Из-за децентрализации советы Одесской области увеличили свои доходы в 1,5-2 раза, - глава одесского Офиса реформ

16.11.2015 в 18:34:08|Политика
1 0
Из-за децентрализации советы Одесской области увеличили свои доходы в 1,5-2 раза, - глава одесского Офиса реформ

Административно-территориальная реформа в Одесской области вышла на новый этап реализации. После выборов восемь громад, которые объединились согласно утружденному КабМином перспективному плану, получили своих глав, а, значит, в ближайшее время мы сможем увидеть на их примере работу реформы. О том, что их ждет и как жить тем, кто не успел завершить процесс объединения, рассказала Репортеру глава Офиса реформ в Одесской области Юлия Молодожен.

Пока принимались перспективные планы в областных центрах, много рассуждали о децентрализации. Сейчас почти не говорят: ни СМИ, ни чиновники, ни власти. Что же происходит с реформой?

Перспективный план Одесской области (для части территории) принят и утвержден Кабинетом министров. То есть определенный этап Одесская область прошла, и громады, имеющие желание объединиться, уже видят определенную конфигурацию. Кроме того, затишье, о котором вы говорите, было связано с выборами в местные советы: всем нужно было выбрать новую власть, в том числе, власть в новых, уже объединенных громадах. Может, вы слышали, что в нашей области уж есть 8 громад, которые на выборы пошли в объединенном составе. Так что основное затишье было связано с избирательным процессом. 

Сегодня процесс объединения громад активизируется хотя бы потому, что нас ждет принятие изменений в Конституцию. Согласно им, главы местных советов, которые пошли на выборы прежним составом, будут выбраны всего на два года. В течение двух лет каждый сельский, поселковый и городской совет должен будет объединиться в громаду, поскольку это будет предусмотрено новым территориальным устройством.

С Нового года, скорее всего, начнется очередная волна активности, связанная с доработкой перспективного плана. Необходимо покрыть сеткой моделей объединенных громад всю область и четко обосновать, как экономически выгодно громадам объединяться, а не по принципу «объединиться с тем, кого люблю и кто богаче».

Есть ли какие-то оформленные бюджеты для уже объединенных громад?

Дело в том, что, по закону, даже если громада объединилась, она должна выполнить бюджет до конца года в том объеме, в котором он был принят в начале года, получая дополнительные средства из бюджетов района или области. Принятие бюджетов местных советов на  2016 год произойдет согласно действующему законодательству.

Децентрализация коснулась не только объединения громад, но и системы финансов, и по итогам 9 месяцев практически во всех сельских, поселковых и городских советах произошел рост собственных доходов  в 1,5-2 раза. Это произошло из-за того, что в местные  бюджеты поступает часть акциза на розничную торговлю алкоголем, сигаретами и бензином на заправках. На тех территориях, где есть магазины и заправки, они существенно наполняют местный бюджет. Раньше же эти отчисления забирал государственный бюджет.

Многие территории, которые не объединились в громады, спрашивают, зачем им объединяться: ведь у них есть рост бюджета, они самодостаточны. Но если мы проанализируем расходы бюджета, то окажется, что самодостаточными являются не громады, а именно орган власти, который, зарабатывая деньги за счет налогов местных жителей, тратит их только на свое содержание, только на зарплаты чиновников. У них нет денег на инфраструктуру, на ремонт и освещение дорог. Естественно, любой орган власти, понимая, что заплату ему будут платить в любом случае, будет стараться настраивать людей против реформы.

В объединенных громадах деньги появятся за счет сокращение аппарата власти?

Не только. С Нового года объединенная громада получает все преференции, которые прописаны в Бюджетном кодексе. Она будет иметь возможность значительную часть налогов оставлять в своей громаде, получит часть средств после сокращения аппарата присоединенных  сельских и поселковых  советов, а также  ряд субвенций из государственного бюджета, как гарантию государственной поддержки: инфраструктурную субвенцию, за счет которой можно будет  отремонтировать ряд административных помещений для функционирования громады; на ремонт дорог, которые связывают центр громады с селами. Коме того, громада может рассчитывать на то, что, имея на руках какой-то проект (например по организации сбора мусора, внедрения энергосберегающих технологий, обустройства территории), она может подать его в Государственный фонд регионального развития и получить деньги на реализацию этого проекта. Но основной посыл реформы, это заставить громады зарабатывать деньги самим, а не ходить с протянутой рукой к государству.

Сейчас международными организациями выделяется довольно много денег на гранты по развитию отдельных громад и отдельных проектов в громадах. Могут ли они самостоятельно подаваться на реализацию таких грантов? Или это все опять будет проходить через отдельные от них структуры?

Все зависит от фонда, который выделяет деньги. Сегодня основная проблема в том, что местные власти не имеют специалистов, которые могут правильно написать грант. Вы же понимаете, что каждый фонд выставляет свои требования к заявкам, к контролю за расходами и так далее. Если мы берем небольшие села, где люди и не знают такого слова «грант», то, естественно, когда приходит информация о гранте, многие не понимают, что вообще надо делать. Но если громада будет обращаться к специалисту определенного уровня, то, конечно, деньги будут получать именно громады без посредников. Кроме того, громады должны понимать, что контроль за использованием грантовых средств очень жесткий – поэтому выполнить работу некачественно или попытаться присвоить эти деньги не получится.

Одесский Офис реформ получил сейчас грант на развитие трех громад области. Расскажите о нем.

Этот грант Офис реформ получил совместно с  Одесским региональным отделением Ассоциации городов Украины, подав заявку на конкурс проектов Фонда Европы. Предполагалось выбрать пилотные громады (по их согласию) и в следующем году на их примере показать, как можно решать вопросы процедуры объединения, как работать с местными жителями и властью, разъясняя им цели объединения и конечные результаты.  Мы уже видим ситуации, когда власть хочет одно, люди хотят другое, а диалога между ними не существует. Мы возьмем модельные громады, расположенные на юге и севере Одесской области, и громаду, находящуюся около Одессы, для того, чтобы рассмотреть разные варианты. 

То есть грантовые деньги буду выделяться скорее на коммуникацию между членами громад?

Да. Эти деньги выделяются на разъяснительную работу, на проведение тренингов, участие в сходах граждан с целью того, чтобы рассказывать людям, что им даст реформа и как получить результат.

А есть ли гранты, которые выделяют средства на улучшение инфраструктуры, например? 

Такие гранты, естественно, есть. Вопрос в том, где их искать. Мы рассчитываем на то, что принятие изменений в Конституцию покажет Европе, что мы готовы к системным изменениям. Исходя из этого, я думаю, будут выделяться деньги международных фондов на помощь отдельным громадам в обустройстве инфраструктуры, в том числе. Мы знаем, что дороги сейчас отсутствуют практически везде, так что основные гранты будут выделяться на их ремонт. Но при том надо четко понимать, что это будет очень строго контролироваться. То есть не просто взяли деньги, закатали в асфальт. Независимые эксперты, которые буду проводить контроль, очень четко смогут сказать, качественно ли сделана эта дорога. Сегодня из проектов донорской помощи активно работает проект ДЕСПРО, Фонд Восточная Европа, ООН

Как прошли выборы в этих восьми громадах?

Из восьми глав сельских и городских советов, которые были определены центрами громад, шесть остались на своих местах (Балтский, Беляевской, Великомихайловский, Красносельский, Маразлиевский, Червоноармийский). То есть люди в очередной раз отдали им свой голос для того, чтобы они продолжили начатые процессы. Не выиграли выборы действующие председатели в Тузловской громаде и в Розквитовской. Сложнее всего будет тем, кто пришел в первый раз на эти должности. У нас в одной из громад выиграл выборы представитель сферы образования. Для него это абсолютное новое и совершенно динамичное состояние. Те, кто проработал определенный срок на должности  председателя сельского или поселкового совета, знают базовые основы работы, а новому человеку будет очень сложно, потому что ему надо будет вникать сразу во все и не упускать те возможности, которые будут открываться. При этом очень важную роль будет играть не только поддержка аппарата совета, но и самих избирателей. 

Будете ли вы ему помогать? Вы, как Офис реформ. Или ему помогать будет одесская областная или районные администрации? 

В первую очередь, ему должны будут помогать жители, которые его выбрали. Второй момент - его команда, которую он хочет видеть около себя. Хорошо, если это будут опытные люди, которые уже работали в органах местного самоуправления. И, конечно, мы, как Офис реформ, все нюансы, которые касаются консультаций или разъяснений, готовы реализовывать. Мы заинтересованы в том, чтобы у громад получилось. Сегодня мы ведем на своей страничке рубрику «Ответы на вопросы» и постоянно консультируем по телефону по оперативным  ситуациям. 

Дальше коммуникация громад будет выстаиваться только с Киевом?

Пока только по бюджетным вопросам. Но, поскольку они находятся на территории района, на территории области и еще не вся система власти  реорганизовалась, то, естественно, еще остаются организационные отношения и с районами, и с областью. 

Вы часто ездите по области. Люди готовы к переменам? Или им все равно?

В разных районах по-разному. Мы больше общаемся с органами власти, и пока не можем дойти до каждого населенного пункта и каждого жителя, потому что это физически нереально. А настроения людей чаще всего зависит от позиции головы. Если он готов к изменениям, тогда он во время общения с гражданами рассказывает, что эти изменения приведут к лучшему. И люди ему верят. Если же голова категорически против, то и настрой громады будет соответствующим.

Плюс есть некоторые политические нюансы, связанные с амбициями политических партий, которые пытались заручиться поддержкой избирателей на выборах и рассказывали «страшилки», обещая «отстаивать интересы громад». Они ведут свою информационную  политику для того, чтобы людей дезинформировать и дестабилизировать ситуацию.

Ну, вот например. Бабушка, которая живет в селе и ничего не понимает в многочисленных реформах, периодически обращается в органы местной власти за справкой или оформлением субсидий. И тут ей говорят: «Марья Ивановна, скоро не будет власти в твоем селе». Конечно, у нее начинается паника, потому что ей, в ее возрасте, абсолютно не хочется решать вопросы с  другими  органами власти, которые будет находиться в другом месте. Бабушке же никто не говорит, что вместо пяти человек, которые работали  в сельском совете, будет работать один - староста. И он будет выполнять ряд новых функций, некоторые из которых позволят все вопросы решать на месте. А деньги, которые останутся  после сокращения аппарата, будут выделены на освещение улицы, где живет бабушка Мария Ивнована. Поэтому все зависит от того, как преподнесут информацию.

Конечно, те, кто не хочет терять свою должность, рассказывают «страшилки» для того, чтобы увеличить количество сторонников своей позиции. А люди верят тем, кого они видят каждый день и кто ассоциируется у них с местной властью и местным лидером. А не заезжим девушкам из «Офиса реформ», которые им рассказывают, как будет здорово жить, если они ликвидируют своего сельского голову.

Поэтому, чтобы понимать реальную ситуацию мы приглашаем всех на свою страничку на сайте Одесской областной государственной администрации, где вы сможете получить ответы на все интересующие вас вопросы. 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью