Эксперт: Закон о добровольном объединении громад рассчитан на тех, кто хочет что-то менять

25.05 в 19:26:38|Политика
1 0
Эксперт: Закон о добровольном объединении громад рассчитан на тех, кто хочет что-то менять

В конце рабочей недели, 29 мая, на сессии Одесского областного совета будет рассмотрен так называемый «Перспективный план добровольного объединения громад». То есть тот документ, который должен стать основой для реализации реформы децентрализации власти в регионе. Как его составляли и почему некоторые граждане сопротивляются внедрению Закона Репортеру рассказала директор «Офиса реформ» Юлия Молодожен.

- Юлия, на чем основывается Перспективный план, по которому будет реализована децентрализация власти в Украине?

- На сегодняшний день законодательная база по децентрализации власти в Украине находится в процессе формирования, но ключевыми документами, на которых сейчас сосредоточено пристальное внимание в регионах, являются: Концепции «О реформировании системы территориальной организации власти и местного самоуправления», Закон «О добровольном объединении территориальных громад» и Методики формирования самодостаточных громад. Эти документы также учитывают последние изменения в Бюджетном Кодексе Украины, в котором выписаны новые подходы формирования доходов бюджетов объединенных территориальных громад. Закон «О добровольном объединении громад» прописывает непосредственно механизм объединения, а Методика – определяет подходы и критерии формирования самодостаточных громад. Сегодня в регионах на повестке дня стоит вопрос разработки Перспективного плана – документа, который определяет видение государства, каким образом должна быть реформирована система территориальной власти в контексте реализации принципов Европейской Хартии местного самоуправления. Ключевой вопрос состоит в том, что громады, которые хотят объединяться, могут рассчитывать на все преференции от государства только в том случае, если объединение будет соответствовать Перспективному плану. И вокруг этого ломается много копий, потому что не все согласны с тем, как формируется этот план.

- А что собой представляет Перспективный план? Это рекомендация государства, как должны формироваться громады?

- Перспективный план это документ, который состоит из двух составляющих: графической части и текстовой. Постановлением Кабинета Министров Украины полномочия по разработке Перспективного плана возложены на областные государственные администрации. Сегодня, например, территория Одесской области представлена 26 районами, 6 городами областного значения и одним областным центром. В рамках существующих районов и будет рассмотрена возможность создания самодостаточных громад, границы территорий которых  будут отображены на картографических материалах.

В некоторых случаях, где исторически так сложилось, что село одного района находится недалеко около села другого района, которое станет центром новой громады, эта ситуация прорисовывается в Перспективном плане, но законодательно будет решаться позже, поскольку требует отдельной процедуры. Вторая часть Перспективного плана - это паспорта тех громад, которые будут создаваться. В них указывается информация про численность жителей объединенной громады, бюджетную и инфраструктурную обеспеченность. То есть речь идет о том, что если район имеет много крупных сел с большой численностью населения (это в основном Юг области и пригород Одессы), то в таком районе могут создаваться две-три громады. И необходимо  будет определить, какое же из этих крупных сел станет центром громады, вокруг которого объединятся другие села. На Севере области у нас все по-другому: здесь села по 100-200 человек. Естественно, тут, даже если мы объединим десять сел с численностью по 100 человек, мы не получим громаду, которая сможет выполнять функции города областного значения. Поэтому на Севере характерна такая тенденция, где в рамках одного района на базе его районного центра создается одна громада – как, например, в Савранском, Кодымском районах. Тут все села объединяются вокруг их районного центра.

- Все же, в Законе говорится о добровольном объединении, а, на деле, получается, что областные администрации составляют Перспективный план. Именно государство предлагает границы громады, а громада уже решает, принимать их или нет. Правильно я понимаю?

- Добровольность заключается в том, что жители населенных пунктов могут в рамках Закона начинать процесс обсуждения по вопросу, кто с кем будет объединяться. Но может возникнуть такая ситуация, что захотят объединиться три сильных села и скажут, что бедные им в громаде не нужны. Поэтому сегодня государство рассматривает эти предложения и говорит, что если вы трое сильных объединитесь, куда же мы денем слабые? Если слабые объединятся, они не смогут создать свою громаду и по численности, и по ресурсам. Задача государства  состоит в том, чтобы в любом населенном пункте страны каждый житель мог получать услуги одинакового качества. А люди живут и в богатых, и в бедных селах, и надо сегодня подходить к объединению таким образом, чтобы учитывать в первую очередь интересы людей. Одесская областная администрации, например, проводила консультации с представителями районов и городов области, изучая их предложения. Все предложения рассматривались, проверялись на соответствие утвержденных критериев и, в результате, был сформирован проект Перспективного плана объединенных громад Одесской области, который сегодня вынесен на всеобщее обсуждение. Естественно, в некоторых районах существует сопротивление исходя из того, что есть позиция власти сформировать громады не так, как кому-то хочется, а так, чтобы они были способны выполнять делегированные функции и управлять теми ресурсами, которое им даст государство.

- А есть ли те, кто наотрез отказывается объединяться?

- Да, в областной государственной администрации есть уже ряд писем от сельских и поселковых советов, которые не хотят объединяться.

- А как выходить из этой ситуации?

- Если какие-то громады не захотят объединяться по Перспективному плану – никто их насильно заставлять не будет. Они будут функционировать за счет собираемых налогов, которые у них останутся, и получать финансовые ресурсы на содержание школ и садиков через район. Кроме того, они лишаются дополнительных финансовых ресурсов, которые предлагает государство, и возможностей ими распоряжаться. Сегодня в Бюджетном Кодексе четко прописано, что выйти на прямые отношения с государственным бюджетом смогут по типу города областного значения только те громады, которые объединились по Перспективному плану. Закон о добровольном объединении рассчитан на тех, кто хочет менять жизнь в своем селе, кто не хочет – тех Закон не касается. 

- То есть получается так: если не согласен, есть не будешь?

- Нет, не так, дело в том, что государство должно понимать, что та громада, которая объединяется по своему варианту, будет самодостаточной в новых условиях бюджетного законодательства, а не на сегодняшний день. Если сельские головы  говорят, что их бюджеты самодостаточны, то, пожалуйста, докажите, что это так.   

- А в чем тогда смысл такой децентрализации?

- Есть несколько факторов. Первый - это соблюдение норм того документа, который Украина утвердила в 1997 году, так называемая «Европейская хартия местного самоуправления». Ее основной принцип – местное самоуправление должно распространяться на всю территорию, которая подпадает под его юрисдикцию. У нас, например, полномочия местного самоуправления в сфере земельных ресурсов,  ограничиваются территорией населенных пунктов. Землей за границами сел, распоряжаются районные или областные власти. Для того, чтобы отдать управление землей громадам, нужно расширить территории, на которых будет распространяться их юрисдикция, и дать ей возможность распоряжаться всеми ресурсами той территории, которую она получит.

Следующий момент это приближение услуг, которые доступны людям только в районных центрах. То есть, если на территории одного района мы сможем создать три самодостаточные громады, то людям не придется ездить в районные центры: они смогут получать услуги гораздо ближе к дому - в центре каждой из трех громад.

И последний момент: обеспечение финансовой самостоятельности громады. Сегодня в Украине 12 тысяч бюджетов органов местного самоуправления, из которых большая часть не может заработать денег даже на собственное содержание и просит денег у государства. Поэтому одной из задач децентрализации  является передача громадам части ресурсов и полномочий с государственного уровня на местный и заинтересовать их зарабатывать деньги, а не просить.

- А если какой-то громаде не будет хватать собственных денег?

- В таком случае бюджетное законодательство предусматривает перераспределение финансов, так называемая «дотация горизонтального выравнивания». То есть государство хочет, чтобы на каждой территории Украины предоставлялись абсолютно одинакового качества услуги: в сфере здравоохранения, в сфере социального обеспечения, в сфере образования и т.д.. Поэтому при формировании Перспективного плана объединения будет просчитываться самодостаточность громад, и если у кого-то из них не будет хватать денег для того, чтобы обеспечивать социальные нормативы, утверждение государством, то эти деньги будет им давать государство, перераспределяя часть доходов сильных громад.

- А какая это часть?

- Сегодня этот вопрос обсуждается на государственном уровне на заседаниях экспертных групп, которые вносят изменения в Бюджетный кодекс, но конкретный процент еще не обозначен. Нет общей картины, скольким громадам нужно будет помогать. Но все должно быть так просчитано, чтобы на все необходимые нужды у каждой громады хватало средств.

- А что будет с областными центрами? Будут ли меняться границы районов в городах-миллионниках?

- Процесс урбанизации, то есть расширение границ городов, происходит очень активно и поэтому большим городам для развития нужно больше территорий. Конечно сегодня рассматриваются варианты присоединения к Одессе ряда сел, которые по большому счету пользуются инфраструктурой города, там ходит городской общественный транспорт, проложены городские коммуникации, люди ездят на работу в Одессу. Эти села, по большому счету, уже являются частью города. В перспективе, в рамках утвержденного плана, будут подниматься дальнейшие вопросы: изменение границ  города и его районов, пересмотра генеральных планов и так далее. 

- В СМИ появились публикации о том, что некоторые одесские чиновники хотят сделать громады под себя? Возможна ли такая спекуляция и, если да, то как можно ее предотвратить?

- В данной ситуации я не могу комментировать все публикации, которые появляются сегодня в контексте дескридитации реформы местного самоуправления. Но отмечу, что в новых громадах не будут назначаемых чиновников. Председателей советов громад будут выбирать жители сел, которые образуют новые громады. Также в селах, где раньше были сельские советы, будут избираться старосты. Поэтому только от людей будет зависеть, кого они хотят видеть в качестве лидера объединенной громады.  А если какой-то чиновник из Одессы захочет возглавить объединенную громаду, он должен будет пойти туда на выборы и люди будут решать, голосовать за него или нет.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Сергей Кивалов: «Мы будем и впредь отстаивать интересы наших избирателей»

На прошедшей парламентской неделе были приняты неоднозначные законы - и хорошие, и не очень для жителей Украины в целом и для одесситов, в частности.

21.09 в 08:05:00|Общество
1 0
Все интервью