Фонд школы = фонд директора: Все ли должны платить за среднее образование?

11.02.2013 в 16:12:56|Общество
1 11
Фонд школы = фонд директора: Все ли должны платить за среднее образование?

Среднее образование в Украине фактически уже давно перестало быть бесплатным. В Одессе нет школы, в которой бы родители не делали «добровольные» взносы в фонд класса, в фонд школы или в какой-нибудь другой «благотворительный» фонд. Суммы, которые приходится сдавать, отличаются разительно: кто-то платит 30 гривень в месяц, а кто-то 400.

Конечно, нашему государству сегодня не до школ. Денег на ремонт, компьютеры и учебники не хватает. Поэтому родители и становятся невольными спонсорами учебных заведений. Но где грань между добровольным взносом и взяткой? Как бороться с вымогательством? Можно ли не платить за школу, если сумма очень большая? На эти вопросы нам ответил заслуженный работник образования Украины  Сергей Васильевич Козицкий, который работал начальником  управления образования Одесской областной администрации и  дважды начальником управления при Одесском городском совете.

 

«Денег школам не хватает, но это далеко не те суммы, которые собирают с родителей»

- Сергей Васильевич, что бы вы посоветовали родителям, которым на собраниях учителя или директор говорят «не можете платить, идите в другую школу»? Идти в другую школу?

- Ни в коем случае. Деньгами, которые сдают родители на школу, должен распоряжаться родительский комитет, а не директор школы. Родительский комитет должен решать вопрос, сколько по минимуму надо денег, чтобы содержать школу.

Вопрос о поборах в школах возник в  районе 90-х годов, когда школам государство не выделяло достаточно денег. И сейчас точно такая же ситуация. Денег школам не хватает. Но это далеко не те суммы, которые собирают с родителей. Это однозначно.

Я считаю, что взносы родителей должны быть чисто добровольными. У нас есть родители, которые зарабатывают по полторы тысячи гривень на семью, а есть родители, которые зарабатывают по полторы тысячи на каждого члена семьи в день. Поэтому, кто может платить, пусть платит, а кто не может – действительно не должен платить.

- В нашем городе, к сожалению, есть несколько скандальных школ, на которые уже не первый год жалуются родители. Им приходится платить достаточно большие суммы, к тому же, они сталкиваются с давлением со стороны администрации. Недавно к нам в редакцию обратились родители 7-й гимназии. Скажите, если к чиновникам поступают подобные жалобы, как они рассматриваются и рассматриваются ли?

- Разговоры о 7 гимназии, директор которой Светлана Васильевна Мельник, идут, начиная с 1993 года. С этого времени жалобы от родителей не прекращались. Тех, кто не хочет платить, вынуждают уходить из школы. Родители жаловались неоднократно, комиссии в школе работали неоднократно, замечания выносили тоже неоднократно. Но директор гимназии, Светлана Васильевна, всегда имела высоких покровителей. В 2004-2005 годах она была депутатом городского совета и прикрывалась своим депутатским мандатом. Я считаю, что такой человек не должен быть директором школы.

в тему: Хочешь оценку - заплати: В одесской гимназии №7 занижают баллы детям из небогатых семей

- Скажите, правда ли это, что за лицей или гимназию родители должны платить больше денег, чем за простую школу?

- Почему-то руководители лицеев и гимназий считают, что у них учатся дети богатых родителей, поэтому с них можно брать высокую плату за обучение. Но лицеи и гимназии созданы не для детей богатых родителей, а для одаренных детей. К сожалению, сегодня далеко не все одаренные дети могут учиться в подобных заведениях.

При этом лицеи и гимназии могут собирать деньги только за счет того, что они предоставляют дополнительные услуги, например курсы. Это могут быть курсы черчения или более углубленного изучения иностранного языка. Действительно, такие курсы должны оплачиваться, но брать деньги за занятия по основной школьной программе никто не может. При этом гимназиям и лицеям точно так же не выделяют достаточно денег. Не хватает средств, например, на охрану. Когда на охрану собирают деньги, это правильно. Школа не должна быть проходным двором. Но сколько должна стоить эта охрана? Это другой вопрос. Сначала, когда охрану вводят, устанавливают турникеты, печатают карточки, то это стоит дороже. Но на следующий год цену за охрану должны уменьшить. Или, например, каждый год собирают на информационные технологии, на компьютерный класс. Но, скажите, как можно собирать на модернизацию компьютерного класса, если его только что поставили? Пусть им сначала пользуются, а уже потом должна идти модернизация. В общем, злоупотребления есть.

- Возможно, государство должно как-то вмешаться, например, контролировать, сколько денег должны платить родители?

- Это добровольные взносы родителей. И сюда государство не может вмешаться. Я как-то пытался выяснить этот вопрос по одной из школ. Там была очень большая сумма потрачена на вставку окон. Когда подняли документы, выяснилось, что значительная часть окон была проплачена  дважды. Я хотел снять этого директора, но мне не дали этого сделать.

 

«Родители, не молчите и не будьте равнодушными!»

- Если чиновники не могут ничего сделать с такими директорами, что же остается родителям? Что им делать?

- Не молчать и не быть равнодушным. Пишите письма. Сначала мэру Костусеву. Если получите отписку и ничего не изменится, пишите Министру образования. Если снова та же отписка, тогда пишите Президенту. И когда письмо с копиями писем к мэру и Министру образования и их ответами  дойдет до Президента, он вынужден будет принять какие-то меры. И поверьте, если это будет так, то уже через месяц как в вашей школе, так и в других школах города будет наведен порядок.   

- Сегодня одним из способов давления на родителей становятся, как ни странно, родительские комитеты. Почему это происходит?

- Потому что в родительский комитет пытаются ввести богатых родителей, для которых сто долларов – это не деньги, которые считают, что «если я могу платить, то все могут платить». Поэтому в родительский комитет надо включать людей разного ранга и статуса. Если есть один бизнесмен, должен быть один дворник, если есть один директор частного предприятия, то должен быть и простой охранник, простой рабочий. В родительском комитете должны быть представлены интересы всех детей, которые учатся в классе. Но, как правило, в состав комитета входят неработающие жены, которых обеспечивают мужья. Что им те 400 гривень, если они на базаре за один раз тысячу гривень тратят? Поэтому родительский комитет и не работает так, как должен работать. А вот он как раз и должен выяснять, в какой семье какая ситуация, кто может платить, а кто – не может.

в тему: Родителям на заметку: Названы лучшие и худшие школы Одессы ИНФОГРАФИКА

 

«Одни из самых страшных злоупотреблений происходят в период набора в первые классы»

- Вы говорили о том, что государство все же выделяет какие-то деньги школам. Какие именно расходы покрываются за счет этих средств?

- Государство выделяет деньги на заработную плату учителям, частично оплачивает приобретение учебников, частично – отопление, частично – охрану. А вот ту часть, которую не оплатили, школы должны собирать. Но эти сборы, к сожалению, зашкаливают. И одни из самых страшных злоупотреблений происходят в период набора в первые классы.

- Да, родители первоклассников жалуются, что взносы за первый год обучения очень большие…

- Тут дело не только в этом. Речь идет о взятках, которые родители готовы заплатить, только бы «засунуть» своего ребенка в престижную школу. Поэтому все младшие школы должны быть одинаковые. К счастью, такая норма уже введена в Закон «Об образовании». Раньше были специализированные школы, где изучали иностранный язык с первого класса, туда все пытались «определить» своих детей, и там злоупотреблений было очень много. Родители хотят, чтобы ребенок с первого класса учился в элитной школе, учил английский язык. А теперь все начальные школы с первого класса изучают иностранный.

Проблема, с которой я боролся и которую мне не удалось решить, касалась того, чтобы в гимназиях не было начальной школы. Представители гимназий говорили: «Нам нужна начальная школа, нам надо воспитывать способных детей, которые пойдут к нам в пятый класс». Нет, все должно быть не так. После окончания начальной школы дети сдают тесты, и по их результатам принимают в гимназию. То есть, гимназия должна начинаться с пятого класса. И туда должны принимать одаренных детей, а не тех, чьи родители больше заплатили.

«Директора должны назначать по рекомендации педагогического коллектива и родительского комитета»

- Как вы считаете, необходимо ли внести какие-то изменения в систему подбора директоров школ?

- Да, кадры – это самая большая проблема. У нас потеряна система подготовки руководящих кадров в школе. Омоложение почти не осуществляется. Я пытался создать резерв и попросил каждого директора назвать людей, которые бы могли войти в этот резерв. Но больше половины списка было составлено так, чтобы поменять нынешнего директора было невозможно. Конечно, каждый директор пытается себя защитить. И поэтому директора находятся на своей должности слишком долго.

Я могу рассказать, как этот вопрос решают в США. Там в каждой школе директор может работать максимум два срока по пять лет. Дальше, если совет школы рекомендует его, то он может продолжать работать директором, но в другой школе. Так что директор работает, зная, что через пять лет будет переаттестация, что его могут и не выбрать снова. Выбирает директора родительский комитет, на таком собрании присутствует родитель каждого пятого ученика. И они тайным голосованием решают вопрос, утвердить его или нет на следующий период. Было бы неплохо, если бы и у нас приняли такую же систему. Для ректоров же приняли. Ректор не может оставаться на своей должности больше двух сроков. И это правильно. Надо воспитывать гражданское общество, чтобы директора назначали по рекомендации педагогического коллектива и родительского комитета.

в тему: Одесситы массово жалуются на коррупцию в школах

- Все же стоит отметить, что сегодня директора школ часто становятся заложниками ситуации. Государство денег не дает, а школе, к примеру, срочно требуется ремонт. К кому же директору тогда обращаться, если не к родителям?

- Я ни в коем случае не хочу сказать, что все директора школ одинаковые. Среди них есть много порядочных, честных людей, преданных своему делу. Но, как говорят, в семье не без урода. Есть паршивая овца, которая портит все стадо. От таких руководителей надо избавляться. Но, к сожалению, часто так бывает, что эти руководители, которые собирают большие деньги с родителей, часто защищены этими же большими деньгами.

Думаю, работа школ должна быть более открытой. Например, в экономическом лицее при входе висит рейтинг всех учащихся. И школьники борются за место в этом рейтинге, чтобы например, с 23 места передвинуться на 17-ое. Аналогично поступают и в Мариинской гимназии.

Также должен быть рейтинг учебных заведений. Я его когда-то ввел. Критерии – участие в республиканских и областных олимпиадах, публикации детей и учителей. На основе этого рейтинга десять лучших работников  школ получали надбавку к зарплате. Так что должно быть больше прозрачности, тогда и проблем будет меньше.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью