Один день в маршрутном такси: репортаж ФОТО

19.12.2014 в 17:30:30
Общество
1 0

В Одессе существует множество автобусных маршрутов. Однако сейчас компании-перевозчики все чаще сталкиваются с проблемой убыточности многих из них.  Для того, чтобы убедиться в этом, корреспондент Репортера провела несколько часов на маршруте №156 в автобусе марки МАЗ, а так же изучила ситуацию на нескольких других маршрутах.

В 6.00 автобус отправляется со станции на ул.Архитекторской. Всего таких автобусов, общей вместимостью 98 пассажиров, на 156-ом маршруте два. Один отправляется с Таирова, другой – с поселка Котовского.

- Раньше их много было, больше десятка, - говорит водитель Александр, рядом с которым мне предстоит провести целый день в пути, - а теперь вот видишь, только два осталось.

Пассажиры медленно заполняют салон. Одесситка средних лет жалуется, что все время ждет большой автобус, а ездят только маленькие. Водитель объясняет:

- Так вот. Машинам уже около десяти лет, часто случаются поломки, а запчастей запасных нет – все на заказ и дорогие, вот и простаивают автобусы долго на ремонте. По заводским требованиям их, вроде, через семь лет с начала эксплуатации положено списывать.

В кабине водителя тепло, даже жарко. Решаю пройти убедиться, что салон тоже отапливается.

- Ты что ли проверяющая? – интересуется пожилой мужчина, увидев, как внимательно я изучаю автобус изнутри.

- Журналистка, - говорю.

- А, ну так запиши, что автобусов мало ходит! Пока дождешься – замерзнешь весь.

- А Вам в каких автобусах комфортнее – в таких вот больших или в маленьких? – интересуюсь я.

- Да какая разница? Главное, чтоб ходили регулярно, – недовольно восклицает мужчина.

- А мне, девушка, желтые больше нравятся, - замечает женщина с ребенком на коленях. – Они как-то быстрее, а этот, мне кажется, намного медленнее едет.

Тем временем убеждаюсь, что в салоне действительно не холодно.

- Конечно! – восклицает Александр, когда я возвращаюсь в кабину, - мы людей не морозим. Там для отопления несколько специальных моторчиков стоит, правда, в работе они недолговечные, а чинить, опять же – дорого.

В городе поток пассажиров увеличивается, кондуктора на маршруте нет. Водитель берет плату за проезд через небольшое окошко с полочкой.

- Видала, что мы смастерили – полочка ведь тут не заводская, это все сами – гордо делится Александр.

- Здорово, конечно, но разве пассажиры не отвлекают Вас от дороги? – спрашиваю, когда он в очередной раз оборачивается за деньгами. Водитель ухмыляется:

- Ну отвлекают, конечно. А как по-другому?  Без кондуктора уже года четыре, но ведь вертимся. Одно хорошо – на машине коробка-автомат, а то не знаю даже, как бы ездил. Двух рук точно не хватило бы.

Наполовину заполненный автобус едет по поселку Котовского. У окошка водителя образуется очередь из пассажиров, готовящихся к выходу.

Около 8.00 автобус отправляется в обратный путь с ул.Сахарова – конечной станции на поселке Котовского. На остановках, где никто не выходит, водитель открывает только среднюю и заднюю двери.

- Спереди проход узкий, тут люди готовятся к выходу и оплате, потому и не пускаю в переднюю с улицы – чтоб не толкались, – объясняет Александр.  Его слова подтверждает пассажир, нагло ломящийся в переднюю дверь, не смотря на гневные возгласы водителя: «Ну куда ты лезешь? Тут же выходят!».

- А если бы был кондуктор, ведь можно было бы сразу все двери открывать? – предполагаю я.

- Конечно. С кондуктором платили бы в салоне и не толкались у передней двери. 

- Так почему же его нет? – спрашиваю.

- А платить чем? – удивляется водитель.

- Так пассажиры ведь есть, и платят. – говорю

- Не торопись. Посмотришь выручку после пары рейсов, тогда поговорим, – улыбается Александр.

На обратном пути по направлению Таирова пассажиров в автобусе немало. Периодически слышатся перепалки из салона:

- Не топчитесь по ногам!

- Уберите свою собаку, с животными надо пешком ходить!

- Им хоть в три раза больший автобус сделай, все равно места мало будет, – смеется водитель.

 Подъезжаем к конечной. Александр считает выручку – 540 гривень.

- А за топливо в обе стороны за раз уходит около 500, - говорит он, - и  это был сейчас пиковый рейс, во втором хорошо бы хоть половину от этих денег собрать.

В 9.30 снова отъезжаем от ул. Архитекторской. Разница между количеством людей ощущается сразу – половину пути автобус проезжает с тремя-пятью пассажирами, потом ненадолго заполняется на треть, а на конечную, ул. Сахарова, приезжает абсолютно пустым. На обратном пути картина не меняется.

- Так всегда, ты не удивляйся, - поясняет водитель. – Утром на работу ехали, вечером – с работы. А промежуточные рейсы всегда практически нулевые.

Около 13.00 второй рейс  подходит к концу. Водитель подсчитывает общую сумму – 200 гривень за этот, плюс 540 – утром. И того – 740 гривень за два рейса и не меньше 1000 на топливо. Подтверждаются слова водителя:

- Теперь видишь? А ты говоришь «кондуктор».

Получившийся убыток, как выяснилось, далеко не итоговый. По информации представителя компании-перевозчика, кроме денег на топливо необходимо еще около 200 гривень в день на зарплату водителю, 250 – на амортизационные расходы (для эксплуатации и ремонта машины). «За четыре рейса МАЗа в день получаем не меньше 800 гривень убытка», - сообщил представитель перевозчика.

Удивленная катастрофической нерентабельностью автобуса, готовлюсь отправиться в третий рейс для окончательного подтверждения полученной информации. Отъезжаем на пару остановок.

- Погоди-ка, а что это мы так греемся? – Недоумевает водитель и идет проверять исправность машины. – Все, приехали. Система охлаждения полетела.

На асфальте у заднего колеса разливается большая лужа из машинного масла.

- Это серьезно? – спрашиваю.

- На сегодня точно накатались. Ну бывай! - машет водитель и уезжает в гараж.

Как выяснилось позже, ситуация с маленькими автобусами (Богдан, Эталон) на 156-м маршруте обстоит похожим образом – до 900 гривень выручки, 950 – на топливо, 200 – водителю, до 200 – амортизационные расходы. Таким образом, маршрут в целом оказывается убыточным.

Есть автобусы, окупающие себя, например, -  117-й  приносит 1100-1200 гривень в день, 600 уходит на заправку, 200 – водителю, 130 – расходы. В итоге прибыль есть, но маленькая – 150 -200 гривень в день. «Ведь нужно еще учитывать, что  нам необходимо выделять деньги на аренду территории гаража, зарплату админперсоналу, коммунальные платежи, а так же предоставлять транспорт для нужд города.  Есть, конечно, и более прибыльные маршруты, например, 191-й автобус приносит около 500 гривень чистого дохода, уже с учетом всех расходов и зарплаты водителя», - подытожил представитель компании-перевозчика.

В тему: 

Проезд в общественном городском транспорте не повысится, - департамент горсовета

Одесский эксперт: Для улучшения транспортного обслуживания повышения стоимости проезда недостаточно


Читайте также

Как играть и выигрывать в слоты казино Украины Pin Up
14.09 в 02:42:00|Любопытно
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью