Профессор Александров о журналистике по правилам и без

03.04.2012 в 23:15:11|Общество
1 9
Профессор Александров о журналистике по правилам и без

«По городу висит огромное количество бигбордов. Но никто не знает, как люди это воспринимают, да и не хочет знать». «Сейчас механизмы влияния отработаны настолько, что западные СМИ фактически превратились в средство социального управления. Но это вопрос не только технологии, но и ответственности журналистов».

Современный мир слишком сложен, чтобы человек мог судить о жизни на основании только своего опыта. Нам нужна информация. И те, кто ее дает, очень сильно влияют на наши мнения и оценки. Это школа, книги, кино и, конечно же, СМИ. Пока простому украинцу немного пользы от таких понятий, как «свобода слова» и «качественная журналистика». Но именно они могут настроить общество на нужный лад и изменить нашу жизнь к лучшему. Конечно, только в том случае, если писать тексты будут сознательные и ответственные люди. О том, как их воспитать, лучше всех знает Александр Александров — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики филологического факультета ОНУ им. И. Мечникова.

- Александр Васильевич, как Вы оцениваете профессиональный уровень одесской журналистики в целом?

- Я думаю, что в Одессе хорошая журналистика. У нас работали известные журналисты и сложились прочные традиции. Однако нельзя не учитывать тот информационный всплеск, который произошел за последние 15 лет. Вы знаете, что в Одесской области зарегистрировано 747 печатных изданий, 114 телерадиокомпаний. Нигде, ни в одном другом регионе Украины нет такого количества СМИ. И, конечно, проблема кадров стала очень остро.

Радует, что в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. Происходит это благодаря тому, что в Университете работает кафедра журналистики. Мне неоднократно приходилось слышать и от руководителей редакций, и от председателя Национального союза журналистов в Одесской области Юрия Работина о том, что среди подготовленных нами специалистов есть очень хорошие кадры. Пусть у них еще мало опыта, но они подготовлены к работе и знают, что можно делать, а чего нельзя.

- К сожалению, такое знание есть не у всех наших коллег. И все же, СМИ оказывают серьезное влияние на общественное мнение и социальные процессы. Что это за влияние?

- Вопрос очень неоднозначный. У нас сложилась очень мощная традиция, согласно которой журналист должен быть идеологом, пропагандистом. Людей учили писать тексты, иногда толком не зная, как на эти тексты реагирует читатель.

Об этом, кстати, очень хорошо написал Остап Вишня в одном из своих ранних фейлетонов. Там рассказывается о том, что село массово выписывает газеты, но не из любви к чтению, а для того, чтобы делать из них самокрутки. И вот, сегодня мы часто наблюдаем то же самое. По городу висит огромное количество бигбордов. Но никто не знает, как люди это воспринимают, да и не хочет знать.

С другой стороны, американцы еще с 20-х годов ХХ века начали изучать, как же воздействует текст на читателя и насколько эффективны способы этого воздействия. Вы знаете, что Франклин Рузвельт пришел к власти потому, что построил агитацию не на толстых газетах, а на авторадио. Таким образом с программой Рузвельта ознакомились миллионы американцев, и он выиграл выборы.

Сейчас механизмы влияния отработаны настолько, что западные СМИ фактически превратились в средство социального управления. Но это вопрос не только технологии, но и ответственности журналистов.

Конечно, между потребителем и производителем информации должна быть двусторонняя связь. И в нашем громадном регионе с таким количеством СМИ нужна хотя бы небольшая лаборатория, которая изучала бы, как журналистика влияет на население и насколько она учитывает его потребности.

- Социальная важность работы журналиста и огромная ответственность его перед обществом — вещи общепризнанные. Но большинство современных СМИ работают по принципу «увидел — передал». Неужели для этого нужна серьезная подготовка?

- Приведу простой пример: в 2001-2002 годах некоторые американские медиа-корпорации перестали финансировать школы журналистики из-за того, что они сократили до минимума теоретическую подготовку. И стало понятно, что это ПТУ, где учат снимать, фотографировать, писать. То есть быть репортером. А нужны обозреватели, нужны аналитики — широко образованные люди, которые имеют панорамное мышление.

Теперь вернемся к нашим реалиям. Не бывает так, что кто-то пришел с улицы и сразу стал хорошим журналистом. Те люди, которые получили образование историка, юриста или филолога прошли долгий путь и много трудились, прежде чем стать профессионалами. И многим из них приходится обращаться к литературе и самостоятельно изучать то, что мы даем на кафедре журналистики.

- Но университет дает в основном теоретическую подготовку, а журналистика — это, прежде всего, ремесло, практика…

- В советское время были длительные затяжные практики в редакциях. Там людей учили и платили им за работу. Сейчас этого нет ни у нас, ни на Западе. Поэтому практическую подготовку должен дать университет.

В 2004 году я был в Институте повышения квалификации журналистов в Швеции. Там никаких практик в редакциях нет. 3,5 года студенты получают теоретическую и практическую подготовка в университете. И только на 4-м курсе последние полгода человек идет на стажировку в СМИ, где он планирует работать после выпуска. Там его учат и платят половину будущего оклада. Это и есть непосредственная практика на месте работы.

Такая система подготовки эффективна в том случае, если университет имеет необходимую техническую базу. В шведском институте обучается 300 студентов, — чуть больше, чем у нас на кафедре. Но у них стоит частокол камер, есть две самые современные телевизионные студии, две радиостудии. Установлены монтажные столы для подготовки универсальных журналистов — компьютеры, программное обеспечение которых позволяет сделать телепрограмму, радиопрограмму, Интернет-издание и газету, не покидая рабочего места.

К сожалению, у нас пока нет таких возможностей. Но мы перешли на новые учебные планы, которые действуют уже второй год. Их особенность в том, что до 40 % часов отводится на практическую подготовку. И, конечно, большое внимание уделяется работе в редакциях.

- То есть одесские СМИ принимают активное участие в подготовке «нового поколения»?

- Да, у нас есть налаженный контакт с рядом редакций, которые позволяют студентам получить столь важный опыт работы. Между тем, некоторые СМИ используют детей как «дармовой ресурс». У нас были случаи, когда люди приходили после практики, которая пришлась на выборы, и говорили: я больше не хочу быть журналистом. Их так «хорошо» простажировали за эти шесть недель, что отбили желание работать.

- Изменился ли перечень предметов, которым обучают будущих журналистов?

- Конечно, мы добавляем новые курсы, которые учитывают специфику профессии. На кафедре журналистики ОНУ им. И. Мечникова студентам преподают не только социологию, но и социологию массовой коммуникации, а также социальную информацию; не только экономику, но и экономику СМИ. Наряду с политологией изучаются политические системы мира, в отдельный курс выведено изучение прав человека. Будущим журналистам эти предметы необходимы.

Конечно, четырех лет для этого недостаточно. Это должно быть пятилетнее образование. Кроме того, вовсе не обязательно давать журналистам историю, философию, родной язык, иностранный язык и многое другое, что изучалось в школе. В той же Швеции общая подготовка остается в гимназии, а вуз дает именно специализацию.

- Кстати, о специализации. Очень большая часть СМИ — издания узкой направленности, которые обслуживают, скажем, ветеринаров, аудиторов или специалистов по сплавам. Им тоже нужна качественная информация, но может ли дать ее журналист, получивший свое, «родное» образование?

- Это действительно очень важный вопрос. Не так давно наша кафедра обратилась к ректору Игорю Ковалю с предложением лицензировать новую специальность — медиа-коммуникации. Это двухгодичная магистратура для тех, кто имеет степень бакалавра по любой специальности — экономиста, медика, агронома. Благодаря ней они смогут получить еще и подготовку журналиста и в дальнейшем работать в специализированных изданиях.

- Недавно ректор ОНУ Игорь Коваль объявил о том, что с 1 сентября 2012 года кафедра журналистики будет разбита на три подразделения, а в 2013 на их базе будет сформирован факультет. То есть журналистика станет в один ряд с фундаментальными науками — биологией, химией, философией. Многим это кажется удивительным.

- Посмотрите, что произошло в последние годы. Решением Кабинета Министров журналистику, издательское дело и редактирование, рекламу и связи с общественностью вывели из филологии в отдельное образовательное направление «журналистика и информация». Отдельная отрасль знаний предполагает отдельный факультет.

Кроме того, Высшая аттестационная комиссия Украины, которая утверждала степени кандидатов и докторов наук, вывела специальность «журналистика» из филологических наук, а именно из литературоведения, где она находилась. И создала новое, 27-е научное направление, — «социальные коммуникации». В нее включено семь дисциплин, в том числе журналистика, реклама и PR, издательское дело и редактирование.

Дело еще и в том, что наша специальность требует отдельного подхода. Нужно обеспечить материально-техническую базу, договориться с базами практики, держать на контроле ситуацию в СМИ, утверждать места в аспирантуру. Для этого нужен декан. Если же оставить журналистику в системе филологического факультета, эти вопросы не могут быть решены в полной мере. Как бы ни старалось его руководство. Потому что у деканата своих проблем достаточно — распределить часы и ставки, наладить научную работу, участие в конференциях, выпуск изданий, организация практик. Это достаточно хлопотное задание.

- А есть ли социальный запрос на открытие факультета журналистики именно в Одессе?

- Безусловно. Из года в год специальность «журналистика» оказывается одной из самых популярных в ОНУ им. И. И. Мечникова. Конкурс достигает 7 человек на место. Издателей, редакторов, пиарщиков и рекламистов в городе не готовит больше никто. А потом, я повторюсь, Одесская область занимает первое место в стране по количеству СМИ, а Одесса — важнейший образовательный центр не только региона, но и всего Юга Украины.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью