Очерк истории одесского телефона: пожары, очереди и горячий спрос

09.03.2013 в 15:15:37
Архитектура
1 0

Говорят, что цивилизация появилась только потому, что люди научились общаться, передавая друг другу свой опыт. Именно речь стала главной предпосылкой для огромного шага вперед. Потом человек придумал письмо, почту, телеграф, телефон, мобильную связь и Интернет. Последнее изобретение, возможно, прикончит наш вид. Зато внедрение телефона, безусловно, сыграло очень положительную роль. История того, как из предмета роскоши и товара острого дефицита он превратился в атрибут нормального быта, запутана и занятна. Тем более, что речь пойдет об Одессе.

Не как у всех

Сегодня географы выделяют плеяду «мировых городов», которые оказывают наибольшее влияние на экономику, культуру и науку. Их меньше сотни и даже наш Киев входит в предпоследний из 12 разрядов мегаполисов мирового масштаба. Если бы такой перечень существовал 130 лет назад, то безусловно, что в него вошла бы и Одесса. Причем далеко не на последнем месте.

Так или иначе, но уже в 1881 году, через 5 лет после изобретения Александром Беллом телефона, его международная компания начала изыскания в нашем городе. Результатом стал запуск телефонной станции на Греческой 1 июля 1882 года. Именно тогда в Одессе впервые прозвучал навязчивый звук телефонного звонка.

Компания Белла столкнулась в Одессе со многими трудностями. Изначально абонентов было всего 18, притом в разных, даже противоположных частях города. Протянутые к ним провода сходились на телеграфный столб, расположенный на Греческой, чуть выше Ришельевской. Вид у этого агрегата, судя по всему, был устрашающий.

За удовольствие пользоваться телефоном абонент платил 250 рублей, хотя в большинстве европейских столиц тариф составлял 60-75 рублей. И так было не только в Одессе, но и во всех городах Российской империи, подчиненных филиалу компании Белла. Для сравнения, простая прачка или нянечка за год получали 160-180 рублей, а младший управляющий – 360-480. Несмотря на высокую стоимость, уже через год число абонентов перевалило за двести. Среди них были не только частные лица, но и госучреждения, а также полиция.

Связь осуществлялась посредством телефонисток. Работа у них была хорошо оплачиваемая, но далеко не все девушки выполняли ее добросовестно. Часто благородным пэрам приходилось ждать ответа по 15-30 минут. Случалось, что телефонистки не записывали  номера и соединяли звонящего с другим абонентом. Потом они пререкались и отказывались связать со старшей телефонисткой, которая принимала жалобы.

 

фото: МТС

Со временем, когда выгоды телефона были оценены и он из дорогой игрушки превратился в осознанную необходимость, качество и цена связи перестали устраивать россиян. В 1900 году правительство решило отдать телефонные сети городов в концессию на основе конкурса. В Одессе его выиграл Георгий Рафалович, предложивший связь за 48 рублей в год. Организованное им Одесское общество телефонов выкупило дом на Бунина, 34, и уплатило в казну 100 тысяч рублей. Предприятие быстро набирало обороты и к 1917 году успело подключить 8800 абонентов. Таким образом, на 1000 одесситов приходилось аж 15 средств связи. Судя по всему, этот показатель удалось превзойти только на рубеже 50-х и 60-х годов.

Народу нельзя Партии

С победой большевиков телефонное дело из бизнеса превратилось в политику. Поскольку большинство из абонентов эмигрировали, а частные предприятия закрылись, телефоны были установлены во многочисленных ведомствах и силовых структурах вроде НКВД. Именно там нужно было получить рекомендацию для работы «красным телефонистом». Помимо достаточно большого размера жалования, работникам связи был нормирован рабочий день. Для телефонисток оборудовали комнату отдыха, монтерам выдали спецодежду. Всем вместе проводили курсы повышения квалификации.

Количественного роста абонентов при этом не произошло. Восстановительные работы на выгоревшей телефонной станции закончились только в 1925 году. Она была рассчитана на 5300 номеров, что было значительно меньше, чем при старом режиме. Вдобавок, подключение телефона стало еще более кропотливым делом. Нужно было получить разрешение, оформить кучу бумаг, стать в очередь. Телефонизация затруднялась неразвитостью сети: как и в наши дни с Интернетом, чтобы к дому протянули телефон, нужно было несколько заявителей. В итоге, к 1935 году в Одессе было всего 5800 абонентов, а еще 12 тысяч стояли в очереди.

Осознавая, что дела в Одессе идут не по-пролетарски, в конце 1933 года наркомат связи СССР одобрил установку АТС на 10 тысяч номеров в специально построенном здании на углу Екатерининской и Жуковского. Правда, закончилось все тем, что нам поставили полуавтоматическую станцию на 12,5 тысяч номеров, демонтированную в Москве в связи с переходом на автомат. Насколько нам известно, до войны это число освоить не удалось. А потом было не до того.

С момента изобретения средств связи любая смена режима сопровождается захватом радио, телеграфа и прочих аналогов. Война не пощадила одесской АТС и после освобождения города ее пришлось экстренно восстанавливать. Отметим, что после войны изменилась политика страны в области телефонизации. Была выдвинута цель охватить связью не просто города и органы управления, но как можно большую территорию. Чтобы если в маленьком поселке выявят какого-нибудь диверсанта или шпиона, об этом стало известно в Москве практически через 15 минут. До решения этой задачи было далеко, но уже к 1 января 1953 года междугородняя связь появилась во всех районных центрах Одесщины, которых тогда насчитывалось тридцать три. В Одессе на то время работала новая АТС всего на 6500 номеров. Таким образом, из-за войн и бюрократии за 36 лет Советской власти связистам так и не удалось выйти на дореволюционные показатели.

Бег с ускорением

Как ни прискорбно, но история Одессы в ХХ веке – это 22 года до революции и в ходе гражданской войны, а потом еще война и несколько лет после нее, когда город отстраивался. Другие отрезки времени, увы, наших историков почти не привлекают. Поэтому наш рассказ о периоде с 1953 по 1995 годы, когда, собственно, и произошла всеобщая телефонизация населения, будет немного обрывистым.

Долгое время проведение телефона было делом индивидуальным. К новым домам кабели либо не подводились, либо ограничивались входом в дом, но не шли по всем квартирам. Потом их жильцам приходилось становиться в очередь и оформлять документы отдельно. С началом массового строительства на окраинах развитие телефонной сети сдерживалось еще и недостатком мощностей АТС. Например, на Черемушках станция была запущена только в 1971 году, на поселке Котовского – в конце 1972-го.

фото: МТС

в тему: Полная история одесских Черемушек. Есть ли будущее у памятника социализма?

Самая печальная ситуация наблюдалась в новом частном секторе, выросшем практически на пустом месте с 1957 по 1964 годы. Здесь и магазинов, и ателье, и школ не хватало, а о связи и говорить не приходится.

Отчасти решали проблему телефона установленные на улицах автоматы, а также переговорные пункты, где можно было позвонить в другой город или республику. Некоторые из них были очень крупными, например, Центральный переговорный пункт на Дерибасовской, 12, Междугородная телефонная станция на Нежинской, 44, и, конечно, отделение на почтамте. Крупные переговорные пункты открывались и на окраинах. Например, на поселке Котовского таковой был на Заболотного. Позвонить в другой город можно было и с вокзалов, а также с некоторых отделений почты.

Со временем массовыми стали и телефонные будки, предназначенные для звонков по городу. К 80-м годам их стало много даже в частном секторе. Они устанавливались возле гастрономов, почты, на перекрестках. Даже в экстренной ситуации можно было добежать до телефона за 2-3 минуты. Так что особого дискомфорта люди не испытывали. Разговор стоил копейки и не ограничивался по времени — главное, чтобы очередь не пордпирала.

Впрочем, не обходилось и без проблем. На Чубаевке, например, автоматов было очень мало даже в начале 90-х. А установить аппарат дома сложнее всего было в центре города. Здесь работала самая старая АТС с очень ограниченным числом номеров. И чтобы подключить телефон, часто нужно было ждать, пока освободится место. А это происходило, как правило, в случае смерти соседа. Иногда проходило больше 20 лет.

По состоянию на 1 июля 1972 года в Одесе было 43200 абонентов при очереди в 55 тысяч. Всего за 6 лет благодаря энергичной деятельности властей количество телефонов удвоилось. Приоритет отдавался жителям новых районов. Не обходилось и без крайностей. Например, в 1973 году было выделено по 6 тысяч новых номеров для жителей Черемушек и поселка Котовского. Остальным пришлось подождать до новой пятилетки, то есть до 1976 года.

В 1980 году количество телефонов в городе достигло 100 тысяч, а к началу «перестройки» было запущено еще 5 новых АТС на 50 тысяч номеров. Именно в это время телефонизация ставится на поток: жителям новых домов уже не надо ничего оформлять, поскольку жилье сдавалось с подключением. «Удобных» новостроек на Таирова было 50%, на поселке Котовского – 45%.

в тему: Как это было: Полная история поселка Таирова ФОТО

Перед лицом мобильника не меркнет…

Между тем, очередь на подключение в советское время не исчерпалась. Даже в лихие 90-е каждый год телефоном обзаводилось по 8-10 тысяч одесситов. Благо, сделать это было уже не так сложно. Сегодня в нашем городе уже более 300 тысяч абонентов, но есть районы, где стационарный телефон – редкость. Прежде всего, это частный сектор и рабочие поселки на окраинах. Например, Дальние Мельницы, Заставы, Ленпоселок, Пересыпь. Правда, сегодня у их жителей есть новое чудо техники – мобильный телефон.

У мобилок путь к потребителю оказался куда более коротким: уже в 2005 году их число в Одессе перевалило за миллион. С появлением преференций внутри сетей многие из нас обзавелись двумя и даже тремя телефонами. И все же, без стационарного телефона обходиться трудно. Если говорить о вызове скорой, аварийки или звонках в Россию, он – вне конкуренции.

в тему: Население Одессы по районам и видам жилья (НЕОЖИДАННАЯ СТАТИСТИКА)

При написании части этой статьи, посвященной периоду с 1881 по 1917 годы использованы данные, собранные профессором Одесской академии связи Анатолия Ложковского и вкратце опубликованные на сайте МТС. Ученый изучил 73 тома архива и материалы ОАО «Укртелеком» за все время существования телефона в нашем городе.

Также использовались материалы советских газет, историческая и справочная литература.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью