Из-за военного конфликта зарабатывать в России становится сложнее - одесские гастарбайтеры

16.03.2015 в 17:36:58
Общество
1 0

Украинские гастарбайтеры, которые выезжают на заработки в Россию, говорят об ухудшении условий труда и одновременных попытках иностранного государства  привлечь как можно больше «заробитчан». Репортер разыскал одесситов, которые побывали на заработках в Российской Федерации. На правах анонимности они согласились рассказать о буднях трудовых мигрантов в РФ.

Большинство украинцев работают в России нелегально. Гастарбайтеры объясняют, что процедура получения разрешительных документов сложна. «Дело не в том, что мы так уж хотим нарушать законы, просто в соседней стране создан настолько мощный бюрократический аппарат, что оформить патент на работу фактически невозможно. Как попасть в РФ на заработки? В большинстве случаев гастарбайтеров находят через «сарафанное радио», то есть по информации, которая поступает от знакомых. Сейчас украинцы имеют право находиться на территории РФ не более 90 дней в каждые полгода. Затем нужно ехать в Украину и снова возвращаться в Россию, чтобы не было проблем с миграционной картой», - говорит одессит Сергей Б., который проработал в Москве полтора года. 

Кроме того, для работы необходима регистрация. В Москве оформить регистрацию стоит 1 500 рублей, причем эту сумму надо платить каждый раз заново. «Все это делается, естественно, нелегально, через «своих» людей в Федеральной миграционной службе, через бригадиров, у которых мы работаем», - говорит Сергей.

При этом, по словам одесситов, за последние месяцы работа «сарафанного радио» усилилась: посредники стараются приглашать как можно большее количество людей, сулят хорошие заработки и всяческие льготы. Опытные «заробитчане» говорят, что раньше такого не было: «Даже бюрократические проволочки сократили. Видимо, есть какой-то сигнал «сверху».

Цены и заработки

По словам бывалых «заробитчан», зарабатывать в России можно в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Основная выгода — это разница в зарплатах между Одессой и той же Москвой: хороший сантехник, например, зарабатывает около 40 тысяч рублей (10 тысяч гривень). Однако жизнь в этих городах – удовольствие не из дешевых. 

«Жить в городе – это роскошь. Наши ребята поселяются в квартирах за городом, снимают квартиру на 4-6 человек, выходит где-то 6 000 рублей (около 1 500 гривень) в месяц с человека – это если жить в комнате вдвоем, а то и втроем. На проезд я трачу в месяц не менее 2 700 рублей (675 гривень), это метро и автобус, причем покупаю проездные, потому что так немного дешевле. Что такое кафе – пусть даже самые дешевые – можно напрочь забыть. Когда возвращаюсь в Украину, беру жену и детей и обязательно веду их по нашим любимым недорогим кафешкам в Одессе. Чувствую себя человеком. В России – это запредельная роскошь, так что готовлю сам. Покупаю овощи, хлеб, иногда – молочку. Работаю физически, поэтому на одних кашах не продержусь, приходится покупать мясо, хоть самое дешевое. В итоге у меня в день уходит минимум 600-700 рублей (175 гривень)», - делится впечатлениями еще один одессит – Виталий Н., решивший попытать счастья в столице Российской Федерации в прошлом году. 

По его словам, цены на продукты в Москве продолжают расти: «Санкции ударили по экономике, рубль дешевеет, цены растут. Буханка хлеба стоит 30 рублей (7,5 гривень), литр молока – 60 рублей (15 гривень), килограмм картошки – 60 рублей, капусты – 100 рублей (25 гривень). Яйца – 70 рублей (17,5 гривень) за десяток, говядина – по 350 рублей (87,5 гривень) за килограмм, куриное филе – 240 рублей (60 гривень) за килограмм, шоколадка – 70 рублей», - перечисляет Виталий.

В итоге скопить что-то из заработанного нелегким физическим трудом можно лишь ценой жесткой экономии: «Честно говоря, на жизнь уходит львиная доля заработка. Да, зарплаты не сравнить с нашими, но в итоге скопить можно, если во многом себе отказывать и сидеть на картошке несколько месяцев. Многие срываются. Уезжают обратно через месяц, потому что привыкли каждый день нормально питаться, спать в удобной кровати и пользоваться душем. А на заработках это – из разряда роскоши», - говорит «заробитчанин», трудящийся в Москве сантехником.

Если «кинули» на 15% - это норма

Главная особенность российских заработков, о которых умалчивают посредники, набирающие группы гастарбайтеров, — обман. Поскольку труд большинства таких мигрантов нелегален, пожаловаться на обманувшего посредника, само собой, некому. 

«Будьте готовы, что за первый заказ вам не заплатят вообще. Это — норма. Может быть, что-то дадут за второй. Если наладить связи с другими мигрантами, с посредниками – не безвозмездно, конечно, то со временем можно стать опытным гастарбайтером. Опытным – это значит, что «кидать» вас будут каждый раз процентов на 15. То есть, когда мне называли сумму заработка, я сразу мысленно отбрасывал 15%, а потом прикидывал, стоит браться или нет. Работа все-таки рисковая, я выполняю любые фасадные работы на высоте, поэтому было особо обидно, когда «кидали», - говорит Сергей.

По словам тех, кто поел мигрантского хлеба, посредники не дорожат рабочей силой и потому не церемонятся: на их место обычно находятся другие, новички. И ситуация повторяется по кругу.

Война добавила остроты

Несмотря на то, что только по официальным данным в России более миллиона нелегальных мигрантов, а, по оценкам самих «заробитчан», в Москве приезжий – каждый второй, к гостям здесь относятся настороженно. Особенно не везет тем, у кого темный цвет кожи: «Полиция хорошо зарабатывает на таджиках, узбеках. Я работаю на стройках и мало общаюсь с непосредственными заказчиками, мне проще. Вдобавок украинцы антропологически не отличаются от россиян, внешне нас не отличишь. Но на улицах лучше помалкивать – вмиг по акценту вычисляют, что перед ними – украинцы, хотя мы же одесситы, говорим по-русски дома. И тогда – понеслось… В лучшем случае назовут хохлом и что-то пошутят про сало и горилку. Тема Крыма сейчас — любимая, аннексия полуострова является предметом гордости большинства. Любят и про «бандеровцев» порассуждать. Но в споры лично я предпочитал не вступать», - вспоминает Сергей.

А Виталий рассказал, как однажды разговорился с попутчицей в поезде, когда возвращался в Украину: «Женщина работала поваром в богатой семье. Думала, что едет к своим – один язык, одна культура. У нее высшее образование, интеллигентная, но деньги нужны были, решила заработать. Три месяца показались ей пыткой, и дело не только в тяжелой работе. Дело – в высокомерии, с которым россияне относятся к нам. Сейчас, когда началась война, это стало просто нестерпимым. Неважно, что вслух все мы вынуждены соглашаться с их мнением, иначе ведь тут же сообщат «куда надо», и беды не оберешься. Но даже то, что ты соглашаешься, не спасает от упреков и обвинений, что все мы – или глупцы, или фашисты. Кривить душой долго очень тяжело. Выдерживают единицы», - говорит одессит. 

Рот – на замок

По словам украинских гастарбайтеров, приехав в Россию, приходится забыть о еще одной одесской привычке: обсуждать политику в общественном транспорте.

«У нас как принято? Сел в трамвай – и давай критиковать президента, честить премьер-министра, возмущаться новыми законами и требовать тюрьмы для высших чиновников. А в России ездят молча. Ну, или хвалят Путина. Третьего нет и быть не может. Так что язык надо прикусить и забыть о демократии и свободе слова. С соседями тоже говорить на политические темы не стоит. Вообще народ там довольно инертный, пассивный, все думают лишь о том, как бы заработать денег. Но при этом они не против присоединить Украину», - делится впечатлениями Виталий.

Рано или поздно придется помириться

Несмотря на то, что жизнь «заробитчан» нелегка, украинцы продолжают уезжать в Россию на заработки. Конфликтолог Инна Терещенко объясняет эту тенденцию устоявшейся привычкой и общностью культур: «Связи между нашими странами в любом случае есть. У нас было общее советское прошлое, у россиян в Украине живут родственники — и наоборот. Да что там говорить: когда-то наши ездили на спектакли в Москву или Питер. В Россию психологически проще поехать, чем в любую другую страну: один язык, мы их понимаем, они — нас. Хотя заработки на Западе намного выше, все равно решиться уехать в Россию проще. К тому же, украинцы традиционно намного лучше относились к россиянам, чем наоборот. Россияне не вчера начали относиться к нам настороженно. Антиукраинская истерия нагнеталась там давно. Они даже немного на нас обижаются: им кажется, что мы их предали», - поясняет конфликтолог.

В то же время, по мнению эксперта, гастарбайтеры в условиях практически полного разрыва культурных и социальных связей, остаются чуть ли не единой ниточкой, связывающей сейчас Украину и Россию: «Пусть ездят. В этом есть плюсы. Увидев украинца, делающего хороший ремонт или строящего дом, россиянин поймет: у него хорошо получается. И, самое главное, у него нет окровавленных зубов и он не убивает русских младенцев. Я не шучу: их пропагандистская машина делает очень скверное дело. Но рано или поздно нам надо будет помириться. Мы навсегда — соседи. Так что гастарбайтеры тоже делают свое дело в налаживании наших отношений — уже сейчас», - полагает Инна Терещенко.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью