«Анна Каренина»: одесское благословение Соловьева

16.08.2011 в 09:00:56
Общество
43 1

«Мерилом женщины» назвал Сергей Соловьев главную героиню своей новой ленты. Новой да не новой, снятой в 2007 году и ждавшей премьеры до 2009 года, вышедшей за пределы России в 2011 году. Классика без времени или издевательство над Толстым, Друбич или Софи Марсо – новая страница в истории российского кино.

Классика или образ?

Местом премьеры стал ОМКФ. Соловьева многое связывает с Одессой – «Золотой Дюк» и Михаил Жванецкий дали «АССЕ» второй приз, первый ОМКФ открылся «2АССА2», второй ОМКФ представил премьеру «Анны Карениной».

Конечно же, картину на Одесский кинофестиваль привез режиссер фильма Сергей Соловьев. «Каренина», как уверяет сам Соловьев, — завершающая часть его трилогии «АССА» и «2АССА2». А на возгласы кинокритиков, что, мол, классику ставить нельзя, режиссер парирует: ставить надо интерпретации:

«Наверное, классику ставить нельзя, но то, что творится в башке у человека после того, как он прочитал какую-то классику, ставить можно и нужно. Сидеть каким-то переводчиком и переводить Льва Николаевича Толстого – это варварство, очень большое. Но ведь у каждого, кто читает – в башке и в душе что-то происходит. Это то, для чего существует искусство. Это как раньше были дуговые приборы, которые на киностудии давали очень яркий свет. И это свечение, которое возникает после прочтения, неистребимо.

Если бы моему любимому режиссеру Лукино Висконти, тень которого иногда очень сильно витает над «Анной Карениной», говорили: «Ты не экранизируй классику, это нехорошо». Тогда не было бы ни «Гибели Богов», ни «Людвига», ни музыки Малера бы там не было. Да и Висконти самого бы не было, потому что он – это соединение гениальной личности режиссера Висконти и его взаимоотношений с мировой культурой, в том числе с Томасом Манном. Потому что это был не заказ на перевод в изображение слов, а нечто личностное.

Все мы умеем читать, но что происходит в связи с этим нашим чтением, очень важно. И сейчас очень важен и обратный процесс: вдруг кому-то захочется перечитать роман после просмотра? Мне лично очень многие об этом сказали».

«15 лет попрошайничества»

На пресс-показе и премьере — аншлаг. За 5 часов до показа все билеты проданы, зрители сидят даже на ступеньках.

Самому Соловьеву фильм дался нелегко. Идея экранизации появилась еще в 90-е и, наверное, тогда же родился миф о затяжном процессе съемок фильма.

«Что касается «более 10 лет»… это легенда, а я не против, я – всячески за те легенды, которые окружают кино и все, что с ним связано. На самом деле, это деньги на фильм мы искали 15 лет, то есть 15 лет я попрошайничал. Ходил, говорил: «Дайте, нууу… дайте», а они мне «Зачем?» - «Для Анны Карениной», а они мне «Ну, что ты, приходи в следующий раз с чем-то другим» - «Хорошо»… И так 15 лет», - улыбается Соловьев.

«За» и «против»

Культурный обозреватель Юрий Володарский отметил, что «Каренина» стала одним из разочарований ОМКФ.

«Грустно смотреть на ушедших из жизни замечательного Абдулова и великолепного Янковского, но не менее грустно наблюдать первые эпизоды соловьевской экранизации Толстого. Щедрая бутафория, художественные приемы полувековой давности, стопроцентный мужик Гармаш в роли дворянина Левина, Китти-Аниканова, будто только что приехавшая из ночного клуба, речевые небрежности XXI века, напрочь лишающие достоверности ленту о веке XIX. Я ушел с этого фильма вскоре после его начала, но сегодня обнаружил рецензию Дмитрия Быкова, начинающуюся словами: «Первые полчаса соловьевской «Анны Карениной» не нравились мне совсем, второй час был неплох, а как дело дошло до родов и второго тома, я забыл о любых претензиях». Что ж, возможно, я поторопился с выводами. Впрочем, вот любопытный факт: на прошлогодней «Нике» картина Соловьева получила один-единственный приз — за лучшую работу художника по костюмам. Что называется, без комментариев».

Сам Сергей Соловьев одесским журналистам ответил так: «Анна Каренина» — драма зрелых душ, а не молодого поколения. Когда я начинал работу над картиной, мой друг Ричард Гир сказал, чтобы я был очень осторожен, потому что 99,9% голливудских актрис мечтают сыграть роль Карениной. После паузы Ричард добавил: «Хотя никто из них ее не читал... Но каждая знает, что там что-то о паровозе». Сейчас Ричард занимается прокатом «Карениной» в Америке, хотя наши киноленты там не очень пользуются спросом. Что же касается отзывов, я как-то читал лекцию в Америке, где собираются славянисты со всего мира. Они просили показать «Каренину». Я дал им еще рабочий материал. А среди них был человек со старой русской княжеской фамилией — ненавистник постановок «Карениной». Так вот — он угробил американский прокат предыдущей «Карениной» с Татьяной Самойловой, сказав, что фильм не имеет никакого отношения к Толстому. И он пришел на мой просмотр. Я был в ужасе. После сеанса он подошел ко мне и сказал: «Меня больше всего раздражает, когда говорят: а какая Каренина лучше? По-моему, они все отвратительны — «Каренина» не повод для бенефиса. Но у меня сложилось впечатление, что у вас эту роль сыграла сама Каренина». Этот отзыв мне запомнился больше остальных».

«Серебряный вздох»

В одном из первых интервью Сергей Соловьев отметил, что роман Толстого – первый роман Серебряного века, и это чувствуется в картине. Вообще фильм очень личный, в нем чувствуется рука режиссера, которой он обнимает героев Толстого, которую протягивает им в трудные минуты, которой отбрасывает все ненужное. Это тот киноязык, который хочется слышать и видеть, в то же время это настолько высокий стиль, что о нем можно говорить либо хорошо, либо ничего. Почему возникает аллюзия на загробный мир? Потому что это вневременное пространство, где память запечатлена в абсолюте, так и здесь можно говорить о «музыке, заставшей в камне» - мыслях, запечатленных на пленку.

«Писателю и публицисту Виктору Шкловскому принадлежит тонкое наблюдение: «У русской литературы плохая традиция - она посвящена описанию любовных неудач. Онегин без Татьяны. Печорин без Веры. И у Андрея Болконского тоже горе». Почему такая обреченность на любовном фронте досталась нам от классиков?», - спросил как-то «Труд».

«Когда Марину Цветаеву спросили: «Что вы думаете о счастливой любви?» - она переспросила: «А что, разве такая бывает?» Для русского человека любовь немыслима без страдания, боли, потерь. В противном случае это не любовь, а женитьба», - ответил Соловьев.

Вы знаете, слушая Моцарта, сразу приходишь к мысли, что лучшими саундтреками к этому фильму стала бы «Музыка ангелов» и «Реквием по мечте». Почему так? Да потому что странная улыбка не покидает вас при просмотре истории о страданиях, чаяниях и отчаянии, ты чувствуешь свет, который пытался пронести через весь фильм Соловьев. Ты чувствуешь, как пробежала легкая тень ленты «Мой ласковый и нежный зверь», как отпечатались вздохи Ахматовой и Цветаевой на лице Татьяны Друбич, как тонко преподнес Каренина Янковский, как сильно показан русский аристократический помещичий дух Левина Гармашем, как понятен каждый персонаж от начала и до конца.

Читая роман, ты понимаешь, что Толстой не до конца принимает Каренину, во многом с ней не соглашается, не принимает ее, а здесь места для иносказаний не остается, ты будешь думать о поступках этой женщины потом, после просмотра, пока ты просто внемлешь этому миру – такому кричащему о собственной «неимоверной легкости бытия».

Быть собой, быть сопричастным миру, в котором ты живешь, и в то же время не позволять этому миру поглотить тебя целиком и полностью, вступить с ним в бой и проиграть, одним словом, - жить от первой до последней минуты, не страшась смерти, - вот что такое «Каренина» Соловьева.

«160 минут с продолжением»

160 минут соловьевской «Анны» оставили неоднозначный отпечаток у киноманов.

«Интересный подход режиссера — очень много кадров размыто, будто ты находишься в дымке или наркотическом угаре», — признается 25-летняя участница киношколы ОМКФ Антонина.

Студентка Ирина от фильма не в восторге: «Мне нравится роман. Но пока ни одна экранизация, включая эту, не совпала с моими представлениями о Карениной».

Главный, истинно трагический момент фильма: «Анна Каренина» — предпоследняя роль Александра Абдулова и Олега Янковского. «Об Олеге и о Саше – ужасная история. Оба начинали картину в состоянии физического взлета, оба в прекрасной физической форме были. То, что случилось – я не понимаю и не готов понять, и я не готов ничего сказать. Какая-то катастрофа. Когда заболел Саша, был ужас. Потом Таня мне сказала, что надо позвонить Олегу, и я сказал, мол, «что ты говоришь, в одну воронку один снаряд два раза не попадает». Я был с ними обоими очень дружен, этот фильм еще и память о нашей дружбе. Такая, что ли, настоящая подлинная память».

Звездный перечень актеров дополняют Сергей Гармаш, Ярослав Бойко и Людмила Савельева (Наташа Ростова в экранизации «Война и мир» Бондарчука). А главная роль досталась бывшей жене Соловьева — Татьяне Друбич. Тем самым актриса стала в один ряд с Гретой Гарбо, Вивьен Ли, Татьяной Самойловой и Майей Плисецкой, которые ранее играли Каренину. «Татьяна Друбич - самая лучшая Анна Каренина. Если бы я не был в этом уверен, то не стал бы браться за экранизацию романа».

Что касается судьбы ленты, она, похоже, будет долгой. По словам режиссера, через год на экраны выйдет 5-серийная телеверсия фильма.

«К картине особое отношение у Константина Львовича Эрнста. Он сказал: «Давай, используем все возможности кинопроката, а потом ты скажешь, и мы сразу запустим фильм». Хотя он может делать с фильмом все что угодно, поскольку его вклад в картину очень значительный», - подытоживает Соловьев.

«Вкратце…»

Видеть больше, чувствовать глубже, сомневаться, восторгаться, ненавидеть и превозносить – вот «Анна Каренина» как фильм, как культурное событие. Вкратце.


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Вячеслав Заховайло: «Динамо» упрется в игре с такой «Барселоной»

Постоянный эксперт «Рейтинга Букмекеров», известный футбольный менеджер и агент Вячеслав Заховайло в эксклюзивном интервью порталу “Рейтинг Букмекеров” поделился ожиданиями от противостояния «Динамо» и «Барселоны» в Лиге чемпионов.

24.11 в 19:01:00|Спорт
1 0
Все интервью