Без прав и надежды: чего боятся воспитанники психоневрологических домов-интернатов

20.08.2010 в 13:56:10
Общество
1 0

Большинство воспитанников психоневрологических домов-интернатов (ПНИ) признаны недееспособными по решению судов и различных комиссий, поэтому «их нужно опекать, для того, чтоб их никто не обидел», да и чтобы они никого не обидели. Опекунами выступают ПНИ - государственные учреждения. Но на деле эти учреждения часто превращаются в тюрьмы для своих подопечных. Те практически не имеют прав; стоит им сбежать, не вытерпев жестокого обращения или еще по какой-нибудь причине, как за ними устремляются милиция и санитары, после чего пойманных «наказывают». Наказывают и тех, кто пытается сопротивляться персоналу интерната.

Страшная смерть и попытка «заныкать» тело

:Перечисленные проблемы особенно обострились после недавнего происшествия в Новосавицком психоневрологическом доме-интернате. Один из его воспитанников, 38-летний Юрий Вовченко, скончался от побоев. Преступники уложили тело убитого в гроб и закопали, - без отпевания, без сожаления и даже без обязательной в таких случаях судебно-медицинской экспертизы. Так эта история и осталась бы тайной, если бы не упрямство некоторых воспитанников интерната.

Один из них, Андрей Баранов, будучи посажен в карцер, ухитрился позвонить по мобильному телефону правозащитнице Татьяне Макаровой, которая и начала «поднимать волну». Она упросила помочь представителей одной из антикоррупционных общественных организаций, а те обратились к правоохранителям, которые приехали и вынудили персонал интерната выкопать труп. Эксгумацию сняли на видеокамеру. Бесстрастная съемка запечатлела ужасающее состояние умершего - отекшие руки, покрытое синяками и кровоподтеками лицо, гематому на груди. На фоне всего этого странно выглядит ссадина, замазанная зеленкой.

Пока существуют две версии происшедшего. По одной из них, яростно поддерживаемой персоналом дома-интерната, Юрия Вовченко до смерти забил сидевший с ним в карцере Андрей Баранов, - дескать, именно он избивал привязанного к кровати собрата, пока не убил.

«Подопечные вечером смотрели телевизор. Вовченко набросился на товарища по интернату, когда тот собирался переключить на другой канал, и начал его избивать. Следы побоев даже спустя время видны на обоих. Потом Юрий набросился на санитарку, которая пришла на шум. Его с трудом успокоили, сделали инъекцию, тогда он начал бросаться на других пациентов. В итоге санитары взяли простыни и привязали смутьяна к кровати. Однако укол не подействовал, и Юрий до самого утра так и не спал», - рассказывают санитары и медсестры.

Заявлению самого Андрея Баранова санитары советуют не верить. По их словам, Баранов постоянно дерется со всеми воспитанниками и медицинским персоналом; к тому же он еще и «бегун», то есть, склонен к побегам. Тем не менее, Андрей Баранов предлагает свою версию случившегося. Он утверждает, что Юрия Вовченко избил санитар, причем изначально больного привязали к кровати проволокой, и лишь потом сменили проволоку на простыню.

«На следующий день после инцидента Юру били несколько человек, санитары помогли его побить и всё поддакивали: «Бейте его все, чтоб он не кидался». И санитар бил его тяжелым предметом. Мы тогда сказали Юре, чтобы пожаловался, а он сказал, что пожалуется, если доживет до утра», - рассказывает Андрей Баранов.

До утра Юрий Вовченко, как мы уже знаем, не дожил.

Директора застали врасплох

:Кабинет директора Новосавицкого дома-интерната - маленькая комнатушка с затянутым сеткой-рабицей окном, пенопластовые панели на стенах, серые сверху и белые внизу, письменный стол. За столом под прицелом видеокамеры и диктофона сидит невысокий, щуплый паренек с наколками на обеих руках. Это Андрей Баранов; он рассказывает свою версию случившегося. Кстати, юноша совсем не отрицает, что из Белгород-Днестровского, где находится похожее учреждение, его прислали сюда потому, что он «плохо себя вел».

У двери кабинета стоит женщина; она явно испугана, на глазах наворачиваются слезы. Это директор интерната Валентина Стукало. Ее страх можно понять - в здании интерната милиция и прокуратура, с утра были корреспонденты всеукраинского телевидения, а теперь нагрянули еще и местные журналисты.

«Меня даже не было во время инцидента в интернате, а когда я приехала - мне не доложили о случившемся. Я узнала об этом, когда позвонили из прокуратуры», - жалуется директор. Ее слова подтверждают и сотрудники.

Валентина Стукало твердит, что навела в учреждении порядок и все было хорошо, пока не появился Андрей Баранов «и еще несколько мальчиков из Белгорода».

Кочегарка

:«Раньше тут проводили людей через «кочегарку» - избивали, и даже были случаи убийства. Я пришла и сразу это отменила. Да, я ввела карцер, но он не для наказания, а скорее для того, чтобы запирать тех, кто склонен убегать», - рассказывает директор. Баранов, по ее словам, тоже пытался бежать через окно, связав простыни. «Вообще вы даете Баранову много воли из-за вашего внимания к нему», - таково ее мнение.

«Если бы нам тут было хорошо, мы бы не бежали», - выкрикивает при этом Андрей Баранов. Кстати, он тоже слышал от старожилов про страшную «кочегарку». «Да, другие рассказывали, что раньше такое было, но я не застал», - признается он.

Про страшный атрибут прошлого помнит один из бывших воспитанников Новосавицкого ПНИ, проживающий в Мирнопольевском интернате. «Заводили людей за кочегарку и просто убивали топором по голове», - говорит он.

Работы много, а зарплаты никакой

:Как выяснилось, во многих таких учреждениях подопечных не только бьют. Их не гнушаются использовать как дешевую рабочую силу. Например, в Мирнопольевском доме престарелых живут не только старики-инвалиды, но и совсем молодые парни. Там они работают в местном подсобном хозяйстве. Сейчас, например, с пяти утра до позднего вечера горбатятся на току, перегружая зерно. Куда идут деньги, вырученные за работу воспитанников, и куда девается урожай - неизвестно.

«По пять тонн ежедневно вырабатываем, руки-ноги до крови искалываем ячменем. Мы хотим получать нормальные деньги, а не 20-50 гривен в месяц, - мы же работаем больше, чем должны. По распорядку у нас рабочий день до 13:00, а мы работаем и по жаре», - рассказывает местный подопечный Борис Шленский.

Кстати, в Новосавицком интернате воспитанники тоже трудятся на подсобном хозяйстве. «Мы не можем включить их в штат, но мы им платим. У нас есть трудотерапия и инструкторы», - говорит директор Валентина Стукало. Верно, в Новосавицком ПНИ воспитанник может заработать аж 21 гривну в месяц.

Альтернатива кочегарке

:Да, теперь в Новосавицком интернате непокорных подопечных не прогоняют через «кочегарку». Их ломают более утонченно и изощренно - галоперидолом.

«Меня скрутило, словно в эпилептическом припадке, каждая клетка тела болела. Потом острая боль прошла, осталась тупая, все ныло, проблемы с дыханием начались, накатила жуткая депрессия», - вспоминает один из подопечных ПНИ Вячеслава Лысенко, подвергавшийся медикаментозной пытке.

Другой воспитанник Новосавицкого ПНИ сбежал уже при новом руководстве, спрыгнув со второго этажа. Убежал, как он говорит, из-за того, что там колют галоперидол и аминазин. Неудивительно, что от этого бегут, вот только зачем применять подобные медикаменты?

«Мы колем им галоперидол, чтобы они не поранили друг друга и нас», - пояснила миловидная медсестра.

Директор учреждения считает, что без этого не обойтись. «Подопечные бывают разные. Мы часто ходим и оглядываемся, потому что могут и сзади напасть. Мне вообще приходит весь брак производства», - жалуется Валентина Стукало.

Кстати, в Мирнополье воспитанников пугают Новосавицким ПНИ. В Мирнопольевском интернате «галочку» (так воспитанники ласково именуют галоперидол) не колют. Зато новосавицких воспитанников пугают психлечебницей в Александровке.

«Пенсия»

:Александровскую психлечебницу подопечные интернатов называют «пенсией». Обычно туда отправляют самых непокорных - в наказание. Там их пичкают все теми же галоперидолом и аминазином. За полгода таким лечением можно сломить любого.

«Пенсия» может длиться от трех недель до полугода», - говорит подопечный Мирнопольевского гериатрического дома-интерната Виктор Волков.

Кто разрешил хоронить

:Но вернемся к нашей истории. Юрия Вовченко похоронили после убийства, как уже сказано выше, не только без медицинского заключения, но и без уведомления правоохранительных органов. Конечно, последнее слово остается за милицией и прокуратурой. Но как еще назвать действия санитаров и врача, если не «попыткой сокрыть преступление»? В любом случае налицо преступление, в любом случае кто-то должен ответить за это, но ни директор Новосавицкого интерната, ни дежурившая в тот вечер медсестра не смогли пояснить, кто же отдал распоряжение фактически спрятать следы убийства.

Правда, пациенты указывают на главного врача, проработавшего в интернате уже много лет. И милиция с ними согласна. «Для того чтобы скрыть этот факт, санитар получил указания от врача, который, соответственно, внес в историю болезни неправдивые сведения и ночью распорядился захоронить труп», - заявил заместитель начальника Главного управления Министерства внутренних дел в Одесской области Анатолий Бахчиванжи.

Кого накроет волной?

:Итак, Татьяна Макарова подняла волну. Накроет ли эта волна всех виновных в трагедии Новосавицкого ПНИ, или пострадает только Андрей Баранов, которого активно выставляют виновным в смерти Юрия Вовченко, пока неизвестно.

Надежду дают действия губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука, который собрал комиссию для расследования этого случая и поручил ей проверить все без исключения подобные заведения в области.

Радует и позиция управления труда и социальной политики, которому подчиняется Новосавицкий ПНИ. Начальник этого управления Ирина Маркевич уже потребовала от правоохранителей привлечь к уголовной ответственности руководство дома-интерната, после чего Анатолий Бахчиванжи заверил общественность в том, что против директора и главврача возбуждены уголовные дела.

Остается только надеяться, что подступающие вплотную выборы заставят всех, кто должен реагировать на такие инциденты, отреагировать правильно и наказать виновных.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью