, не говоря уже о США, основные принципы поведения на дороге можно уместить в небольшом буклетике. И, как показывает опыт, это помогает избежать множества неприятностей.

Наконец, очень актуальными остаются вопросы развития транспортной и особенно (!) – пешеходной инфраструктуры. Сегодня в самых разных городах – от Копенгагена и Нью-Йорка до Боготы и Бангкока, - городские власти обустраивают велодорожки и выделяют отдельные улицы для движения общественного транспорта, отдавая последнему преимущество перед частным, как бы ни был высок уровень автомобилизации населения. Все это не только снижает вероятность ДТП, но и повышает качество жизни всех горожан.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью