Байки одесских моряков: «Не говорите жене, что я в Рио»

18.04.2013 в 21:25:19
Любопытно
1 0

Профессия моряка издавна была окружена ореолом красивых легенд, в которых сочетались морская романтика, дух далеких стран, захватывающие приключения. Однако для современных представителей этой деятельности море — это тяжелая работа и опасность на каждом шагу. О том, что происходит в плавании и как обезопасить себя от неприятностей, нам рассказали бывалые моряки.

Серые будни палубы 

Романтики в морском деле нынче почти не осталось. Ремонтные работы, уборка палубы, контроль за состоянием судна — все это забирает много времени и сил. «На судне каждый занят своей круглосуточной работой, которую нужно выполнять добросовестно. Всегда надо быть начеку — говорит плававший на торговых судах одессит Сергей Ильяшевич. — Иногда нет времени даже на берег выйти, ведь некоторые ремонтные работы можно делать только когда судно стоит на рейде». 

Любопытно, что несмотря на тяжелый труд с нестабильным графиком, Сергей признается, что все-таки самое неприятное в его работе — это командный состав: «Как только у них выпадает свободная минута, они напиваются и принимают наркотики». Однако на некоторых судах из-за вредных привычек моряки могут даже лишиться работы. Так, помощник капитана Николай Дорошенко говорит: «У нас очень строго следят за тем, чтобы никто не пил. Если уличат — немедленно отправляют домой». 

Наконец, норма морской жизни — это скука. Люди на судне одни и те же, а за бортом — лишь бескрайнее море. Далеко не всегда интересным оказывается и пребывание в порту. «Когда мои знакомые узнавали, что я был в Австралии, то очень радовались за меня и даже немного завидовали. Приходилось объяснять, что Уэйпа — порт где мы загружали бокситы, — пожалуй, самое печальное место в мире, какое я только видел, — рассказывает Николай. — Это бесконечная пустыня красного цвета. За два месяца от такого «марсианского» ландшафта можно сойти с ума». 

Вот где по-настоящему интересно, так это на круизных судах. У моряка Анатолия Гецько о таких рейсах только хорошие воспоминания: «Судно, на котором я плавал, огромное: там есть спортзалы, бассейны, художественные галереи, магазины, кинотеатры и многое другое. Обслуживающий персонал, соответственно, тоже немаленький. В нашей команде собрались представители разных национальностей, но, несмотря на это, мы были очень дружными». 

Пираты, контрабанда и женщины 

Рутина морской жизни — ничто по сравнению с теми приключениями, которые могут подстерегать в пути.  Случаются сильнейшие штормы, экзотические болезни и, конечно, пиратские нападения. «Пиратов не стало больше, просто территории, где они «работают», значительно расширились. И если раньше это было, как правило, у берегов Сомали, то теперь нападения участились почти по всему побережью Африки и Азии» — рассказывает  Сергей Ильяшевич. 

Из-за угрозы нападения на многих судах выставляются так называемые «пиратские вахты», которые круглосуточно следят за тем, чтобы к кораблю не приближались другие плавсредства. В особо опасных местах можно взять себе сопровождение (как правило, это американские суда). Сергей объясняет: «Если идет караван — его сопровождает судно, если же корабль один — на борт поднимаются специально обученные люди. Оружия у них при себе нет, потому что, согласно конвенции ООН, перевозить его на торговых судах запрещено. Для обороны они пользуются специальным приспособлением в виде маленького чемодана, который открывают, направляют на противника, а тот сходит с ума из-за мощной силы ультразвука. Все это процедуры дорогостоящие и очень часто владельцы судов решают сэкономить на свой страх и риск». 

Переход в информационную эпоху в какой-то степени облегчил пиратскую деятельность. Если в средние века пираты нападали на первое встречное судно, то теперь не надо полагаться на удачу. Узнать расписание и маршруты не составляет никаких трудностей. В Интернете видно все, и вычислить, где должно быть судно в конкретное время, не проблема. Не секрет, что многие пиратские отряды работают по наводке — все захваченные ими суда перевозили либо очень ценный груз, либо товар, застрахованный на крупную сумму, которая превышает себестоимость содержимого в два раза. 

Еще одна опасность теплых стран — экзотические болезни. Конечно, чтобы стать моряком дальнего плавания, необходимо сделать множество различных прививок от экзотических болезней вроде желтой лихорадки или холеры. Без них человек попросту не допускается в рейс. Однако и эти предосторожности не всегда могут спасти от  неприятностей. 

«Был у нас случай: у старшего механика внезапно начал опухать глаз, появились покраснения, — рассказывает Сергей Ильяшевич. — Когда это случилось, мы только выехали из Германии, и лишь в Испании он попал к врачу. Доктор сказал, что это укус москита. Мы удивились — откуда в Германии москит? Но мы могли его взять еще где-то в Африке, и все это время он жил себе преспокойно в какой-нибудь щели». 

Также бывалые моряки не рекомендуют общаться с иноземными «ночными бабочками». Именно это представляет наибольшую угрозу здоровью моряка, а также его жены или подруги. 

В целую эпопею с неприятным концом может вылиться контрабанда, которая время от времени попадается в закромах суден. «Это большая неприятность для всего экипажа и тем более — для капитана, потому что именно он отвечает за содержимое корабля — говорит начинающий моряк Иван Бакаржи. — Если контрабанду обнаружат, капитан может попасть в тюрьму. Такое бывало не раз, в том числе и в странах, далеких от «европейских стандартов». 

Байки бывалых путешественников 

И все же, быть моряком — значит путешествовать. Не об этом ли мечтают тысячи мальчишек, будущих студентов «мореходки»? 

У Николая Дорошенко неизгладимое впечатление  осталось после посещения  бразильских портов Сантус и Рио-де-Жанейро: «Я всегда думал, что украинские девушки — самые красивые в мире, но, увидев бразильских, уже так не считаю». 

Для Виктора Волкова настоящим потрясением стала Африка. «Луанда и Мапуту — центры бывших португальских владений на континенте. С моря они выглядят, как современные города с высотными домами. Но потом оказывается, что там не работают лифты, отсутствуют двери, а целый небоскреб превращен в кишлак. Вообще там опасные города с безумными ценами: в супермаркетах все раза в 2-3 дороже, чем в Украине», — рассказывает моряк. 

Кроме того, путешествия позволили Виктору сделать ценные наблюдения о менталитете южных народов. По его словам, бразильцы и уругвайцы работают прилежно и тихо, аргентинцы часто ругаются, а вот в Африке люди то ли крайне ленивы, то ли бесконечно свободны: во время разгрузки судна многие грузчики позволяют себе полежать, а некоторые танцуют. 

Иван Бакаржи наименее приятными считает остановки в арабских странах. «Там ты практически незащищен. Если тебя и бросятся искать в случае чего, то вряд ли найдут: люди постоянно там  гибнут едва ли не на улице, — рассказывает парень. — В таких странах мы, европейцы, как на ладони. Нас легко провести, ведь мы не знаем местных обычаев. Находясь на таких территориях, я предпочитаю вообще не сходить с судна». 

После всех треволнений, настоящим праздником оказывается заход в какой-нибудь цивильный порт Европы. И хотя в наше время все стандартизировано до нельзя, и там есть чему удивиться. По наблюдениям Сергея Ильяшевича, Англия обращает внимание своим размеренным, неспешным укладом жизни, Испания — как один курортный город с хорошими людьми. В Германии — стабильность и порядок, а Швеция показалась ему большим общежитием, наподобие того СССР, о котором мечтали наши родители. 

«Куда бы ты ни попал, ощущаешь, что ты именно в этой стране — говорит Сергей. — Всюду люди, как правило, очень доброжелательны. Им действительно интересно поговорить с иностранцами, узнать, что происходит в других странах. Спрашивают: «Откуда вы?». Я им: «Украина. Кличко. Шевченко». На что они отвечают: «О, классно! А где это?».


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью