Жилищно-коммунальные проблемы как гордиев узел…

22.11.2007 в 17:22:27
Политика
0 0

Жилищно-коммунальное хозяйство Одессы и ценообразование на него – тема нестареющая, причём зачастую служащая полем для дискуссий. Причинами дискуссий становятся, как правило повышение цен, качество коммунальных услуг или отсутствие средств для ремонта коммунальных мощностей. Жители же города практически всегда недовольны обслуживанием (а ценами вообще никто никогда не бывает доволен).

:После повышения тарифов на некоторые услуги ЖКХ в начале 2007 года средние расходы одесской семьи на их оплату ежемесячно составляют 300-400 гривен и более. Складывается ситуация, при которой квартплата и коммунальные услуги сегодня оказались выше минимального размера заработной платы, уровня прожиточного минимума и минимальной стоимости потребительской корзины.

Между тем, представители власти на всех уровнях не видят в этой картине ничего трагического. А жаль, ведь власти, в принципе требуется доверие?

:На одной из своей пресс-конференций в 2006 году начальник юридического управления Одесского городского совета Андрей Иванский (теперь уже бывший) остановился на целом ряде вопросов, которые волновали горожан. Одна из ключевых фраз состояла в следующем: «Хотя установление тарифов относится к компетенции местных органов самоуправления, все расчёты производились по методике, определённой рядом постановлений Кабинета министров Украины».

Вот эти постановления… Это Постановление № 938 «Об утверждении типового договора о предоставлении населению услуг по газоснабжению и внесении изменений в Постановление Кабинета министров Украины от 9 декабря 1999 года №2246»; Постановление № 955 «Об утверждении Порядка формирования тарифов на производство, транспортировку и подачу тепловой энергии и услуги по централизованному отоплению и поставкам горячей воды»; Постановление №959 «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению».

:Расшифровка порядка формирования тарифов – то есть то, из чего они складываются, – как значится в указанных постановлениях, «додається». Во всяком случае, об этом говорится в тексте постановлений, опубликованных на официальном сайте Кабинета министров Украины. Сколько я ни пытался найти эти приложения, на которые ссылаются постановления, я их нигде, в том числе на указанном сайте, не нашёл.

Из этого следует вывод, что либо порядок формирования тарифов предназначен исключительно для служебного пользования тех, кто эти тарифы формирует, либо он носит подзаконный характер – и потому не подлежит широкой огласке. Чем на самом деле руководствуются украинские власти в своей тарифной политике, всё равно остаётся, по сути, тайной для широкой публики. И как я, рядовой гражданин, могу доказать, что тарифы завышены, если я полностью лишён информации о том, как эти тарифы формируются?

:Взирая на такую ситуацию, стоит обратиться к букве закона. Сразу следует обратить внимание на то, что в государстве сложилась интересная ситуация с тарифами, которая практически перечёркивает положения Статьи 2 «О жилищно-коммунальных услугах». В частности, не обеспечиваются государством «равные возможности доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей, независимо от их социального, имущественного состояния». Размер цен и тарифов в стране оказался повышен без учёта достигнутого уровня социально-экономического развития тех или иных регионов, их природных особенностей, финансовых и технических возможностей (нарушение пункта 4, Ст. 2). Наконец, пункт 7 – «обеспечение социальной защищенности» граждан у нас хронически не выполняется (власть только лишь на треть обеспечивает субсидиями малоимущих). Даже если правительство и принимает решение о предоставлении субсидий, оно заведомо знает, что сделать это невозможно. Именно это, плюс – порочная практика, при которой люди остаются один на один со своими проблемами, само по себе уже является нарушением закона.

Почему рядовой гражданин должен оплачивать неспособность чиновников найти деньги, внедрить в производство энергосберегающие технологии, повысить производительность труда и снизить необоснованные расходы, наконец, просто перестать обогревать улицу – обо всём этом никто не говорит. Но государство требует, чтобы мы платили. При этом редко кто обращает внимание на то, что такие требования чаще всего противоречат нормам действующего у нас же законодательства. И если сейчас большая часть населения хоть как-то сводит концы с концами, оплатив все необходимые квитанции в сберкассе, что будет дальше – предсказать трудно.

:«По предварительным оценкам Министерства труда и социальной политики Украины, в декабре 2006 года за получением субсидий – в связи с изменением тарифов на газ, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги – обратились больше одного миллиона семей», – заявил министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев на одной из пресс-конференций. Но можно рискнуть и предположить, что количество семей, нуждающихся в компенсациях, реально больше.

:Думается, что истинный уровень нашей жизни – совсем не тот, о котором нам говорят с телеэкранов и газетных полос, особенно перед выборами. И если сегодня становятся совершенно очевидными системные нарушения целого ряда положений Закона «О жилищно-коммунальных услугах», то скажите на милость, зачем идти в кассу и торопиться оплачивать счета – те счета, которые выписываются сегодня с таким количеством нарушений закона?

:Вспомним скандал с ЖКХ в Одессе в 2004 году. Тогдашние городские власти во главе с Русланом Боделаном приняли решение поднять тарифы чуть ли не в два раза. И тогда впервые в истории Одессы жители вышли на улицы!!! Скандал дошёл и до Киева. Решение о повышении цен было временно приостановлено, а Президент Украины Леонид Кучма подписал распоряжение «О специальной комиссии по проверке состояния жилищно-коммунального хозяйства и обоснованности повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Одессе». Этот документ был издан, цитируем, «с целью обеспечения законных прав граждан на получение качественных и в полном объёме жилищно-коммунальных услуг и недопущения снижения уровня жизни населения вследствие повышения цен и тарифов на них в Одессе». Но интересно, что спустя несколько месяцев, комиссия полностью признала обоснованность повышения цен. Единственный плюс состоял в том, что было принято решение рекомендовать внедрить систему дифференциации тарифов – что и было сделано. Но людям от этого было немного толку – платить-то всё равно надо было больше.

:Исполком Одесского городского совета утвердил базовые тарифы на содержание домов и придомовых территорий. Новые дифференцированные тарифы были определены для каждой из 5 категорий зданий: дома постройки до 1917 года из ракушечника, «сталинки», «хрущёвки», здания современной постройки до 10 этажей и дома современной постройки свыше 10 этажей. Предполагалось, что коммунальщики будут оказывать 23 вида услуг. А жильцам было предоставлено право определять, какие услуги они будут оплачивать, а какие работы осуществлять самостоятельно. В перечень входили вывоз снега, уборка придомовой территории, подвалов, лестничных клеток и технических этажей, обслуживание лифтов и др. В частности, базовая квартплата (с учетом НДС) в домах класса «В-1» (9-10-этажные здания) состаляла 0,65 грн. за кв. м., класса «В-2» (11-16-этажные здания) – 0,705 грн. за кв. м., класса «М» («хрущевки») – 0,658 грн. за кв. м., класса «С» («сталинки») – 0,616 грн. за кв. м., класса «Р» (1-4-этажные дома из ракушняка) – 0,707 грн. за кв. м.

:В том же 2004 году в Одессу приехал заместитель главы Государственного комитета по ЖКХ Александр Белянский. Он выступил на заседании пресс-клуба реформ «Порто-франко» на тему «Реформируется ли жилищно-коммунальное хозяйство Одессы?». По словам чиновника, уникальность нашего города, во-первых – в бедственном состоянии зданий, а во-вторых – в воле городских властей к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Александр Белянский сказал, что Одесса – единственный в Украине город-миллионник, большую часть жилого фонда которого составляют дома, построенные из ракушечника от 100 до 200 лет назад. Чиновник подчеркнул, что большинство коммуникаций в городе также сооружены 100-150 лет назад – и находятся в аварийном состоянии. Зампредседателя Госкомитета выразил мнение, что в отношении реформирования ЖКХ Одесса опережает другие города: местные власти первыми подняли тарифы на воду и выделили инвестиционную составляющую, а также привлекли на этот рынок частного предпринимателя, сдав в аренду коммунальное предприятие «Одесводоканал».

:Но жилищно-коммунальные реформы в Одессе пока не работают в полном объёме. Вспомним, что в 2004 году городские власти с целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства Одессы и улучшения качества услуг, предоставляемых населению, создали дирекции единого заказчика (ДЕЗы – преемники ЖЭКов). В их задачу входило привлекать на этот рынок предприятия различных форм собственности. Но эта реформа не и сработала, так как в городе немного частных предприятий, предоставляющих населению жилищно-коммунальные услуги. А производители услуг регулярно требуют оплаты некачественно предоставленных или попросту не предоставленных услуг.

:Правда, нельзя не отметить, что нынешние городские власти всё-таки по мере сил пытаются как-то решить проблемы ЖКХ. На сессиях горсовета неоднократно рассматривались отчёты о состоянии аварийных домов и переселении людей, по которым принимались решения о финансировании и выделялись квартиры. И ремонтом одесские власти занимаются, но его объёмы не столь велики, ведь денег таки не хватает. Бюджет города сегодня не в состоянии покрыть необходимые затраты. И не хватает специалистов в области услуг, которые не хотят работать за, откровенно говоря, небольшие деньги. И это нельзя не учитывать. Тем более, что совершенно ясно, что в Одессе нужно ремонтировать тысячи домов, а без государственных субвенций сразу это сделать невозможно. И кто бы не пришёл к сегодня к власти в городском совете и исполкоме, проблемы ЖКХ он не решит…

:И напоследок. По-видимому, от постоянного повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги украинцам никуда не деться. Цены растут, а вот качество услуг – вопрос. И что происходит на самом деле – мы прекрасно знаем. И кто же разрубит этот узел, так называемых, «ЖК-проблем» – пока не ясно…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью