Гласность в Одесском облсовете – лакмусовая бумажка власти

27.05.2011 в 16:19:24
Политика
0 4

Ничто не способствует так развитию общества и гарантии его разумных учреждений, как возможность свободно высказать устно или письменно взгляды на политические и общественные дела. Боязнь гласности в этом случае непременно заставляет подозревать желание скрыть какие-нибудь важные, тайные злоупотребления. Дурное правительство ищет повод подавить всякую идею правды и справедливости для того, чтобы лучше скрыть в потемках ничтожность своих взглядов и свое собственное невежество.

Франциск Родольф Вейсс, «Нравственные основы жизни», 1881 год

О гласности уже говорил один лидер – и это закончилось распадом одного из самых крупных и влиятельных государств мира. Может быть, поэтому чиновники боятся этой самой гласности как огня. Быть незаметным на виду у всех – пожалуй, именно этим правилом хотят руководствоваться одесские чиновники. Однако одесситы уже привыкли к властному цирку в Киеве – эдакие крысиные бега за кнопками в парламенте давно стали притчей во языцех.

Однако Одесса – на то и Одесса, чтобы ломать стереотипы. Причем взоры общественности обратились даже не к Одесскому горсовету – пробный камень полетел в сторону главного законодательного собрания региона – Одесского облсовета. Пресловутая гласность упорно начала стучаться в двери, и ей… оказались не рады, однако обо всем по порядку.

В преддверии очередной сессии  облсовета 20 мая корреспонденту ИА «Репортер» стало известно, что первым в повестке дня будет рассмотрен вопрос об изменениях в регламенте совета, направленных на усиление открытости и прозрачности работы последнего.

Нам удалось пообщаться с главой постоянной комиссии облсовета по вопросам регламента, местного самоуправления, депутатской деятельности, этики и гласности Одесского облсовета Павлом Бойченко, который рассказал о самых интересных нововведениях.

На сайте облсовета, согласно сформированному проекту решения, «должны, в том числе, появляться время и место проведения заседаний, а также вопросы рекомендованной повестки дня сессии облсовета. Более того, соответствующие материалы, если они не подлежат разглашению согласно Закону Украины «Об информации», должны быть опубликованы с указанием субъекта внесения проекта решения, а также фракционой принадлежности депутата, если ему принадлежит мандат депутата облсовета».

Также на сайте облсовета должен быть опубликован в десятидневный срок утвержденный план деятельности по подготовке проектов регуляторных актов и изменения к нему.

Что касается самих депутатов, то данным проектом решения предлагается публиковать на табло поименные результаты голосования с указанием количества проголосовавших пофракционно, воздержавшихся от голосования и общего количества зарегистрированных депутатов.

А прогульщиков предлагается в законодательном порядке исключать из состава облсовета, предварительно публикуя на все том же сайте облсовета информацию о нерадивом депутате (фракция в облсовете и партийная организация, от которой политик был выдвинут в депутаты).

Также на сайте облсовета планируется создать досье на каждого депутата, где помимо биографических данных и политической карьеры, будут опубликованы результаты его депутатской деятельности и график приема граждан.

В целом, изменения благие и необходимые. Однако в День Икс  ожидаемого поднятия областного занавеса не произошло - одесский областной совет не принял проект решения о внесении изменений в регламент собрания. Депутаты даже не стали обсуждать этот проект. За него проголосовали лишь 55 человек из 123-х зарегистрированных.

Тем не менее, глава Одесской облорганизации Комитата избирателей Украины, которая была инициатором изменений, Анатолий Бойко поблагодарил всех депутатов, поддержавших проект. «Мы сожалеем, что у большинства избранников не хватило политической воли на то, чтобы поддержать эти изменения, и надеемся, что в будущем жизнь покажет их необходимость», -  добавил А. Бойко.

Однако Павел Бойченко прокомментировал данные действия руководства облсовета.

«Действительно, почти все поправки по изменениям в регламент были  предложены Комитетом избирателей Украины. Мы рассматривали их на нескольких заседаниях комиссии и поняли, что значительная их часть является целесообразной, что и послужило основанием для создания  данного проекта решения.

В первую очередь, он касался депутатской ответственности перед избирателями. Во-первых, предлагалось внести на сайт конкретный график работы каждого отдельно взятого депутата: где и как он будет принимать избирателей.

Во-вторых, серьезный шаг навстречу гражданам сделали разработчики проекта решения в плане открытости итогов голосования. Результаты голосования в зале должны были появляться не только в формате «за» и «против», но и  пофракционно на табло. Результаты же открытого поименного голосования должны были бы появляться на сайте облсовета, как это происходит в Верховной Раде.

Серьезные изменения  должен был претерпеть и сайт. Абсолютно все проекты решений должны быть опубликованы минимум за 5 дней  (согласно новому Закону «О публичной информации», проекты решений должны быть опубликованы за 20 дней – Авт.). Сегодня в этой сфере царит истинный хаос: какие-то решения вносятся непосредственно перед сессией, в итоге депутаты приходят попросту неподготовленными, они не в теме.

Кроме того, на сайте должна была появиться подробная информация о каждом депутате, и каждый депутат должен был бы участвовать в активном обсуждении своей деятельности и деятельности облсовета.

И самое большое недовольство вызвала поправка, касающаяся ответственности  депутата за прогулы. Если депутат в течение полугода не посещает заседания облсовета и не выполняет поручений облсовета, комиссия получила бы полномочия вынести на рассмотрение облсовета обращение к Одесскому облизбиркому с целью снятия полномочий депутата с указанного прогульщика.

В целом ситуация такова, что руководству облсовета гораздо проще работать в нынешнем режиме. Ведь итоги голосования высвечиваются непонятным образом, и все «нужные» решения проходят под безликим «Решение принял облсовет». Такое ощущение, что руководство облсовета попросту испугалось за голосование тех фракций, которые они представляют», - заявил П. Бойченко.

Учитывая тот факт, что две трети облсовета составляют депутаты от «Партии регионов», у экспертов складывается устойчивое впечатление, что  речь идет, прежде всего, о неких кулуарных политических интригах, касающихся провластного большинства в главном законодательном собрании региона. Однако учитывая тот факт, что «за» данный проект решения проголосовало 55 депутатов, а депутатов, входящих в состав других фракций всего 45, можно прогнозировать несколько вещей.

Во-первых, разногласия внутри «вертикали власти», искусно замалчиваемые региональными лидерами ПР, могут найти свое продолжение в будущем. А во-вторых, может быть недалек тот переломный момент, когда гласность перестанет стучаться в двери, а просто тихо и достойно войдет во властные кабинеты и приоткроет завесу тайны, которая, возможно, и тайной-то не является…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью