Кинодайджест ОМКФ: «Елена» без прикрас и триумф Канн в Одессе

15.07.2015 в 09:45:58
Культура
1 0

Во второй конкурсный день Одесского международного кинофестиваля были представлены две конкурсные ленты  - «Н.» (первая буква английского имени Хелен или Елена) и «Captum» режиссера Анатолия Матешко, принимающего участие и в Международном, и в Национальном конкурсе. Самой обсуждаемой гала-премьерой стало «Ускорение» с украинкой Ольгой Куриленко и Морганом Фрименом в главных ролях, а «Фестиваль фестивалей» представил гран-при Канн 2015 года – венгерскую драму «Сын Саула».

Главное разочарование

Без сомнения, одним из главных разочарований секции «Гала-премьеры» стал новый остросюжетный боевик «Momentum» с Ольгой Куриленко и Морганом Фрименом в главных ролях. Последний сыграл алчного американского сенатора, мечтающего развязать мировую войну ради желанного кресла, а наша соотечественница – суперагента ЦРУ, вступающего в схватку с другими наемниками и готовая спасти мир. Для любителей «попкорнового» кино – это еще одна лента в копилку «к просмотру на один раз». Чего только стоит сцена убийства тренированного киллера детским трактором с ковшом! Для всех остальных на экранах развернется затянутая до невозможности история, явно написанная под сиквел, а, может, и третью часть. На красотке никогда нет лишних синяков, зато наряды отутюженные меняются со скоростью смены кадров. Для любителей «Лары Крофт» и «Ксены», не ожидающих увидеть в фильме ни ту, ни другую. Словом, смотрите в кино или не смотрите вообще.

Символизм Елены

Однозначно очень фестивальным вышел фильм «Е.» - аллюзия на древнегреческий миф и одновременно история о страданиях женщины, желающей иметь ребенка. История фильма, который гордо начинается со слов «Проспонсировано Гуччи», довольно интересна. Он успел побывать на Берлинале, а также на кинофестивале «Сандэнс». Фильм режиссерского дуэта Рании Аттие и Даниэля Гарсиа «Е.» — поэтичная история о материнстве, переплетенная с современной интерпретацией классической древнегреческой трагедии о Елене. Фильм приехала представить продюсер картины Махалия Коэн, которая рассказала об истории его создания. «Нам очень повезло: мы участвовали в воркшопе Венецианского кинофестиваля и по его результатам получили полное финансирование фильма, так что нам не пришлось переживать, что нужно будет «возвращать» вложенные средства». На вечернем показе Махалия активно обсуждала необычные образы фильма со зрителями и рассказывала о городе Троя (на востоке штата Нью-Йорк), где снимали «Е».

Две Елены, которые так и не сойдутся в финале этой символичной драмы, не имеют детей и мечтают о них. Одной из них далеко за 50, и она увлеклась пупсиком «реборн» – куклой, которая полностью вручную или на основании готового заводского пупсика превращается в полноценного младенца, за которым можно ухаживать, как за живым малышом. Известен случай, когда полицейский в Австралии разбил стекло автомобиля, увидев внутри бездыханного ребенка, который на самом деле являлся куклой «реборн». Этот случай в точности обыгрывается в фильме, когда героиня в поисках мужа оставляет куклу на заднем сидении авто. Вторая героиня – молода и ждет своего первенца, хотя и переживает что ребенок может заставить ее мужа бросить молодую семью.

Поворотным моментом картины становится падение некоего метеорита, следов которого на земле найти не могут, однако именно это явление приводит к ряду событий мистического характера: десятки людей пропадают без вести, Елена старшая теряет связь со своим мужем, а юная – ребенка. Беременность доктор называет фантомной, однако если муж доверяет своей супруге, то свекровь намекает ему, что невестка могла его обмануть. Как символ перемен, безжалостным и непостижимым является троянский конь. Как напоминание об Античности, по озеру перемен плывет каменная голова исполинской скульптуры женщины, которая являет собой третью Елену – застывшую и полузабытую. Вообще, лента наполнена символами, каждый из которых может иметь десятки интерпретаций. Однако все они сплелись в причудливый сюжет, достойный внимания и заставляющий задуматься об увлечении вещами не столь важными. Так, искусственного ребенка старшая Елена и заодно пропавшего мужа Елена заменяет другим мужчиной, потерявшим память. А младшая и вовсе погибает, вернее, отпускает жизнь, потеряв ребенка и повстречавшись со своим конем, только теперь в виде человека с лошадиной головой. Словом, несмотря на глубокий символизм, возможно, несколько заштампованный, – перед нами картина о семейных ценностях и их важности для гармоничного развития общества, находящегося, кроме финансового, и в нравственном кризисе.

Ужас войны: прошлое и будущее

Фильм «Каптум» (лат. – плен) и сериал «День рождения буржуя» объединяют две вещи – режиссер Анатолий Матешко и актер Владимир Горянский. На этом все сходства заканчиваются. Новый украинский фильм - это история о том, как человек, доведённый до отчаяния, превращается в зверя. Попытка беспристрастно исследовать, на что человек готов пойти, что готов перетерпеть, какие унижения и пытки, и сколько жизней готов погубить ради того, чтоб сохранить всего одну.

Увы, синопсис оказывается слишком позитивным для описания того ужаса, который развернется в картине. Лишенный каких-либо ноток юмора и надежды для живущих, фильм представляет собой гротескную, утрированную реальность сегодняшнего дня на территориях, оставшихся «между» передовыми. Лишив место действия географических признаков и обозначив время как условное настоящее, мы видим некий блокпост, на котором осталось двое одетых в камуфляж и балаклавы людей, вооруженных автоматами. Их «добыча» - несколько человек, запертых в сарае. Там и журналист, и пара волонтеров, и солдат, упорно отказывающийся раскрывать какую-то тайну, и американец, случайно приехавший к родственникам не во время. Их любимое развлечение – ставить на кого-то из оставшихся в живых. Те, в свою очередь, должны пройти как можно дальше по минному полю, начинающемуся у дверей злосчастного дома. Но если вы уйдете слишком далеко, свободы все равно не видать – вас подло расстреляют в спину, потому что оружие - единственный реальный инструмент власти в руках надзирателей. Словом, перед нами мир, где человек человеку – волк и зверь. В этом мире нет милосердия и прощения. Даже смерть обойдет тебя стороной, если ты пытаешься найти избавление в ней.

«Одним из эпизодов, который сыграл важную роль в моей работе над фильмом, стало видеообращение отца одного из плененных бойцов ВСУ к лидеру самопровозглашенной ДНР Александру Захарченко, –  говорит режиссер картины Анатолий Матешко. – У нас в ленте один из главных героев - это мать, которая поехала в зону боевых действий, чтобы освободить из плена своего сына. Многие спрашивали, имеем ли мы право снимать такой фильм, пока еще не завершена война. Но, во-первых, к глубокому сожалению, никто не знает, сколько вообще продлится этот конфликт. А во-вторых, мы считаем, что у нас слишком мало фильмов на социальные темы, на те темы, которые касаются нас ежедневно. В кино сейчас доминируют мультфильмы, комедии и фэнтези. Но я бы хотел поднимать в искусстве именно те моменты, которые тяжело обсуждать в обычной жизни. Те, на которые многие люди хотели бы закрыть глаза. В своей ленте мы показали скорее приукрашенную версию реальности. К сожалению, от тех рассказов, которые мы слышали о плене, стыла кровь в жилах. Не всё из услышанного мы смогли бы вывести на большой экран. Сейчас то время, когда кино может становиться более социальным, быть ближе к проблемам, которыми живет общество. И именно в этом – будущее украинского кино».

«Нельзя привыкать к войне, – добавляет актер Владимир Горянский. –  Многие уже смирились с мыслью, что где-то на Донбассе у нас воюют и погибают. И, одновременно, в киевских  телестудиях денно и нощно создают новые развлекательные программы. Но мы хотели бы, чтобы каждый из нас взорвал в себе и вернул чувство страха и ужаса, которое вызывает у любого человека война, кровь и убийства».

У многих зрителей действительно возникало немое «Почему?» после просмотра фильма, многие выходили из зала во время сеанса. Задачи создателей ясны, и можно считать цель достигнутой: ничего, кроме ужаса и отвращения, лента не вызывает.

Совсем другой получилась лента, которая стала триумфом в этом году в Каннах. Речь идет о фильме венгерского режиссера Ласло Немеша, обладателе гран-при и премии ФИПРЕССИ этого года. Немеш — дебютант в полнометражном кино, до «Сына Саула» он снимал только короткометражки. Эта картина режиссера рассказывает о члене зондеркоманды в Освенциме, который решает похоронить по иудейскому обряду мальчика, убитого в газовой камере, выдав его за своего сына.

Мы видим мир концлагеря исключительно с субъективной позиции главного героя Саула Ауслендера, роль которого исполнил непрофессиональный актер, венгерский поэт из Нью-Йорка Геза Гёриг. Сотни трупов, работающие без остановки печи крематориев и газовые камеры, бессмысленная работа – вымыть человеческие останки, забросить уголь в печь, выгрести пепел, рассеять его по реке, поддерживать порядок, вымыть человеческие останки…. Кругом суета, человеческие крики, насмешки нацистских офицеров, презрение и страх смерти. Все меняется, когда член зондеркоманды видит своими глазами чудо – выжившего в газовой камере мальчика и видит, как это чудо безжалостно топчут, попросту задушив ослабшее тело.  В этот момент на задний план отступает все: желание выживать из-за вести о скором расстреле их барака, обсуждение плана побега, нацистские унижения. Перед ним цель – похоронить ребенка по еврейскому обряду, прочитав кадиш. Однако для этого нужен раввин…

«Я не искал героя, меня не интересовала история с точки зрения выживания, — цитирует слова режиссера Кинопоиск. — Мне даже не было интересно показывать «фабрику смерти». Я искал уникальную перспективу, чтобы рассказать историю в максимально простом и гуманистическом ключе. Я смотрю на мир глазами Саула Ауслендера, венгерского еврея, члена зондеркоманды, и я ограничиваю свой фильм этой перспективой. Хотелось снять кино историческое, но вместе с тем живое. Учитывая это, мой фильм сильно отличается от «Списка Шиндлера», который очень хороший, талантливый, драматичный и практически эпический фильм. Мой фильм не о выживании. Он о реальности смерти. Выживание — ложь. Оно было исключением».

К вопросу веры исполнитель главной роли относится философски: «Мне всегда нравится, что есть возможность сказать «нет». Вера как любовь. Однажды ты встречаешься с девушкой и считаешь, что она идеальна. Невозможно доказать любовь, отрезав палец. Но все же миллионы готовы пойти на это во имя божества. Вера не может быть слепой. Только идолопоклонничество. Так что пресловутые миллионы, на мой взгляд, не религиозные. Они просто последователи культа».

Стоит отметить, что ОМКФ стал вторым фестивалем, демонстрировавшим ленту после Лазурного берега Франции, и надо сказать, что фильм затронул всех зрителей. Всех без исключения. Почему? Потому что это, несмотря ни на что, была лента о жизни, о той жизни, которой не будет у героев этого фильма, о жизни, которая до невозможности сильно билась в сердце юного еврейского мальчика, жизни, воспоминания о которой хотелось бы хранить со всем возможным трепетом, с соблюдением всех возможных традиций. Потому что побеждает жизнь. Всегда. И во всем. Что бы ни было вокруг и какой бы кошмар не стоял перед глазами. И именно она дает сила двигаться вперед. 


Читайте также

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Новый Одесский горсовет: Кваснюк будет выметать углы, а Спивак уходит в «неагрессивную» оппозицию
07.11 в 16:30:37|Политика
0 0

Новый тренер, новые надежды
22.11 в 17:14:20|Спорт
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью