О том, как один олигарх всю Молдову помирил

02.02.2016 в 17:30:11
Политика
1 0

Сторонники ЕАС, ЕС и НАТО, либералы и социалисты, молдаване, русские, румыны, украинцы, гагаузы – кажется впервые с момента обретения независимости, гражданское общество Молдовы выступает как единый народ против общего врага, позабыв о политических и языковых распрях. Пока не ясно, долго ли продержится это «молдавское чудо», но зато точно известно, кого следует за него благодарить: Владимира Плахотнюка.

Именно против этого человека и против системы, что он построил, поднялись десятки тысяч людей под предводительством объединенной оппозиции – еще недавно непримиримых соперников: проевропейской Гражданской платформы «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе, проевразийской «Партии социалистов» (ПСРМ) Игоря Додона, «Нашей партии» Ренато Усатого и создаваемой Майей Санду прямо в процессе протеста партии PAS. Объединение выглядит настолько чудесным, что, кажется, и самим лидерам в это сложно поверить. 

А началось все с протестов весной 2015-го, когда на улицы вышла Платформа «Достоинство и Правда» («Demnitate și Adevărul» или, сокращенно, DA). К сентябрю платформовцы уже основали на главной площади города свой палаточный городок. Идея очень понравилась Игорю Додону (ПСРМ) и Ренато Усатому («Наша партия»). Но лидеры не сходились политическими вкусами ни с Платформой, ни между собой. Так что вскоре в центре Кишинева выросло еще 2 отдельных, независимых друг от друга протестных городка. 

Требования у всех троих были общие – досрочные выборы провести, украденный властями год назад миллиард вернуть, виновных наказать. А вот дальнейшие планы – разные. Платформа декларирует такую позицию: «Мы – те, кто привел этих воров к власти. Они порочат саму идею европейского вектора развития. Мы их привели, мы их и уволим. И продолжим европейскую интеграцию Молдовы». ПСРМ выступают за Евразийский Союз и ориентацию на Россию как основного экономического и политического партнера. А вот цель «Нашей партии» Ренато Усатого, как утверждает ее лидер, – Молдова как независимый, самостоятельный игрок, а не «экспериментальная площадка для ЕС, США и России». Но в это пока мало кто верит.  В Молдове не привыкли к геополитически независимым игрокам. В стране мало денег для такого. А значит, каждую партию кто-то кормит. 

Какое-то время городки соревновались между собой – у кого площадь чище, палатки теплее и где кормят вкуснее. Не забывая, впрочем, обновлять плакаты с требованиями.  Менее сознательные граждане продолжали спокойно ходить на работу и похихикивать на тему разрастающихся городков: мол, к лету-2016 весь город в палатках будет, а власти их так и не заметят. Скорее всего, так бы и произошло, если бы Влад Плахотнюк не решил, что хочет кроме «серого» кардинала быть еще и «красным». Богатейший человек Молдовы, сосредоточивший в своих руках практически всю власть, человек, с которым дипмиссии встречались едва ли не чаще, чем с президентом страны, человек, через которого решался любой вопрос в стране, захотел вдруг сесть в кресло премьер-министра. 

И понеслась! Принадлежащая олигарху партия подсуетилась и образовала парламентское большинство, необходимое для выдвижения кандидатуры на место премьера. Кого купили, кого припугнули, а кто и так давно хотел приобщиться к свите. С партии по нитке, собрали большинство. Параллельно запугали Президента – Николаю Тимофти угрожали открыть уголовные дела на членов его семьи. В общем, к сроку все было готово для триумфального восхождения на трон самодержца.

Тут граждане поняли: страну вот-вот отберут, и на сей раз – окончательно. Десятки тысяч вышли на акцию протеста. И произошло, как казалось тогда, чудо: Николае Тимофти не подвел своих сограждан. Впервые за все годы своего президентства он заговорил. И как заговорил! Президент отверг кандидатуру Плахотнюка, указав причиной «неблагонадежность» политика – во время депутатского этапа его биографии (2013 год), Владу Плахотнюку был вынесен вотум недоверия из-за подозрений в участии в коррупционных схемах. Что интересно, в том числе вотум тогда подписали те, кто сегодня всеми силами старался выдвинуть олигарха в премьеры. 

Демократическая Партия и примкнувшие к ней политики повторно выдвинули кандидатуру хозяина – и снова Тимофти ее отверг. Площадь разрывалась криками радости и горячей поддержки Президенту. Весь день с гордостью скандировали: «У нас есть Президент!». Разошлись полные надежд.

Казалось, кризис вот-вот закончится. Отсутствие кандидата, как следствие – досрочные выборы, а там, может быть, даже покарание виновных, лишенных защиты, слетевших наконец со своих высоких постов! И все это – благодаря твердому слову Президента, который не дрогнул, который смог! И благодаря дружественным дипмиссиям стран ЕС и США, которые его горячо поддержали!

И купаться бы Гаранту во всенародной любви и уважении, и быть бы записанным во все учебники новейшей истории золотой краской, однако – пришла разнарядка от западных партнеров: «Плахотнюка пропустить». Разворот на 180 градусов для всех участников спектакля. Плахотнюк умеет договариваться. Все вместе нащупали новую кандидатуру – Павла Филипа, человека из близкого окружения Плахотнюка. И Николае Тимофти послушно подписал все бумаги. 

Голосование за новое правительство прошло с нарушением всех возможных норм – даже не провели обсуждение. За правительство Филипа проголосовало 57 депутатов. Более чем достаточно. В это время народ Молдовы протестовал под стенами Парламента. А узнав решение народных избранников, люди штурмом взяли здание. Депутатов спасали, как могли: выводили переодетыми в полицейскую форму, в окружении конвоя. К счастью, обошлось малыми жертвами: по разным данным, от 11 до 16 человек обратились в ту ночь в больницы с ранениями легкой и средней степени тяжести, без госпитализации. 

Плахотнюк и свита поняли, что действовать нужно быстро, иначе до взрыва можно не успеть. Общественности сообщили, что правительство принесет присягу на следующий день. Взбудораженные люди поверили и разошлись, готовясь утром выйти на протест с новыми силами и помешать заседанию. А новоизбранное правительство «вдруг» изменило свои планы. И принесло присягу под покровом ночи, ровно в полночь. 

На следующий день депутат Игорь Додон попытался оспорить легитимность новоизбранного правительства, однако Конституционный Суд поддержал команду Плахотнюка. Что было, впрочем, абсолютно ожидаемо. Правительство Филипа официально вступило в силу. Обманутый народ снова хлынул на улицы.

И тут случилось второе, на сей раз – настоящее чудо. Впервые за все время протестов лидерами оппозиции было принято решение выступить всем вместе, без партийных флагов. Только флаги Молдовы. По улицам, плечо к плечу, прошлись десятки тысяч молдаван – Платформа ДА, Наша Партия, ПСРМ и граждане, не решившие пока, кому поверить. По разным данным, собралось от 20 до 30 тысяч. Однако протесты снова были проигнорированы властями. 

Тем временем, Плахотнюк окончательно «победил» Запад. Виктория Нуланд, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии, заехав в Бухарест, сделала заявление: новое правительство она поддерживает, нарушений в его избрании – в упор не видит. И пришлось и Румынии, и послу США в Молдове, и всем функционерам от ЕС окончательно отвернуться от молдавского народа и послушно повторить за Нуланд новую мантру: новому правительству Молдовы – быть.  Это сильно подкосило боевой дух прозападного лагеря оппозиционеров. И немного подняло настроение в лагере пророссийском. Волшебное «Я же говорил!» никто не сказал только из уважения к перемирию. 

Многие зарубежные обозреватели, касаясь сегодня темы Молдовы, используют в разных вариантах одну старую фразу: «Мамалыга не взрывается». Кукурузная каша, действительно, не взрывоопасна. А вот люди очень даже могут потерять терпение, если их довести до предела. Представьте, на что способна доведенная до предела целая страна? Особенно когда люди осознали, что им никто не поможет, да никогда особенно и не хотел помогать. Люди, сплотившиеся в беде и вдруг посреди отчаяния осознавшие, что все в их руках, способны на многое. 

Протесты исчерпали себя. Власти не реагируют на них, и это ясно, как день. Что делать дальше, оппозиция решала на недавнем Гражданском Форуме. Политики, журналисты, политологи и активисты протеста, вне зависимости от языка, геополитических и партийных предпочтений, обсуждали, как идти дальше – революционным путем или эволюционным? Первый предполагает решительные действия, но проводиться должен мирно – через белые хризантемы, ставшие символом протеста с легкой руки одного из лидеров, через акции протеста и заявления в суды. Второй предполагает терпение, еще один шанс для нелигитимного по всем статьям правительства, благодарность в ответ на их подачки – уменьшение цен на газ и бензин и возможное (!) согласие на всенародное избрание следующего президента. Выслушали всех, но путь пока не выбрали. Взяли 4 дня на раздумья. И на разработку «новых форм протеста» - говорят, пеших прогулок всей страной больше не будет. А что будет вместо них?..  

Заявление о ситуации в Молдове недавно сделали и эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, прозванной в мире «теневым ЦРУ». Согласно их расчетам, после назначения правительства Павла Филипа стабильность в Молдове продлится недолго (а она была?). Причина, по мнению Stratfor — продолжающиеся многотысячные протесты, которые объединили проевропейские и пророссийские силы. Казалось бы, веское замечание. Но в нем есть и очень важный момент – акцент на объединении «проевропейских и пророссийских сил». Именно это «молдавское чудо» заставляет политических аналитиков мира с удивлением обращать свои взгляды к небольшому государству между Днестром и Прутом. И задаваться вопросом – когда (если) эта странная оппозиция «завалит» своего общего врага – в какую сторону она поведет страну? 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью