50 лет одесским Черемушкам: История и перспективы

22.11.2011 в 22:14:46
Общество
1 5

Ровно 50 лет назад, в ноябре-декабре 1961 года первые новоселы получили квартиры в домах на Юго-Западном массиве. С этого момента начинается история одесских спальных районов — серых и одинаковых, но ставших домом для сотен тысяч горожан. Сегодня Черемушки — один из самых проблемных районов Одессы по целому ряду пунктов. Вместе с тем, именно здесь заложен огромный потенциал обновления и улучшения городской среды.

Своим расположением и планировкой одесские Черемушки обязаны существованию стрельбищного поля — огромного военного полигона, устроенного в конце ХІХ века на месте пастбища. Это позволило сохранить место нетронутым, в то время как вокруг да около разрастались поселки Чубаевка, Дмитриевка, Курсаки и Ближние Мельницы. Полигон пережил революцию, две мировые и гражданскую войну и каждый раз служил главной «бойней» Одессы. Сперва «белые» и «красные» по очереди занимали город и «зачищали» сторонников враждебной партии, затем немцы и румыны проводили расстрелы мирного населения и партизан. В итоге, на месте будущих Черемушек нашли последнее пристанище десятки тысяч человек.

Идеальная стройплощадка

Но советских планировщиков это ничуть не смутило. В стране, где «все, что стоит, подпирает останки», полигон оказался идеальным местом для «чудо-города» будущего. Здесь не было преград для творческого гения: огромное, — больше Центра или Молдаванки, — поле без домов, рек и возвышенностей, можно было организовать по последнему слову науки и техники. К тому же, район отличался выгодным расположением, соединяя собой город и Фонтаны и будучи равноудален от пляжей Аркадии и промзоны Застав.

В отличие от других жилых массивов Одессы, Черемушки строились по единожды утвержденному плану. Территория осваивалась планомерно по диагонали, идущей от 1-й станции Люстдорфской дороги, где весной 1961 года стали рыть первые котлованы, до нынешней улицы 25-й Чапаевской дивизии, куда «хрущевки» дошли 7-8 лет спустя. В столь короткие сроки город застроил площадь 514 гектаров и выделил жилье для 35 тысяч семей.

«Зачином» для нового района, увязавшим его с городской средой, были поселок судостроителей, построенный в несколько этапов с 1946 по 1958 годы вдоль Адмиральского проспекта (с 1961 года — им. Патриса Лумумбы), а также образованный в середине 50-х в районе улиц Сибирской и Маршрутной коттеджный городок для военных.

Следует отметить, что до Юго-Западного массива Черемушки в Одессе уже были — в свое время так называли район 5-этажных домов по улице Сегедской, формирование которого окончилось к 1962 году.

Теплый кирпич и злая панель

Юго-Запад интересен эволюцией применявшихся материалов и технологий при относительном постоянстве планировочных решений. Это связано с тем, что «minimum minimorum», позволявший строить приемлемое по качеству жилье с наименьшими затратами труда, времени и денег, был в муках рожден советскими инженерами еще в 1957-1960 годах. Но для его реализации полагалась солидная производственная база, и в Одессе ее создание потребовало нескольких лет. Поэтому первые 5-этажки у нас строились, как и «сталинки», из крупных блоков ракушечника. В начале 60-х стали применять в качестве стенового материала бетонные блоки и кирпич. Панельное домостроение в чистом виде стало преобладающим где-то после 1965 года.

Менялись и подходы к организации квартала. В этой связи можно говорить о «старых» и «новых» Черемушках. Первые расположены вдоль улицы Космонавтов и к востоку от нее. Как и на Фонтане, дома поставлены здесь тесными рядами, идущими перпендикулярно к улице, по которой индексируется адрес. Например, за домом № 18 по Варненской идут дома №18/2 и 18/3 и 18/4. «Хрущевки» здесь в основном блочные и кирпичные, притом небольшие — из 3-4 парадных. «Титульные нации» этих краев — сотрудники ЧМП и рабочие, часто — сами строители.

«Новые» Черемушки, идущие к западу от улицы Космонавтов, отличаются гораздо более просторным расположением домов, которые выстроены не только рядами, но и периметрально, образуя «гнездовые» дворы. Здесь преобладают длинные, 4-8-парадные дома, поставленные перпендикулярно к улице. Большинство домов — панельные. Местные жители все чаще служащие, в том числе сотрудники многочисленных НИИ.

В зависимости от района отличаются и жилищные условия. Кирпичные дома «старых» Черемушек отличаются лучшей тепло- и звукоизоляцией, а в «новых» более свободное расположение вытянутых корпусов способствует образованию сквозняков.

Единый для всех Черемушек недостаток — разворот планировочной сетки на юго-запад. Благодаря этому прямые лучи солнца попадают в окна не менее 3 часов в сутки, что приятно зимой, но летом создает невыносимую жару. Особенно страдали от нее новоселы панельных домов, пока у их окон не выросли деревья.

Что касается планировки, «родной» для Черемушек является серия 1-464, поголовно применявшаяся до 1965 года, когда начали внедрять немного улучшенную серию 1-464а. Особенность этих серий, — использование продольных шагов величиной 3,2 и 2,6 метра, что привело к появлению узких комнат с неудобными пропорциями. Из 4-х квартир, выходящих на лестничную клетку, только две имеют сквозное проветривание, иначе говоря, выходят на обе стороны. Для сравнения, в московской серии 2-32 шаг составляет 3,2 метра, а главная комната выходит во двор небольшой лоджией, а на парадной всего 3 квартиры.

Поспешишь — новоселов огорчишь

Итак, росли Черемушки и хорошели… на страницах советских газет. Но после устранения от власти Хрущева (а также по мере смягчения жилищного голода и увеличения возможностей страны) идею 5-этажных спальников стали критиковать за однообразие и низкие стандарты. На местах выявилось много нестыковок, приведших к тому, что в действительности дома были еще хуже, чем предусмотрено планировщиками. Это несоответствие, хотя и вскрывало ряд принципиальных особенностей планового хозяйства, обсуждалось в прессе открыто, так как было удобным поводом для дискредитации старого руководства страны новым.

Итак, что же волновало одесситов? В 1969 году начальник областного управления «Госархстройконтроля» опубликовал доклад, а точнее, разнос руководству ДСК № 1. Оказалось, что из 150 домов, построенных домостроительным комбинатом с 1960 года, 70 уже к тому времени нуждались в серьезном ремонте.

В частности, «на доме № 29 по улице Генерала Петрова панели наружных стен выполнены с отклонениями в размерах, швы идут грубые, ломаные, заделываются герметиком неряшливо — вот откуда будет просачиваться вода»… «В доме №5 по ул. Петрова… фасад рябой, окна «гуляют» вверх и вниз, швы идут зигзагами. Зато бригада УНР-2, сдавшая дом, за 2 месяца «прошла» 4 обьекта»… Сходные же жалобы были получены от жителей новых домов №26 и 70.

«Дырявые» стыки, — неприятность большая, но поправимая. А вот многим жителям «новых» Черемушек достались кривые стены. Дело в том, что на указанном ДСК, вопреки здравому смыслу и опыту, панели формировали лицом вверх. В форму заливался раствор и работница лопаточкой заглаживала его вровень с бортами. Получить таким образом ровную поверхность было нереально.

В низком качестве жилья были виноваты не только строители и производители. Стройка шла бешеными темпами, планы различных ведомств были несогласованны. Иногда бригаде строителей приходилось по 2-3 недели ждать крана, потом наспех собирать дом и отдавать штукатурщикам. Сочетание простоев и штурмовщины, а также непрестижность профессии и невысокая мотивация приводили к тому, что многие строители работали, спустив рукава. Тем более, что в обществе укоренился культ превышения плана, требовавший невозможного. Так, еще в 1961 году молодежная комплексная бригада Александра Салдуковского приняла обязательную норму в 160-180 % выработки. Как справились ребята с поставленной задачей и насколько прозрачным был этот эксперимент, — неизвестно. Но далеко не все их коллеги могли, хотели и умели работать такими темпами. И не всегда для этого были подходящие условия. В результате, в 1966 году в срок было сдано только 60 % домов, и на общесоюзном фоне это был весьма неплохой показатель.

Скучноград

Еще одной теневой стороной высоких обязательств по жилью было отставание в создании объектов социальной инфраструктуры и проведении работ по благоустройству. Вот выдержки из письма читателя П. Рейцина, опубликованного в газете «Знамя коммунизма» от 4 февраля 1966 года под заголовком «Зима в Черемушках»: «…Молодежи нечем заняться. Рабочие парни выпивают и цепляются к прохожим, ругаются матом, горланят песни… В нашем районе 50 тысяч населения. Это больше, чем в Измаиле, Белгород-Днестровском и Котовске. Но у нас нет ни стадиона, ни дворца культуры, ни кинотеатра, ни библиотек. А ведь все это полагается даже в селах».

Школы в новом районе открывались с запозданием, поэтому детям по несколько лет приходилось учиться в 2 смены (в другом «новострое» — Ильичевске, — некоторые школы в 70-х годах работали в три смены). Крупный больничный комплекс — ГКБ № 10 на Малиновского, — был сдан только в 1977 году. До 1967 года, когда открылся Ивановский путепровод, жители Черемушек были лишены прямого сообщения с промзоной и центром, где продолжало работать большинство новоселов.

Среди предприятий социального обслуживания в первую очередь появлялись сверхкрупные. Так, в 1964 году на улице Космонавтов открылся самый большой в Одессе плодоовощной магазин. А накануне 52-й годовщины Октября на улице Генерала Петрова заработал 3-этажный торговый комплекс, организованный по принципу самообслуживания. Первый этаж занимал отдел «Дары полей», где можно было купить овощи и фрукты. На втором этаже была столовая на 200 мест, а на третьем — филиал универмага «Детский мир».

В 1962-1964 году был разбит парк им. Горького с кинотеатром «Москва», — впоследствии ни пос. Котовского, ни пос. Таирова настоящего парка не получат. Озеленение селитебной зоны района продвигалось не столь быстро, — только в 1967-68 годах начали высаживать платаны на улице Новоселов (ныне Филатова), однако половина из них не прижилась.

Главная беда была с внутриквартальными проездами. Поскольку дома строились разными заказчиками и исполнителями, а работы часто организовывались бестолково, некоторые аллеи приходилось разрывать по несколько раз, чтобы провести новые коммуникации или отремонтировать старые. А на Черноморской (Люстдорфской) дороге асфальтированные подходы к домам появились только через 4-5 лет после их заселения.

Между тем, большим удобством района считалось подключение к газу, поступавшему с Шебелинского месторождения (В 70-е годы УССР качала по 70 млрд кубов газа, которые были бы очень кстати сегодня). Еще важнее была возможность упрощенной установки телефона. АТС на Черемушках была установлена в 1972 году, и уже в плане на 1973 год предусматривалось подключить по 6 тысяч номеров на Юго-Западе и поселке Котовского. Остальным районам пришлось ждать до конца пятилетки, то есть до 1975 года.

Но главным преимуществом, перекрывшим все недостатки жилья, было то, что тысячи семей отселялись из тесных коммуналок в пусть и небольшие, но собственные квартиры. Для людей того времени это была не просто радость, а личная победа и огромный толчок к жизненным свершениям.

Высотные Черемушки

Научно-технический и экономический прогресс Страны Советов привел к тому, что с 1968 года в Одессе строятся дома в 9 этажей и выше, а с 1975-го «хрущевки» и вовсе исключаются из строительных планов.

На Черемушках появление высоток было продиктовано не только открывшимися возможностями. Новый район был абсолютно «плоским», поэтому требовалось привнести в него ритм и рельефность, увенчав углы главных улиц «эффектными доминантами».

Первым таким «украшением» стал ансамбль 9-этажек на пересечении улиц Филатова и Космонавтов. Мой товарищ, живущий в одном из таких домов, рассказывал, что во время ремонта оказалось, что слой утепления в панели был сделан из… человеческих волос. Тогда я заявил, что быть такого не может, ведь это не только глупо, но и экономически нецелесообразно. Но, учитывая то, что мне стало известно о перебоях в поставке всевозможных материалов, теперь я могу поверить, что какой-нибудь добросовестный начальник попросил об услуге ближайший военкомат или сеть парикмахерских.

Но вернемся к черемушкинским небоскребам. В 70-е годы на Юго-Западный массив переезжают различные институты и ведомства, которым не хватало места в городе. В частности, в 1970-72 годах строится 11-этажное здание института «Укрколхозпроект» по улице Космонавтов, 36, а в 1973-75-м — института «Укрюжбиосинтез» на Космонавтов, 32.

Среди жилых домов в 1975 году были сданы дома на улице Рабина, 19 и Гайдара, 20, а в 1981 — поистине грандиозный по местным меркам ансамбль из трех 16-этажек на Варненской, 7.

Особенностью высотного строительства на Черемушках было то, что насосы подкачки воды были рассчитаны на 5-этажные дома, поэтому даже для ввода в эксплуатацию одного высотного дома их приходилось менять. Заблаговременно это делалось не всегда. Уже в 1988 году 9-этажный дом на Генерала Петрова 27/4 несколько месяцев получал воду только до 5 этажа, а благодарные жители писали жалобы во всевозможные инстанции и получали отписки, — не стоит забывать, что именно в 80-е годы приходит в жизнь нынешняя бюрократическая элита.

Окончательно район сформировался в конце 70-х годов. С той поры здесь строятся лишь единичные объекты. На сегодняшний день на «Черемушках» 90 % домов и 85 % жилфонда приходится на «хрущевки», благодаря чему более комфортные сегменты недвижимости стоят здесь дороже, чем в остальных спальниках. Так, цены на «чешки» и новые дома эконом-класса на Черемушках лишь немногим ниже, чем на Фонтане.

Население жилмассива выросло с 50 тысяч в начале 1965 года до 140 тысяч в 1980-х. Теперь, в силу сокращения населения и внутригородских миграций оно составляет 120 тысяч.

Возможности и перспективы «Хрущевграда»

Сегодня Черемушки является районом с высокой степенью износа жилого фонда и низким его качеством. На фоне успешного московского опыта по сносу «хрущевок», строительные компании и СМИ муссируют идею о необходимости реконструкции 5-этажек и в Одессе.

Между тем, следует отметить, что «хрущевки» разменяли 5-й десяток лет во вполне пригодном для проживания состоянии, — в особенности, если учесть, что строились эти дома некачественно, а обслуживались в течение последних 20 лет из рук вон плохо. То есть жилье не настолько бесперспективное, как это принято считать.

Для того, чтобы приостановить деформационные процессы в «хрущевках», достаточно укрепить их металлическим каркасом и усилить сверху армопоясом, а также отремонтировать крыши и изолировать подвалы. Сверху «зарешоченные» дома нужно утеплить и раскрашивать в разные цвета. Так делается в Прибалтике и странах Восточной Европы и стоит это в случае с 4-парадными домами в среднем 0,3-0,5 млн долл. Для сравнения, совокупная стоимость жилья в 80-квартирной «хрущевке» на Черемушках — 4 млн долл. Именно столько, в лучшем случае, придется заплатить инвестору за отселение.

Таким образом, подобная реконструкция позволит сравнительно недорого сохранить 20 % жилфонда Одессы на следующие 30 или 50 лет. Кроме того, есть крымский опыт, когда над «хрущевкой» делается каркас, на который «присаживается» еще 4-5 этажей, что позволяет оплатить реконструкцию дома снизу за счет экономии средств на земельном участке.

Однако подобный опыт не получил в Украине такой известности как московский, предусматривающий снос целых кварталов, застроенных «хрущевками». Следует отметить, что в российской столице в несколько раз выше цены на недвижимость, а на панельные 5-этажки перед началом программы приходилось всего 4 % жилфонда. Эти обстоятельства и обеспечили реконструкции коммерческий успех. В Киеве же подобный проект заморожен до 2013 года и неизвестно, к чему приведет впоследствии. Следует отметить, что он выгоден, прежде всего, строителям, получающим огромные заказы под предлогом «неразрешимой проблемы», а вот для общества и государства (в «хрущевках» живет 4 миллиона украинцев) его целесообразность сомнительна.

Помимо экономической эффективности сохранение 5-этажек имеет также социальную и градостоительную важность. Сторонники сноса говорят, что «хрущевки» — слишком тесное жилье. Однако следует учесть, что для многих оно привычно и эти люди чувствуют себя не настолько уверенно в материальном плане, чтобы покупать «качественное» жилье или недорогой, но такой рискованный «новострой».

Градостроительная ценность «хрущевской» застройки — в сочетании достаточно высокой ее плотности (270 чел/га внутри квартала) с наличием компактных дворов и озеленением. Новые кварталы (400-450 чел/га) такой возможности не предоставляют, ведь резко увеличивается удельный вес транспортных путей и разъездов. Такая среда не оставляет места для озеленения, игр детворы и отдыха взрослых.

Ныне существующая организация внутриквартального пространства на Черемушках может быть с небольшими затратами приведена в порядок в рамках программы реконструкции «хрущевок», что в комплексе превратило бы «Черемушки» в идеальный район для молодой семьи.

Следует отметить, что, Черемушки находятся значительно ближе от центра города, чем Таирова и поселок Котовского. Транспортное преимущество усиливается благодаря трассе Север-Юг, а также возможности сравнительно недорогой реконструкции с расширением части Адмиральского проспекта и улицы Краснова.

Вместе с тем, на Черемушках существует проблема в связи с низкой пропускной способностью улиц, которые занимают всего 3 % их территории, а также внутриквартальных проездов. Поэтому организация транспортной инфраструктуры остается важной проблемой.

В будущем Черемушки могли бы вырасти за счет высотной застройки на территории аэропорта. В ходе разработки генплана многие специалисты предлагали перенести «воздушные ворота» Одессы на территорию полей орошения. Таким образом, реконструкцию аэропорта можно было бы профинансировать за счет продажи земли, а новый район мог бы стать Черемушками ХХІ века — просторным, зеленым и недорогим. Однако теперь такой возможности, по видимому, не будет.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью