Иосиф Винский: Происходившее в «Южном» — вопрос безопасности государства

22.05.2008 в 16:35:01
Политика
0 0

Нормальным гражданам, любящим свою страну, свойственно принимать все события, происходящие в ней, близко к сердцу. События последнего времени, разыгравшиеся вокруг порта «Южный», не стали исключением. Представители одесских, региональных и всеукраинских СМИ, толпившиеся в центральном аэропорту Одессы в ожидании посадки первого презентационного рейса из Киева нового самолета Airbus А320 авиакомпании «Wizz Air — Украина», обсуждали события в Южненском порту весьма горячо и заинтересованно.

:Вывод журналистов был однозначным. В тяжелейшей, накаленной, чреватой провокациями конфликтной ситуации в порту его молодой руководитель Юрий Крук принял единственно правильное решение — четко следовать духу и букве закона. И то, что приехавшего в аэропорт на встречу с министром Юрия Юрьевича журналисты сразу же взяли в плотное кольцо, абсолютно закономерно. Человек, умеющий принимать решения, отстаивать интересы государства и многотысячного трудового коллектива, несмотря на угрозы, поступавшие в его адрес, вызывает уважение. Жесткость, последовательность Юрия Крука в выполнении принятых решений, помимо всего прочего, заставили руководителей самого разного уровня извлечь урок из произошедшего. Более того — принять меры, которые сделают однозначно недопустимыми подобные ситуации в дальнейшем.

К слову, первым чиновником, четко отреагировавшим на ЧП в «Южном», был министр транспорта Украины Иосиф Винский. Его заявление, подтверждающее легитимность назначения Юрия Крука на должность начальника порта, опубликовали многие СМИ. Подтвердил министр свою позицию и в Одессе. Один из первых вопросов журналистов на пресс-конференции касался непосредственно ситуации в порту «Южный». Весьма пространный ответ обычно очень краткого в ответах и формулировках Иосифа Винского еще раз подтвердил: ситуация в «Южном» находится под постоянным контролем Министерства и вызывает крайнюю озабоченность у его руководителя.

О самом же вопросе можно сказать: «Вопрос, конечно, интересный». Ведь представителей СМИ интересовало подтверждение либо опровержение слухов о том, что Юрий Крук назначен начальником порта, чтобы вывести из состава «Южного» (и, соответственно, из госсобственности) причалы, через которые проходит продукция, предназначенная для припортового завода.

— Такая постановка вопроса — абсолютная ложь, — отметил Иосиф Винский. — Когда я стал министром, у нас только два морских порта имели акваторию. Сейчас таковых 7, а до конца года будет 20. Так называемая совместная деятельность морских портов у нас занимала до 80%. Она фактически разрушала порты и не давала им развиваться. Мы с этим покончим на основании уже имеющегося распоряжения Кабмина.

Сейчас начинается откровенное обсуждение инвестиционных проектов. Частному бизнесу будет предоставлена возможность честно и открыто войти с деньгами в порты, создавать их инфраструктуру. Моя позиция здесь такова: за государством остается акватория, земля и причал. Поэтому разговоры о том, что в «Южном» хотят изъять и кому-то отдать причалы — это абсурд, противоречащий логике нашего поведения в портах. Более того: все эти «левые» причалы, вышедшие из-под контроля государства, любым путем будут возвращены под контроль государства…

Иосиф Винский четко обозначил место частного сектора, который открыто сможет работать в портах, и подчеркнул: кое-кто получал государственное имущество, прежде всего причалы, бесплатно, без копейки денег. Они-то и обеспокоены тем, что этот бизнес придется свернуть или начать платить реальные деньги. Это, считает министр, и приводит к рейдерским захватам портов как реакции заинтересованных лиц на наведение в портах порядка. «Это нечистые на руку люди, которые считают, что они могут бороться с государством», — такова характеристика, прозвучавшая из уст министра транспорта Украины в адрес организаторов беспорядков в морских портах.

Насколько все происходящее серьезно и чревато самыми непредсказуемыми последствиями для безопасности государства, можно судить, по словам Иосифа Винского, хотя бы из того, что в прошедшую пятницу ситуация в морской отрасли рассматривалась на специальном заседании СНБО, где он был докладчиком. Выслушав министра, участники заседания полностью поддержали провозглашенную им стратегию развития морских портов и аэропортов.

— Происходившее в «Южном» — вопрос не столько экономический, сколько вопрос безопасности государства, — подчеркнул министр. — Ситуацию, подобную происходившему в порту «Южный», я не могу представить в России или США. Только у нас может быть такое вызывающее поведение по отношению к государству и его безопасности, к самому понятию «здравый смысл».

Министр пообещал провести весьма жесткие мероприятия и ликвидировать все возможности для дальнейших противозаконных действий в портах.

— Каждый будет заниматься своим, — констатировал Иосиф Винский. — Государство — общей координацией и безопасностью в морских портах, все остальные — зарабатыванием денег, внедрением новых технологий, поиском грузов, партнеров и прочими экономическими делами. Каждому — свое.

Немало претензий прозвучало в ходе пресс-конференции и в адрес официальных лиц, которые не особенно стремились комментировать происходившее в порту «Южный». Министр транспорта, кстати, был чуть ли не единственным чиновником, который не прятал голову под крыло, сделав сразу же после захвата заявление и высказав свою позицию. Жаль только, что Киев далековато от Одессы и этого, как модно сейчас говорить, «сигнала» не услышали (или не поняли?) областные власти…

— Я свою позицию четко высказал и от нее не отступился, — подчеркнул Иосиф Винский. — У меня нет инструментов силового воздействия. Так что тут должны были сработать МВД и исполнительная служба, которые в конце концов выполнили свои функции. Кстати, такая же самая ситуация в Ильичевске. На последней коллегии мы едва не уволили руководителя порта с работы за определенные промахи. Но только мы должны менять руководителей портов — и при необходимости будем их менять. Рейдерские атаки тут не проходят. Это моя принципиальная позиция, от которой я не отступлюсь…

Судя по всему, Минтранс сделал и выводы на предмет обеспечения безопасности портов силами профессионалов. Иосиф Винский сказал об этом так:

— Мы будем отслеживать эту ситуацию. Я дал команду руководителям портов применить дополнительные меры жесткой безопасности, разрешение нанять соответствующие охранные фирмы, которые могли бы противостоять уголовному элементу. Говорю откровенно и публично: как министр я применю все меры в рамках действующего законодательства, чтобы никому было неповадно даже подумать, что он может таким образом влиять на ситуацию в морских портах. Все должно идти по закону: если министр назначил руководителя порта, значит, суд должен выйти на министра, а министр — пересматривать свои кадровые решения. Но это должен делать министр, а не судебный исполнитель, используя заочное решение Ворошиловского суда Донецка или Дзержинского суда Харькова. Это — откровенный бандитизм.

К сожалению, мы еще не имеем в Украине инструментария, дающего возможность жестко поставить этих людей на место. Но мне кажется, что раньше или позже к этому придем. Мы можем создавать любые управленческие модели, но если легитимные структуры не могут осуществлять свои функции по управлению, а этим занимаются суды или судисполнители, тогда теряется смысл какого бы то ни было госуправления.

Будут приняты и юридические меры, которые оградят нас от формальных судебных решений, запущенных по морским портам. Их результат — за два месяца три рейдерских атаки. Евпатория, Южный, Ильичевск. Есть подобные веяния и в других портах. Я это рассматриваю как угрозу государственной безопасности и буду действовать соответствующим образом. На вопрос, кто за этим стоит, ответить должны СБУ и Генпрокуратура. Притом не только мне, но и обществу.

В беспорядках, которые организуют сегодня в морских портах, есть и политическая и уголовная составляющая. В «Южном», как только новый руководитель начал наводить порядок при переходе на рыночные механизмы — без скидок, без личных дополнительных договоренностей, сразу появились желающие изменить ситуацию. Тут налицо экономический интерес. А поскольку с нами договориться сегодня невозможно и, соответственно, невозможно работать коррупционно, то идут путем такого захвата…

:Журналистов крайне интересовала и позиция губернатора Одесской области. Ведь областная власть устранилась от происходящего. В порту, кандидатура руководителя которого была согласована с губернатором, избивали людей, громили государственное имущество, не реализовывались постановления суда о незаконности всего происходящего — а Николай Сердюк стоял в стороне от происходящего. Нет, руководить освобождением здания управления порта его никто не призывал, — для этого есть (не самая решительная, к слову) милиция. Но потребовать прекратить издевательство над коллективом можно было, как и поинтересоваться здоровьем пострадавших и осудить силовые пути решения таких проблем.

— Не может суд Донецкой области решать судьбу госпредприятия, — говорит Николай Сердюк. — Суд должен судиться с министром о том или другом кадровом назначении, а силовые структуры — СБУ, милиция — должны не допускать такого захвата… Хотя исполнитель должен исполнить решение суда. Он исполняет его, а на второй день тот же судья того же суда принимает абсолютно противоположное решение…

Для нас всех случай в порту «Южный» стал доброй наукой. Даже если будет другое решение другого суда, мое решение такое: я собираю начальников милиции, УСБУ, исполнительной службы — и обсуждаем законность этого решения. Иначе можно дойти до маразма. Я думаю, что в Одесской области таких случаев с портами больше не будет».

:По завершении пресс-конференции вопросов к Юрию Круку у журналистов стало еще больше. Ведь он — в центре событий, а порт «Южный» — своеобразный оселок, на котором оттачиваются властные решения.

— Министр нас не только поддержал на второй день после захвата порта, но и как руководитель всей транспортной отрасли высказал четкую позицию, — заявил Юрий Крук. — Были составлены соответствующие запросы. После оглашения жесткой позиции Министерства и вмешательства в ситуацию премьер-министра мы можем говорить сегодня о том, что рейдерам дан серьезный отпор и такие способы решения проблем не пройдут.

Достаточно пассивную позицию местных властей в отношении конфликта в «Южном» Юрий Крук связал с праздничными днями, во время которых и шло нагнетание конфликта. Хотя в такой ситуации, сложившейся на стратегическом объекте, позиция и областной, и городской властей, думается, должна быть жесткой постоянно, а не только в трудовые будни. Ведь создается прецедент, каких в будущем возникать не должно. Как, кстати, и безнаказанного вывоза беспредельщиков, избивших сотрудников порта, загадивших здание управления порта (ущерб составляет более 100 тысяч гривен), оказывавших сопротивление сотрудникам милиции, под охраной милиции за пределы «Южного».

— Мы передали все видеоматериалы о происходившем в правоохранительные органы, —отметил Юрий Крук. — Надеемся, что все так называемые сотрудники охранной фирмы будут наказаны. Ведь безнаказанность порождает беспредел…

Мы сегодня пересматриваем всю систему безопасности порта. Имеются специальные международные соглашения, конвенции, ратифицированные на международном уровне, о защите портовых средств и сооружений. Ведь покушения на морские порты напрямую связаны с международным терроризмом. Счастье, что в данном случае не было попыток овладения определенными объектами на территории порта. Но сегодня те, кто захочет и в дальнейшем предпринимать противозаконные действия против государства, должны понимать, что эти попытки будут жестко пресечены на корню. Ведь важно не создавать прецедент. Государственная вертикаль в нашем случае, хоть и с небольшим опозданием, показала свою эффективность, и здание управления порта было освобождено законным образом.

Прокомментировал Юрий Крук и невесть откуда появляющиеся слухи о дерибане порта.

— Мы за четыре месяца выполнили полугодовой план, — подчеркнул он. Перекрыли результаты по чистой прибыли за полгода. Рост финансового результата по сравнению с первым кварталом прошлого года перекрыт на 51%. Заработная плата у наших докеров выросла на 30%, а в целом по порту — на 13%. На дерибан, как видите, это явно не похоже. Говорить можно все что угодно, но есть реальные цифры, которые никто не скрывает. Да и наши успехи на недавней коллегии Минтранса отмечены отнюдь не случайно.

Сегодня мы перекрыли кислород тем компаниям и финансовым группам, которых не устраивает прозрачность в управлении портом. Дестабилизировать ситуацию им не удастся. Порт работал, работает и будет работать, а порядок в нем будет наводиться и в дальнейшем.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью