Пенсионная реформа: пыль в глаза и смерть как данность

05.07.2011 в 17:13:22
Экономика
1 1

Пенсии давно не дают покоя государству, поскольку оно обязано их выплачивать. Пенсионную реформу муссируют уже полгода, и многое о ней уже известно. Однако, несмотря на полугодовую разъяснительную работу, на заверения Президента Януковича и Вице-премьера Тигипко, на поддержку МВФ, оппозиция голосует против. Формулировка проста – «антиконституционная реформа».

Официальный восторг

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».

«За» данное решение проголосовали 245 народных депутатов.

«За» голосовали 187 народных депутатов из фракции Партии регионов, 13 из фракции НУНС, 15 из группы «Реформы за будущее», 20 из фракции Народной партии и 10 внефракционных. Не голосовали в полном составе фракции «БЮТ-Батькивщина» и КПУ.

Законопроектом определяются параметры функционирования ІІ уровня (накопительного) пенсионной системы. Перечень страховых взносов в накопительный пенсионный фонд предлагается ввести, начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда (ПФ). Предусматривается, что второй уровень будет основан на таких параметрах: участниками системы будут лица, которым на дату введения системы исполнилось не больше 35 лет; размер страхового взноса будет составлять 2% с дальнейшим его ежегодным повышением на 1% до достижения 7%; администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществлять ПФ.

Через два года после начала уплаты страховых взносов по накопительной системе ее участники получат право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств.

В соответствии с пояснительной запиской к документу, предлагается также ограничить максимальный размер пенсии на уровне 10 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 апреля 2011 года – 7,64 тыс. грн), с распространением этого ограничения на пенсионеров, которым пенсия назначена до вступления в силу Законопроекта; уменьшить размер пенсии с 90 до 80% зарплаты госслужащих; выплату досрочной (за полтора года) пенсии госслужащим, депутатам, прокурорам, судьям проводить лишь для неработающих пенсионеров; ограничить заработок для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый соцвзнос, как для других категорий пенсионеров.

Кроме того, Законопроектом предусматривается повысить пенсионный возраст для мужчин-госслужащих до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно в течение 4 лет; этот возраст будет предельным, институт продолжения пребывания на госслужбе будет отменен. Также предусмотрено назначение досрочных пенсий народным депутатам, в случае завершения их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора. Однако оставим часть подробностей для более детального рассмотрения.

«Реформа с прелюдией»

Всего полтора года назад, в разгар президентских выборов Янукович радовал избирателей лозунгами о заоблачном повышении зарплат и пенсий, о высоких социальных стандартах, обещал, что никогда не позволит повышать пенсионный возраст, говорил, что «мы не имеем морального права это делать» и «я на это никогда не пойду».

Однако первое, что мы узнали из тогда еще таинственного Законопроекта о пенсионной реформе, так это то, что пенсионный возраст повышается, сначала говорили только о представительницах прекрасного пола, а затем и о мужчинах.

Вспомним Конституцию Украины. В статье 22 четко записано, что при принятии новых законов не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. В частности, права на социальную защиту, права на получение всех видов пенсии, права на достойный жизненный уровень.

Оппозиция заявляет: «17 июня по личному указанию Януковича Верховная Рада в первом чтении одобрила проект Закона об ухудшении пенсионного обеспечения граждан, который власти почему-то называет «пенсионной реформой». На самом деле, этот проект не имеет ничего общего с настоящими реформами, он является очередным бессистемным набором положений, которые усложнят людям жизнь при получении пенсий и уменьшат их размер».

«Реформа по косточкам»

1.Существенно увеличится пенсионный возраст для женщин - с 55 до 60 лет.

«Невысокий пенсионный возраст для женщин всегда считался важным социальным достоянием, поскольку общественная миссия женщины далеко не исчерпывается одним только стажем ее работы», - считает депутат облсовета от партии «Батькивщина» Сергей Веселов.

2. Увеличится пенсионный возраст для определенных категорий мужчин. Это научные и научно-педагогические работники, которые смогут получить свою пенсию только с 62 лет. Мужчины - государственные служащие, с 62 лет. Военнослужащие - только с 60 лет.

Таким образом, те граждане, которые уже должны были получить пенсию и увольнялись в запас, теперь должны искать себе место работы и дополнительно проработать для получения пенсии 10-15 лет.

3. Изменяется формула исчисления базового размера пенсии по возрасту. Теперь в формуле будет учитываться средняя зарплата не за один год, а за три.

«Это очень важный момент. Только поэтому при расчете пенсия каждого человека уменьшится на 120 гривень, а в ближайшие пять лет учитываться будет в принципе только стаж», - заявляет С. Веселов.

4. На 10 лет увеличивается страховой стаж для начисления минимального размера пенсии по возрасту. Продолжительность страхового стажа для назначения минимальной пенсии вырастет с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин.

Таким образом, тысячи потенциальных пенсионеров, которые уже имеют достаточный стаж для получения пенсии по возрасту, теперь должны будут работать еще ни много, ни мало десять лет.

5. Увеличение на 10 лет страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по инвалидности.

«Это уже откровенное издевательство над 2,5 миллионами людей, которым и так живется значительно труднее, чем всем остальным, - уверена оппозиция. - Если сейчас пенсию по инвалидности назначают при наличии минимального стажа от 2 до 5 лет, то теперь возраст изменяется от 5 до 15 лет».

Что касается инвалидов II и III групп предпенсионного возраста, то ранее они имели право выбора между пенсией по инвалидности и пенсией по возрасту. Теперь их стаж для выхода на пенсию должен составлять 30-35 лет.

6. Изменится порядок начисления пенсий научным и научно-педагогическим работникам. Мужчинам такие пенсии будут платить от 62 лет при условии, что человек занимался научной деятельностью не менее 20 лет. Надбавка за сверхнормативный стаж научной работы отменяется.

Комментарии излишни.

7. На 5 лет (с 20 до 25 лет) увеличится минимальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим. Офицеры теперь смогут получать военную пенсию только после достижения общего пенсионного возраста - 60 лет. Даже с учетом повышения срока выслуги лет, между реальным возрастом выхода на пенсию и 60 годами создается разрыв примерно в 10-15 лет, когда они останутся без обеспечения со стороны государства.

«Конечно, работу они себе найдут, но сам факт является нарушением их конституционных прав. Замечу, что, найдя работу, с зарплаты они будут по-прежнему отчислять в фонды до 40%. Но выслугу лет и трудовой стаж для получения пенсии суммировать нельзя! Так что получается, что бывших офицеров фактически подталкивают работать нелегально», - резюмирует Сергей Веселов.

8. Меняется принцип перерасчета пенсий работающим пенсионерам, которых сегодня насчитывается 2, 6 млн человек. Теперь их пенсии будут перечисляться исключительно по стажу работы без учета заработной платы за последний период. Следовательно, каждые два года размеры пенсий работающим пенсионерам будут увеличиваться на мизерную сумму (около 16 гривень). Для работающих пенсионеров перерасчет пенсий в связи с повышением прожиточного минимума будет проводиться только после их освобождения.

9. Внедрение негосударственных пенсионных фондов.

«Это не просто попытка Януковича переложить ответственность за выплату пенсий гражданам с правительства на частный бизнес. Это еще один масштабный обман: государство не собирается гарантировать сохранность средств людей в этих негосударственных фондах. Очень похоже, что, собрав из народа последние копейки, все эти фонды могут повторить печальную судьбу «трастов», которые громко возникли и тихо исчезли вместе со своими владельцами и деньгами вкладчиков в начале 90-х годов».

10. Обеспечение пенсией работников, которым на момент принятия реформы не исполнилось 35 лет.

«Для тех, кому сейчас нет 35 лет, ситуация с пенсией вообще непонятная. По идее, именно для них предназначено внедрения второго уровня пенсионной системы. Этот уровень предполагает отчисление работниками на специальные счета 2% фонда зарплаты с постепенным его увеличением до 7%. То есть молодые люди должны заключить договоры с неизвестно кем, отчислять неизвестно куда деньги без каких-либо гарантий, хотя пока непонятно, будет ли вообще введен пресловутый второй уровень», - отмечает политолог Наталья Каптусарова.

11.Уменьшение пенсий государственных служащих и ограничение сверхвысоких пенсий.

Законопроектом предлагается ограничить размер пенсии госслужащим на уровне 80% заработной платы, с которой были уплачены соответствующие страховые взносы. Следует отметить, что для 90% граждан пенсия устанавливается в среднем на уровне 45-50% от их зарплат. Также есть предложение об ограничении максимальных пенсий размером 10 прожиточных минимумов (сейчас это 7 тыс. 640 грн).

«Риск для VIP-пенсионеров нулевой: или депутаты провластного большинства эту норму не поддержат, или ее отменит Конституционный Суд, который всегда стоит на защите интересов этой власти», - отмечает Н. Каптусарова.

12.Сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Вице-премьер Сергей Тигипко уже подсчитал, что реализация пенсионной реформы уменьшает дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2011 году на 211,6 млн грн, А после принятия Законопроекта уменьшения расходов солидарной системы пенсионного страхования в 2012 году составит 2,5 миллиарда.

«Прогнозируемый объем экономии средств является смехотворным по сравнению с объемом средств, которые ежегодно выводятся из Украины в оффшоры по Соглашению между бывшим СССР и Республикой Кипр во избежание двойного налогообложения. Только за период с мая 2010 по май 2011 года отечественными банками на счета оффшорных компаний на Кипр было перечислено 32,6 млрд долларов США. Это в 105 раз больше годовой «экономии» от введения драконовского пенсионного Закона Януковича. Кстати, на днях Верховная Рада успешно провалила Законопроект об отмене этого позорного соглашения и оставила возможность для олигархов из окружения Януковича и дальше нечестно зарабатывать деньги в Украину и выводить их за границу.

Сотни миллиардов гривень теряет наше государство из-за непрозрачности всех государственных закупок. Элементарное наведение порядка в этой области позволило бы не только сбалансировать Пенсионный фонд, но и подумать об увеличении пенсий и зарплат для бюджетников», - уверен С. Веселов.

Робин Гуд – наоборот, и Народный взрыв

«Инициированное нынешним Президентом кардинальное изменение пенсионного обеспечения, очевидно, направлено против интересов большинства населения. Янукович действует как своеобразный «Робин Гуд – наоборот»: забирает у бедных, дает богатым. Теперь бедные будут дольше и тяжелее работать, получать меньшую пенсию, а богатые наживаться на негосударственных пенсионных фондах, зарабатывать на завышении стоимости объектов Евро-2012 и накапливать нечестные средства на своих счетах в заморских офшорах. Разве за такое «улучшение жизни уже сегодня» голосовали люди на президентских выборах?», - отмечает Сергей Веселов.

«Только если люди выйдут на митинги и будут протестовать против принятия пенсионной реформы, тогда появится возможность ее отложить. Иначе ее принятие неизбежно. Не стоит забывать, что основным условием получения очередного транша от МВФ является принятие пенсионной реформы и повышение стоимости газа для населения на 30 %. И если митингами протеста можно приостановить пенсионную реформу, то очередное повышение тарифов ЖКХ – фактически неизбежность. Поскольку, если Украина не получит кредит, ей реально угрожает дефолт», - заявила Н. Каптусарова.

Политолог отметала, что последствия Налогового майдана очень сильно запугали людей, однако альтернативы народному волеизъявлению нет.

Альтернативная пенсия

На рассмотрение парламента был внесен и альтернативный пенсионный Законопроект.

«Мы предлагаем унифицировать и сделать справедливым начисления пенсий без всякого повышения пенсионного возраста, уменьшение размеров пенсий, ухудшение условий их начисления», - заявил С. Веселов.

Реформа учитывает при начислении пенсии стаж работы, размер заработной платы, условия труда.

«Мы предлагаем специальные системы поддержки для бывших работников сельского хозяйства, бюджетной сферы, образования, науки, культуры, здравоохранения, других отраслей. Также мы хотим позаботиться о достойной пенсии работникам тех специальностей, которым в прежние времена несправедливо начислялась небольшая заработная плата.

Для этих категорий граждан нашим Законопроектом предлагается специальный механизм начисления дополнительно к пенсии государственных стипендий в размере от 30% до 100% прожиточного минимума, установленного Законом для лиц, утративших трудоспособность, в зависимости от занимаемой должности. Также предусмотрено увеличение размера государственной стипендии на 2% прожиточного минимума, установленного Законом для лиц, утративших трудоспособность, для лиц, имеющих 25 и более лет стажа работы на соответствующих должностях, за каждый полный год такой работы более 10 лет, но не более 150 %.

Мы вносим этот Законопроект, чтобы, наконец, сбалансировать Пенсионный фонд, обеспечить справедливое, четкое и стабильное выполнение государством своего фундаментального обязанности - выплаты достойного пенсионного обеспечения своим гражданам», - заявляет Сергей Веселов.

Прогнозы фарса

«Ситуация проста – пока происходят провокации к 9 мая, 22 июня и публичные судилища, в частности, над Юлией Тимошенко, правительство продавливает пенсионную реформу. Что будет завтра: завтра возникнет какой-нибудь скандал вокруг поступления в вузы, потом в Одессе начнутся разборки вокруг двуязычия в школах, а потом разразится какая-нибудь страшная эпидемия. И под этот шумок будут проводиться прочие «сюрпризы» власти», - уверена Н. Каптусарова.

Однако день грядущий на то и день грядущий, чтобы преподносить «сюрпризы». Единственную ясность может вносить Закон. Однако так ли хорош Закон, лишающий молодых будущего, а стариков пенсии? И это при том, что сейчас до пенсии доживает только 54% представителей сильного пола, достигших совершеннолетия. Для примера: такой же процент женщин празднует 76-летие. 7лет дожившие мужчины получают пенсию, 17 лет – женщины. И это по сегодняшним законодательным нормам. Минусуйте новые цифры, приведенные выше…

Нужна ли такая реформа – решать каждому из нас!



Читайте также

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
Игры в Китай
24.06 в 17:22:46|Экономика
0 0

ОМКФ: VIP-взрыв на лестницах, бульварах, кинотеатрах и заводах
14.07 в 10:31:39|Общество
0 4

Дневник ОМКФ: День 5-последний. «Записки сумасшедшего» Соловьева, цинизм Гордона и откровения турко-немцев
07.08 в 11:46:40|Общество
74 0

Мониторинг СМИ: Есть ли жизнь без Юли или КТО следующий?
06.08 в 11:49:40|Политика
0 3

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью