Сергей Кивалов: Система образования Украины давно нуждается в профессиональном управлении

13.07.2020 в 11:33:00
Общество
3 0

В последние десятилетия украинская система образования перманентно подвергается существенным изменениям, к сожалению, в большинстве своём скорее негативным, чем позитивным. Метаморфозы претерпевают все уровни – от младшей до высшей школы. Внедрение европейских образовательных ценностей в национальную практику вводится наспех, без системного изучения всех аспектов. Положение усугубляет постоянная смена руководства сферы образования, что не лучшим образом сказывается на реализации государственной политики развития данного направления.

Сергей Кивалов: Система образования Украины давно нуждается в профессиональном управлении

Заслуженный юрист Украины, академик Национальной академии правовых наук Украины, Национальной Академии педагогических наук Украины, Президент Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета Сергей Кивалов

Последний наглядный пример – назначение нового и. о. министра образования и науки Украины профессора Сергея Николаевича Шкарлета, вызвавшее шквал обсуждений. Причем, замечу, в сети Интернет на разных сайтах распространяется, с несущественными стилистическими правками, одна и та же информация. Приводимые в ней факты и мнения, как минимум, требующие уточнения и проверки, безоговорочно подаются как достоверные. При этом политические взгляды возглавившего министерство науки и образования руководителя возведены практически в ранг компромата, при отсутствии подтвержденной политической недобросовестности или противоправных действий.
Конечно, ни о каких принципах законности, соблюдении этических норм, профессиональных интересах речь не идет. Такая информационная атака вызывает много вопросов и подозрений.
Уверен, не критикуют лишь тех, кто ничего не делает. Есть факты, которые говорят сами за себя: это стабильный рост рейтинга Черниговского национального технологического университета, ректором которого на протяжении 10 лет являлся С.Н. Шкарлет, на национальном и международном уровне; это участие коллектива в международных образовательных и научных программах; это популярность учебного заведения среди абитуриентов; обновление его материально-технической базы. В то время, как многие высшие заведения сегодня находятся на грани выживания, этот вуз продолжает свое стабильное развитие.
Чего же так опасаются все его оппоненты? Их цель – под красивыми лозунгами защиты системы образования не допустить к управлению профессионала, имеющего знания, многолетний опыт и навыки эффективного руководства вузом. Почему ранее их не смущало, что образовательная сфера находилась в руках специалистов, главным "достижением" которых был сам факт наличия диплома?...
Следуя логике критиканов, факт научных степеней, ученых званий, да что там – высшего образования, в последние годы не является критерием для отбора и назначения кадров. На этом фоне степень доктора наук, звание профессора заметно выделяет их обладателя среди своего окружения.
Приходится признать, профессиональный уровень из нормы превратился в недостаток! И это порочное явление не лучшим образом сказывается на отечественном высшим образовании, находящимся в состоянии постоянного эксперимента и ежегодного усложнения условий поступления в вузы. Под лозунгом внедрения европейских ценностей в сферу высшего образования происходит его последовательное уничтожение. Может, целью этих воинствующих оппонентов является посадить в определенные кресла нужных "соросят", которые бьют сегодня кадровые рекорды?
На этапе реформирования и изменений пребывает сегодня не только высшее, но и школьное образование. Для вчерашних школьников из года в год ужесточаются условия вступительной компании. Абитуриентам, вынужденным завершать учебный год дистанционно в условиях карантина, выпало чудовищное бремя внешнего независимого тестирования.
Вопиющие нарушения были допущены в этом году во время сдачи ВНО при поступлении на магистратуру. Задания по нормам права пестрят ошибками и явно противоречат действующему законодательству. В качестве такого примера – одна из задач, в которой в удовлетворении иска отказано на основании "постановления окружного административного суда". Напомню: в соответствии со ст. 241 КАС Украины, судебное рассмотрение в суде первой инстанции заканчивается принятием решения суда (ч.3). Очевидно, что взявшиеся за подготовку тестов составители не разбираются в вопросах права.
Проявленный непрофессионализм и халатность при составлении тестовых заданий считаю недопустимым. Это свидетельствует о беспомощности реформ в сфере образования, бессистемности принимаемых мер. Проверка знаний превратилась в испытание на прочность здоровья и психоэмоциональной выдержки. Недопустимо, когда молодые люди в состоянии умственного и эмоционального напряжения сдают два экзамена подрядна протяжении трех часов в жару, без возможности перерыва, в масках, в непроветриваемой аудитории. Такие экзамены больше похожи на пытку.
Международные стандарты образования во время их внедрения в национальную практику претерпевают существенные трансформации. При этом, (каков парадокс!) иностранные студенты, избавленные от сдачи ВНО, у нас находятся в более привилегированном положении, чем наши юноши и девушки. Некачественная организация и проведение ВНО – одна из причин того, что тысячи выпускников украинских школ и студентов уезжают учиться за границу, предпочитая получать знания не в отечественных, а иностранных вузах.
В последнее время стало практически "нормой" разделять абитуриентов, соискателей образования, по "уровню качества", что недопустимо ни в одной цивилизованной стране. И такие высказывания звучат из уст представителей власти! Это ли не свидетельство упадка и неспособности брать на себя ответственность за решение важных вопросов?! Считаю необоснованным сдачу ВНО студентами заочного отделения, наравне со студентами стационаров. И в этом вопросе наши мнения с и. о. министра С.Н. Шкарлетом совпадают.
Следует помнить, что контрактная форма обучения – это образовательная услуга, внутренняя инвестиция, которую студенты готовы вкладывать в свое будущее. Выпускники школ приезжают за качественными знаниями из разных регионов страны и, естественно, что на протяжении пяти лет обучения, они вкладывают денежные средства в жилье, транспорт, а также различные покупки, таким образом активно участвуя в наполнении местного бюджета. Государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы эти все эти траты студенты контрактной формы обучения производили на территории нашей страны, а не искали более продуманных условий организации процесса образования за границей. Таким образом мы можем оставлять внутри страны миллиарды гривен, которые не утекут за рубеж вместе с нашей молодежью. Потому для студентов, которые оплачивают свой контракт, должны быть созданы определенные условия. А для тех, кто обучается на бюджете и получает стипендии, государство может устанавливать другие правила.
У нас нет права на ошибку, если речь идет о будущем наших студентов. А некачественное ВНО является проявлением безответственности и непрофессионализма, пренебрежения к абитуриентам. Реализация права на образование, обеспеченного нам, напомню, Конституцией, должно происходить в условиях, не унижающих достоинства наших студентов и не представляющих опасности их здоровью.
Высшая школа, обеспечивающая профессиональными кадрами государство, сейчас требует поддержки и развития. Никто не умаляет роль школьного и профессионально-технического образования, но это база для высшего образования. И смещение акцентов реформирования одного уровня образования за счет других считаю недопустимым. Мы не теряем школьников, мы теряем выпускников школ – будущее нашей страны, которые не видят перспектив в условиях неопределенности и бесконечной чехарды норм вступительной компании и обучения в вузах.
Поэтому назначение опытного профессионала и специалиста, прошедшего свое становление в системе высшего образования, не должно вызывать неприятие и необоснованную критическую реакцию. Поддержка Сергея Николаевича Шкарлета ректорами высших учебных заведений является маркером доверия и высокой репутации сферы образования. Это наш кредит доверия и искренняя надежда на улучшение положение дел в сфере образования и науки в Украине.
Система образования Украины давно нуждается в профессиональном управлении. Искренне хочется верить, что новое назначение Сергея Николаевича Шкарлета на должность и. о. министра образования и науки Украины положит начало новому этапу стабильного, комплексного развития образования на всех уровнях.



Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Читайте также

«одесгорэлектротранс» подал в суд на гаи
13.12 в 16:49:18|Общество
0 0

Измаильский синдром-кризис власти
15.06 в 10:27:16|Общество
0 0

Состоится ii всеукраинский семинар «органы самоорганизации населения и органы местного самоуправления»
26.03 в 12:01:09|Общество
0 0

Нашлась мать ребенка, который умер от голода в одессе
22.12 в 12:33:07|Общество
0 0

Рынки — «на помывке»
03.08 в 10:43:59|Общество
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью