Не дай Бог такую работу!

21.03.2013 в 12:35:15
Общество
1 0

То важное, что происходит с нами впервые, потом вспоминается с теплой иронией. Первый класс, первая любовь, первое свидание и, если хотите, первая распитая бутылка пива. А вот первая серьезная работа – это уже не шутки. Часто ее хочется поскорее забыть, как кошмарный сон. И вопрос не в том, что молодому специалисту трудно найти себя в жизни. Вопрос в том, кому и для чего нужен этот молодой специалист.

Немного ужаса для затравки

О рабочем месте обычно говорят как о чисто экономическом понятии. У человека есть дело, есть деньги, он привносит свой вклад в ВВП. Но есть и этическая составляющая – доволен ли человек своей работой, делает ли она его счастливее, может ли он раскрыть свой потенциал. И это тоже важно, но, к сожалению, пока не оценено нами в должной степени. Система трудовых отношений подверглась такой же инфляции, как и все в нашем государстве, от образования и медицины до общественной деятельности. И больше всего от абсурда и несправедливости страдают те, кто только начинает свой жизненный путь. Вот несколько примеров:

-   В одном из агентств переводов на Ланжероновской хозяин-иностранец потребовал от своих работниц реже ходить в туалет – чтобы не расходовали зря туалетную бумагу.

-  Офис-менеджер Оля должна заносить каждую свою операцию в электронный журнал. На это уходит 2-3 часа ее рабочего времени. Зато она «не бездельничает».

-  Самоуверенный сотрудник рекламного агентства Артур был доволен своей работой с 10 утра до 8 вечера. Но когда заболела его мать и ему пришлось несколько раз отпроситься с работы на пару часов, начались проблемы. Потом ее забрала скорая. Артур срочно ушел с работы и его тут же уволили.

Что кроется за словом «надо»

В описаних примерах содержится нечто большее, чем нарушение КЗОТа или отсутствие уважения к людям. Здесь можно увидеть патологическую, напряженную жадность, характерную для многих бизнесменов. Возможно, прав профессор психологии Всеволод Розанов, который говорит, что в нестабильном обществе с большим неравенством доходов богатые ощущают себя не лучше бедных.

Так или иначе, но реалии вынуждают работодателей быть особо взыскательными. Это показывает пример Светланы П., которая несколько лет проработала помощником нотариуса в одной юридической конторе. За три опоздания в месяц, даже на 5-10 минут, сотрудников штрафовали на четверть зарплаты. То есть транспорт у нас работает, как часики и задерживаться просто неприлично... Кроме того, руководство расписало для сотрудников нормативы по работе. За невыполнение  крупно штрафовали. На первый взгляд, это абсолютно нормальная практика. Но работа юриста тем и отличается от работы слесаря или упаковщика, что ее невозможно расписать по минутам. Могут появиться дополнительные трудности, понадобится консультация, клиент потребует много времени. И вот, чтобы сдать норму, сотрудники конторы засиживались на работе до 7-8 вечера и регулярно брали дела домой на выходные. Разумеется, многие из них были в офисе за 15-30 минут до начала рабочего дня – чтобы не опоздать. К слову, зарплаты на предприятии – чуть выше средних в Одессе. Ни о какой тысяче долларов речи нет.

Приемлема ли такая строгость? Согласно КЗОТу, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов. Нетрудно посчитать, что наши юристы с вечерами и выходными перерабатывали от 5 до 15 часов неделю. Если учесть, что многие из них не выходили в обед, получится еще больше.

Сегодня многие говорят: что нам КЗОТ? Я от зари и до зари «батрачу». Дело ваше, судари, но нормы рабочего времени прописывали медики. Те же два выходных дня – это не блажь, а срок, необходимый для оптимального восстановления сил (если не злоупотреблять спиртным, разумеется). С возрастом это становится немаловажным. И правильная организация труда не только повышает его производительность, но и позволяет человеку трудиться как можно дольше, до глубокой старости. Кроме того, работа работе рознь. Творческий труд может окрылять человека настолько, что он не чувствует усталости. Много работать можно и в стабильной обстановке. Но вот если человек регулярно находится в состоянии стресса, перегрузки скажутся и на его здоровье, и на его отношениях семьей. Тогда на смену производительной работе приходит ее напряженная имитация.

Много хочешь – мало получишь

Предъявляя к своим сотрудникам завышенные требования, предприниматель как бы говорит: «это жесткий мир, детка, здесь все борются за выживание». И молодые люди, не отягощенные семьей, как правило, и сами не прочь испытать себя. А между тем, работодатель ставит высокую планку не от большого ума. Судите сами:

Во-первых, многие его сотрудники быстро «выгорают» и часто болеют. Да, это можно компенсировать снижением оплаты труда. Но как быть с текучестью кадров? Люди ведь еще и обижаются, обзаводятся семьей, ухаживают за родственниками. Даже если предприниматель не несет затрат на обучение работника, высокая оборотность снижает производительность труда. Исчезает нормальное понимание коллектива, где за счет налаженных связей между людьми 2+2 = 5 – это хорошо известный в экономике эффект синергии.

Во-вторых, текучесть кадров создает офисный планктон, но не профессионалов. Человеку ведь поручают ответственный участок работы не за красный диплом, а когда он себя хорошо зарекомендовал и ему доверяют. На это иногда уходят годы. На фоне нестабильности на предприятиях и в коллективах многие молодые люди меняют работу каждые полгода – стоит ли удивляться тому, что так сложно найти среди них хорошего работника?

В-третьих, когда работодатель «перегибает палку», он сталкивается со скрытым саботажем сотрудников. Они делают работу количественно, но не качественно. Даже не из мстительности: перекрыть норматив – вот их задача. Ведь именно за нарушение этого их штрафуют. В итоге, страдает клиент, имидж предприятия.

В общем, за заоблачными нормативами «от звонка до звонка» скрывается низкая менеджерская компетенция нашего бизнеса. Многие руководители отчасти не могут, но по большей части не знают, как мотивировать персонал. Хуже – не считают нужным этого делать. Все слушали лекции по менеджменту, получили корочки, но на своих предприятиях не идут дальше системы мотивации Тейлора, которая использовалась на промышленных предприятиях 100 лет назад и получила название «потогонной». Да, несколько месяцев или год руководитель получает от работника результат. Но может ли он надеется на его профессиональный рост? Может ли ему доверять? Понятно, что нет.

«Стричь овец выгоднее, чем сдирать с них шкуру»

Примерно так когда-то выразился римский император Тиберий, когда ему предложили повысить налоги с провинций. Он был первым, кто принялся строго контролировать доходы и расходы государства. Наверное, именно поэтому официальная историография запечатлела его как подозрительного тирана-извращенца.

Выгодна ли обществу «потогонная» система, основанная на «сдирании шкуры»? Сегодня другая экономика, другая жизнь и даже люди другие. Крупные западные корпорации, например, озабочены проблемой «виртуальной включенности» своих сотрудников. Она состоит в том, что с обретением планшета и Айпада, офисные работники вне рабочего времени ведут деловую переписку, обсуждают идеи, просто сидят в социальных сетях. «Не смешивайте работу и отдых», - говорят им менеджеры. - После шести вечера ваша голова должна бать свободна. Уделите время себе, своей семье, собственному комфорту». Там знают, что хорошо отдохнувший человек работает лучше и креативнее.

Может, просто Карма?

Теперь вернемся к молодежи. Почему с драконовскими условиями на работе люди чаще всего сталкиваются в начале жизненного пути? Во-первых, трудоустроится проще всего на предприятии с большой текучестью кадров. Там всегда есть вакансии, поскольку, как мы убедились, своих сотрудников они не ценят (да и клиентов тоже). Во-вторых, человеку не хватает личного и профессионального опыта. Поэтому даже в благоприятном коллективе ему приходится работать очень много – и это нормально. Во враждебном окружении им могут манипулировать, притворяясь, что его заслуги не представляют ничего ценного.

Важно и то, что наша культура и общественные институты не особо интересуются воспитанием в человеке ощущения самоценности и собственного достоинства. Из культуры с вековыми традициями мы перешли к соревнованию с Богом. Вам ставят планки: будь работоспособен, коммуникабелен, позитивен, имей хорошую фигуру, у тебя все должно получаться, улыбайся, будь проницательным – и так далее. И вот, среднестатистический молодой человек вступает в жизнь со смутным ощущением что он всем должен. Быть может, он этого и не признает. Но такую личность легко узнать по тому, как быстро она взрывается, вступает в конфликт или же наоборот, начинает самоуничижаться, когда к ней предъявляют высокие запросы. У такого человека работает инстинкт, а не трезвая голова. Поэтому им удобно управлять.

Страдают все

Что молодежь особенно часто сталкивается с эксплуатацией, причем в самых нелепых формах, печально и от того, что многие из этих людей впоследствии механически воспроизводят такие же формы поведения. Однажды в Нархозе мы проводили ролевую игру, где у каждого было свое предприятие, которое конкурировало с другими. И вот, через несколько шагов наметились отстающие. Преподаватель спрашивает: «Что будете делать? Вам следует оптимизировать расходы?» В ответ хор: «Сокращать людей!» - как раз тогда прокатилась волна сокращений и не было ни одного, у кого бы не остался без работы родственник, друг, знакомый. За редким исключением, никто и не подумал «заморачиваться» на такие схемы, как расширение производства, демпинг, снижение зарплаты или монопольные договоры с поставщиками.

Нельзя обойти и тот факт, что наша экономическая система в большинстве случаев не различает специалистов низкой, средней и высокой квалификации. Во многих специальностях зарплата отличается незначительно, так что стимулы к профессиональному росту ограничены. А профессионализм – это очень емкое понятие. За ним стоит сильная, ответственная и организованная личность. Тем более, что в большинстве специальностей профессионализм невозможен без личной порядочности.

У нас это явление не то чтобы раритетное, но распространено недостаточно. И помимо слабости экономических стимулов, в этом повинна глубоко коррумпированная система высшего образования.

Немного меда на закуску

Хорошая работа и хороший коллектив – сегодня не редкость. Проходит время, и суровая школа выживания научает человека чувствовать, где ему остановить свои бесконечные  поиски работы. У многих это получается.

И все же, застраховать себя от издевательского отношения работодателя сложно. Случается, например, что ответственного работника держат, шантажируя нехорошей записью в трудовой книжке. И он работает за троих. Бывает, что человек сам виноват. Он боится перемен и не решается сказать «нет». Но бывают и такие ситуации, когда какое-то время у человека действительно нет другого выхода, кроме как терпеть. «Талантливые» менеджеры одесского пошива хорошо чувствуют и по-своему «лелеют» таких кадров.

Хотя отношение к людям по модели «хищник-жертва» может приносить и экономические дивиденды, допускать его или нет – вопрос морали. А что, если она не срабатывает? Как бороться? На этот вопрос нам ответил Александр Бутук, кандидат экономических наук из Политеха:  «Когда нарушение трудовых и человеческих прав работников не влечет никаких ощутимых потерь для работодателя, многие воспринимают это как возможность оптимизации прибыли. И здесь мы выходим на вопрос социальной культуры и сплоченности – считает ученый. - Наши люди не умеют отстаивать себя. Вот в Европе, где еще в средние века развивались цеха, профессиональные гильдии, люди борются за свои права очень эффективно. Тамошние профсоюзы — грозная сила, к которой прислушивается и работодатель, и государство».

В завершении материала хочется сказать, что в плане уровня трудовых отношений в последние годы произошел ощутимый прогресс. Во-первых, стало больше коллективных бизнес-проектов, где люди изначально работают как партнеры. Как правило, это ай-тишники, маркетологи, консультатны – среда творческая и демократичная. Хорошим стимулом стал Интернет. Он позволяет работать удаленно, что очень удобно, например, для жителей городских окраин или мамочек с детьми. И здесь важен именно результат, а не «просиживание штанов». А еще в последние годы все большее количество людей понимают бесперспективность «потогонной» системы для себя, своего предприятия и общества в целом.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью