Украинский Майдан и турецкий Таксим глазами литовского кинорежиссера

17.12.2013 в 23:16:15
Общество
1 0

Поджарый, с небольшой бородкой и ясными глазами, вот он сидит передо мной обладатель 10 европейских кинонаград, автор фильма Открытия панорамы документальных фильмов 61-го Берлинского кинофестиваля. Но разговор с Мантасом Кведаравичюсом касается исключительно Майдана и площади Таксим.

Так уж сложилось, что в ходе подготовки своего нового фильма Мантасу Кведаравичюсу нужно было совершать объезд, близко знакомиться с тремя городами — так называемый «scouting». И во всех тех происходили демонстрации протеста: в Афинах, Стамбуле, а по дороге в Одессу он оказался на киевском Майдане. Не расспросить его подробнее было невозможно. Особенно интересно было услышать сопоставление Таксима (тоже площади) и Майдана (кстати, слово турецкого происхождения).

Мантас поправляет: «Не Таксим, а Гезипарк (Gezipark), который рядом. Его захотели уничтожить, срубить деревья, построить очередной огромный комплекс. Вот студенты и воспользовались практикой «оккупай» – заняли парк, наставили там палатки. Это своеобразное социальное движение, в данном случае — защита общественного пространства. На деле это было начало борьбы с авторитаризмом, с произволом властей.

Но Гезипарк и Майдан роднит то, что они оба являются социальным движением, выросшим изнутри: «довели», «нет вседозволенности власти». Роднит их и возникшее в обществе чувство солидарности, а также благородная цель: положить конец вседозволенности властей.

И турки, и украинцы продемонстрировали способность к взаимодействию, а главное — чувство собственного достоинства. Даже мирные люди, обыватели под прессом власти, способны самоорганизоваться. Положим, до поры до времени жестокость власти невидима (неощутима ЯВНО) = непрозрачна, спрятана, но все равно она проявится. Произойдет акт своеволия, а в случае с Гезипарком – вандализм.

Да, в Стамбуле было теплее, там участие принимала сугубо молодежь. Скажем, положение турков тоже не из легких. Там проводят Культурную столицу Европы, но даже территориально им «европейство» «не светит», хотя в области бизнеса они значительно преуспели. Молодежь там вышла бороться против режима, за права, справедливость.

Но больше всего впечатляло и там, и там миролюбие, всеобщая толерантность. Люди открыты друг другу, взаимодействуют. Например, при разгоне демонстрантов в Стамбуле люди открывали двери своих домов, впускали — словно бы рассеяли толпу. А потом их выпускали, они снова выходили. Это была фантастическая картинка.

На Майдане, где было много больше людей, они уже воспринимались «телесностью как таковой» — что замечательно! Ты ОЩУЩАЕШЬ другого человека как продолжение тебя самого, к тому же так теплее! Не наступало отторжение! Желание отодвинуться не возникало, но такая сопричастность радовала!

И в Киеве было «рассеивание», когда демонстранты спасались в украинских церквях! Я даже чувствовал, что ВОТ ЭТИ ЛЮДИ мне ближе, чем обычно бывают вильнюсцы. Здесь возникает другой вопрос: как взаимодействовать с разнообразностью человеческой сущности. Но если они объединены благородной целью защиты демократии, то такое объединение происходит как единение, причем с крайне позитивными эмоциями, радостно.

На Майдане была ситуация, когда между рядов протестантов и военных (они ведь военные, да? Более того, спецвойска!) играл бандурист. Уселся и играл на своем экзотическом, очень мелодичном инструменте — это незабываемо. Он был в роли настоящего медиатора – посредника! Именно вокруг него и не было страха, была зона мира. Один человек производил ощущение мира и покоя: «Все будет хорошо! Все должно быть хорошо!». В Стамбуле же один парень играл, очень хорошо, превосходно, на губной гармошке; а слышимость была словно с усилителем! И все остановились и слушали, замерли.

Хотя мне представляется, в обоих случаях КОНТЕКСТ был в том, чтобы показать, что эти инструменты НЕ экзотика, тут эссенция в том, что «мы ведь одинаковы, нужно приложить усилия и начать понимать друг друга».

Как я себя чувствовал там? Все понятно, но и «не мое», я разделял их энтузиазм, однако, поскольку я все же документалист, то мне следует быть вовне, не дать себе права утонуть в эмоциях. Можно присоединиться, но не соединяться. В этом сложность и роскошь моей работы: понимать, но не растворяться. Что называется: «Inside-outside» - «внутри-снаружи». Это такая себе позиция «в тени»: быть тенью, оттенять. Нет-нет, не «лобовое восприятие», а тем более показ — это не срабатывает. Однако, это идет в мою копилку впечатлений. Ведь речь может вестись только о конкретном человеке, а не о «правах».

А учитывая специфику кинематографа, то и через пластику человеческого тела к Личности и уж затем в абстрактных понятиях и категориях.

Нельзя ни при каких обстоятельствах забывать, что люди взаимодействуют лишь от индивидуума к другому индивидууму = всегда крайне индивидуально. А посему в ситуациях, когда человек способен пренебречь опасностью во имя чего-то более значимого, это не может не вызывать уважение, восторг, желание содействовать.

Ведь вывести людей из круга привычного, того, к чему притерпелись, не всегда возможно.

Но знаешь, что наиболее впечатляющим было на Майдане — угощение домашними пирожками. Вот человек принес и угощал всех ними, да ведь это же настоящее «раздели хлеб свой с ближним своим», и они, эти пирожки как бы создавали дом вовне, на улице, на холоде. А это столь значимый опыт социального бытия для любого человека!


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью