Высоцкий в Одессе: Спасибо, что пришел!

05.12.2011 в 23:15:08
Общество
1 3

Да, правда: тот, кто хочет, тот и может!

Да, правда: сам виновен, бог со мной!

Да, правда... Но одно меня тревожит:

Кому сказать спасибо, что живой?..

В. Высоцкий

Вместо вступления

Пропаганда современная сделала свое дело, и на фильм о всех прелестях пропаганды советской люди повалили с энтузиазмом членов советских ноябрьских демонстраций. Высоцкий вернулся на большие экраны Одессы – очередные «опасные гастроли» перенесли нас в удушливый Узбекистан и рассказали о Высоцком по другую сторону экрана. А стоило ли?

Спасибо, что … за что?

«Высоцкий. Спасибо, что живой» — фильм режиссера Петра Буслова о Владимире Высоцком. Сценарий фильма написал сын Владимира Высоцкого Никита.

Первоначально премьера была назначена на 24 июля 2011 года и приурочена к 31-й годовщине со дня смерти поэта и актера, но затем ее перенесли на осень 2011 года. Затем, на одном из рок-фестивалей была названа новая дата — 31 декабря 2011 года. 25 июля 2011 года вышел второй трейлер фильма и была названа окончательная дата выхода на экран — 1 декабря 2011 года.

Фильм повествует о пяти днях 1979 года, когда Владимир Семенович Высоцкий на гастролях в Узбекистане пережил клиническую смерть. Образ Высоцкого воссоздан с использованием высокотехнологичного грима и технологий компьютерной обработки изображений. Роль Владимира Высоцкого озвучивает его сын Никита Высоцкий.

Критикуй, не критикуй…

«С недавних пор Высоцкий оказался просто везде: на флаерах в кино, на афишах, в газетных киосках, в книгах, на бутылках дешевого и очень дешевого пива. Высоцкий, как и Большой театр, неожиданно стал нашим «национальным брендом», «нашим всем». В сочетании с фамилией одного из самых раскрученных российских актеров, которому молва мгновенно приписала главную роль в этом фильме, это производило не совсем то впечатление, которого добивались создатели. Та, старая Система, заручившись поддержкой КГБ (пусть там попадались и совестливые экземпляры, как уверяет картина), гнобила Высоцкого, как могла. Эта, новая Система, вооружившись всеми атрибутами масштабной пиар-кампании, устраивает из его жизни и из него самого шоу. Той системе Высоцкий мог ответить. Этой – уже не сможет», - пишет Миша Вильямс на «Афише@mail.ru».

Дмитрий Пучков a.k.a. «Гоблин» так напишет о фильме в блоге на своем сайте: «По ходу фильма встать и выйти из зала хотелось не менее трех раз. Сюжет откровенно слабый, мотивация у персонажей – никакая, фильм — ни о чем. Отсутствует мораль, ну — кроме идиотских выкриков «это же Высоцкий!», излюбленной темы «подростки против Системы» и рутинного воровства. В фильме нет человека, чье имя заявлено в названии.

А ведь можно было снять кино о том, кто написал замечательные стихи и спел замечательные песни. О том, кого любила вся страна. О том, кто играл лучшие роли в лучшем театре страны, кто снимался в самых любимых народом фильмах. Можно было снять картину о трагедии человека, который многого добился, но был вынужден бороться с собой и наркозависимостью в последний год жизни. Можно было снять фильм о противостоянии таланта и пошлости. Ни то, ни другое, ни третье не получилось. И даже не планировалось.

Короче, фильм получился о том, что Высоцкий был не Высоцкий, а вор, пьяница и наркоман, который не уважал и не ценил ни себя, ни друзей, ни зрителей, ни страну, в которой родился и вырос. Говорите, он ваш герой? Вот он, ваш герой. От себя можно сказать только одно: спасибо, что не дожил».

«Что мы имеем в итоге? Опять затрачены фантастические усилия на создание «картинки» — при отсутствии внятного месседжа: в сухом остатке нам предлагают полюбоваться тем, на что способны пластический грим и компьютерная техника. Какие-то отдельные верные наблюдения не приобретают характера обобщения, детектив, драма и байопик в одной упряжке не хотят идти в ногу и скачут каждый по-своему. Смелый замысел, большой замах при отсутствии универсальной идеи, которая массовому фильму просто необходима. В сущности, получился фильм о том, как Высоцкий забыл дома наркотики и как вся страна помогала ему их доставить. Еще короче — это фильм о том, как Володе было тяжело. Ответа на важнейший в данном случае вопрос — почему именно ему было тяжело? — по-прежнему нет, но фильм до этого вопроса даже и не добрался, увязнув в частностях, как в среднеазиатских песках», - пишет «Огонек».

«Сияние, буквально исходящее от умирающего Высоцкого (многим, кто не жил в СССР, это трудно оценить), столь очевидно его окружению, что ребята просветляются и под навернувшиеся у зрителя слезы из иуд превращаются в ангелов.

По сути, авторы признаются, что им не под силу описывать нрав великого человека, они задались иными вопросами: как наглядно дать современной молодежи понять, что наркотики разрушат личность и доведут до могилы даже Глеба Жеглова», - подытоживает «Коммерсантъ».

Одесские аплодисменты

Что бы ни говорили критики, они всегда будут рассказывать о негативе: так проще, так легче повысить собственную значимость и «отрешенность от мира бренного». В мире субъективных точек зрения, где все сражаются за единственную (читай – принятую большинством) истину, лишь два пути – эпатаж или взращивание в себе внутреннего протеста. Первый путь ведет к отторжению общества от личности, второй – к отторжению общества личностью. В любом случае – это путь непростой, и людям, несущим крест критиков, можно только пожелать дальнейших творческих негативов с материальными позитивами.

Что же касается романа «Высоцкий. Спасибо, что живой» - «одесская публика», то он состоялся – десятки переполненных кинозалов города аплодировали новому творению отечественных монстров продюсирования. Хотя отзывы, что неудивительно, разделились ровно пополам.

«Черный человек» в свете рампы

Главная интрига – безусловно, сам главный герой. Весь фильм, словно молния, вспыхивал в сознании вопрос: «Это что, действительно он?». Нет, не он. Маска, под которой скрывается известный актер. Мне показалось, что Безруков. Жесты, крохи прорывавшейся мимики, несоответствие направления взгляда во время парной сцены «Высоцкий - Безруков» - все это, увы, претендует лишь на субъективную оценку, и окончательную точку в этом самом горячем вокруг фильма споре поставит только Никита Высоцкий, который уже заявил, что власти требуют от него раскрыть «тайну № 1».

Конечно, не ошибутся и те, кто скажет, что перед зрителем предстал «киборг Володя». Скупые движения, минимум мимики, статичные планы, съемки преимущественно в профиль – перед нами не живой человек – ожившая икона, но ведь таким хотели показать его продюсеры. Или хотят, чтобы мы в это поверили?

Он действительно очень тяжелый человек, он действительно магнит, притягивающий к себе не только молоденьких красавиц, но и сомнительных реаниматоров, прохвостов-администраторов, но и сотни тысяч поклонников, десятки спецагентов, словом, - всю страну. Его показали таким, каким он мог быть в жизни, и это не просто блокбастер или «документалка» - это фильм на грани. Грани, по которой достаточно долго ходил Высоцкий.

Сцена его клинической смерти двояка. С одной стороны, создатели, видимо, планировали добиться голливудского накала, с другой – не дотянули с чисто русскими психологизмом. Поэтому внутренний компас, работающий со стрелками «Правда - неправда» склонился в другую сторону. Но сейчас у меня дрожат пальцы, а это значит, что все получилось на 99 %.

Подводя итог в описании главного героя, можно сказать одно: он был дитя своей эпохи. Она изрыгнула его из своего уродливого лона, сделав его ущербным современником: слишком свободным, слишком полетным, слишком другим. Он не закончил бы иначе, рядом с ним не было бы других людей, потому что тогда это бы был не Высоцкий.

КГБ не дремлет

История вокруг заигрываний с властью в лице КГБ – одна из центральных сюжетных линий. Увы, нельзя не констатировать, что Госдеп, КГБ, ФСБ, МИ-6, - называйте как угодно, - стремится к созданию позитивного о себе образа. Поэтому «человечные» КГБ-шники, как ни крути, - выгодны государству. Они зарождают эту предательскую веру в людях, веру в то, что даже когда меч занесен, остается надежда на палача. Хочется верить, очень хочется… Как и в повышение зарплат, снижение тарифов на услуги ЖКХ, праведную милицию и чиновников, не берущих взяток.

Короля играет свита…

Несколько слов о тех, кто сыграл коллег и друзей Высоцкого. Парики Урганта и Леонидова – действительно смешные. Костюмы – слишком уж надо быть настроенным против фильма, чтобы разбирать его «до костюмов». Лихой «Мерседес» Высоцкого – действительно крут, хоть и местами компьютеризирован.

Не заметил я наигрыша в Панине – честный врач, пьющий, верящий в Бога, только исподтишка. Он абсолютно не выбивается из общего ансамбля.

Ургант – это сама по себе комедия: он напоминает мне прообраз демиурга, созданный Ефремовым в недавней экранизации «Generation P», - эдакого лица вездесущего на телевидении. Так что рискует Ваня стать вторым, не побоюсь этого слова, Безруковым, только на телевидении. Увы, индустрия слишком просто и жестоко меняет лица на обложках и в заставках.

Оксана Акиньшина – такая молодая, такая желанная… по задумке создателей. Она старается быть подругой своего кумира, но у нее не получается до конца, поэтому она и плачет в финале.

Леонидов – молодцом: оставаясь апологетом рока в мире попсы, раз в несколько лет выстреливает в кино, и довольно удачно. Может быть, потому что его персонаж не нуждался в развитии, как и вообще большинство всех образов ленты: они застыли внутри нее, они тоже напоминают восковых фигур, оживших на 2 часа.

Вместо P.S.

Смотреть или не смотреть фильм? Смотреть однозначно. Смерть Высоцкого оставила после себя слишком много вопросов, равно как и его жизнь. К счастью, художественный фильм может приоткрыть некоторые темные страницы биографии великих людей, при этом статусом своим не претендуя на истину в последней инстанции. Да и есть в этом фильме сермяжная правильность – в эпоху глобальной попсификации, когда на хит претендуют слова «Моя любовь нелепа, как первый блин», нужно очень последовательно привлекать внимание к таким людям, как Высоцкий. Потому что он – настоящий. Потому что – живой. Потому что нам не нужно забывать, как быть живыми. Высоцкий. Спасибо.


Читайте также

Мониторинг СМИ: Болезнь для Костусева, комплексы для украинцев и выбор для России
12.12 в 21:45:33|Общество
0 0

ОМКФ открывается «Реальностью»: Каннский триумф одесскими глазами
16.07 в 21:00:26|Любопытно
0 0

Политический кризис в Украине: Возможные сценарии развития событий
25.01 в 12:45:31|Политика
0 0

Дорога Одесса-Крым: в два раза дольше и в десять раз дороже РЕПОРТАЖ
08.01 в 14:38:35|Общество
0 0

5 cоветов, как выгодно поселиться в центре Одессы
27.11 в 21:25:55|Архитектура
19 1

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Валентин Федоров о вступительной кампании - 2019, высшем образовании Украины и новых проектах Одесской Юракадемии

Интервью с заслуженным юристом Украины, руководителем аппарата Президента Национального университета «Одесская юридическая академия» и главой Первичной профсоюзной организации вуза Валентином Федоровым.

22.09 в 12:17:00|Общество
1 0
Все интервью