Сертификация и декларирование на пути к европейским стандартам

17.02 в 10:53:12|Экономика
1 0
Сертификация и декларирование на пути к европейским стандартам

Сегодня в обществе ведутся многочисленные дискуссии о геополитическом векторе Украины, часто и много звучат слова о «слишком высоких стандартах, которые экономика не потянет», или же о «непозволительно низких, которые тормозят развитие». Но то ли мы понимаем под термином «стандарт»? И на каком уровне находится отечественная стандартизация? Эти вопросы Репортер задал Юрию Паленному, директору научно-практического испытательного центра ОНПУ, человеку, который много лет проработал в сфере стандартизации и сертификации.

- Юрий Григорьевич,  чем отличаются действующие в Украине стандарты от стандартов советского периода?

- В советское время в нашей стране стандарты были обязательного применения: в документе указывалось, что невыполнение требований стандарта карается законом. В то же время в большинстве стран такие документы были документами добровольного применения. Сейчас мы тоже переходим на такую систему, когда стандарты применяются добровольно.

- То есть фактически они являются рекомендациями для производителя, правильно я понимаю?

- Я бы не называл такие документы рекомендациями, поскольку рекомендация — это когда производитель может применять документ полностью или частично, или может допускать модификацию документа. В нашем случае производитель может не использовать стандарт, но если он в каких-либо документах укажет, что его продукция соответствует тому или иному стандарту, в этом случае стандарт становится обязательным к применению.

- Сейчас много говорят, что наши стандарты не соответствуют европейским, и поэтому нам нельзя интегрироваться в ЕС — экономика не выдержит. Насколько требования к нашей продукции отличаются от западных?

- Фраза, что наши стандарты не такие, как там, — устаревает. Действительно, мы пользовались стандартами советского времени. Да и сейчас многими из них продолжаем пользоваться. Они отличаются по своей структуре, по своей логике от соответствующих европейских и международных документов. Но сегодня активно идет процесс перехода на европейские стандарты. Мы берем международный документ и переводим его, а потом принимаем.

- То есть в государственных органах берут европейские стандарты, переводят на украинский язык и утверждают?

- Да. Сейчас мы просто переводим европейские стандарты. Конечно, в переводных стандартах не все стопроцентно будет соответствовать европейским, небольшие отклонения есть. Это связано с некоторыми объективными причинами, например, в Европе в бытовых сетях используют 240 В, а у нас — 220 В.

- Получается, разговоры о том, что наши стандарты не соответствуют стандартам ЕС, являются манипуляцией?

- Отчасти да. Другое дело, что мы пока приняли слишком мало европейских стандартов. Почему процесс затягивается? Потому, что перевод и внедрение стандартов выполняется у нас в основном за счет бюджетного финансирования. В процессе практически не участвуют производители, хотя они и должны быть самыми заинтересованными в этом. Финансирование разработки и внедрения специальных стандартов в европейских странах ложится, как правило, на производителей.

- А если говорить о другом векторе интеграции, то что происходит со стандартами в странах, входящих в Таможенный союз? Внедряют ли они европейские требования к продукции?

- Безусловно, они тоже подтягиваются к европейским стандартам и точно так же, как и в Украине, их переводят и используют как базу своих стандартов. Однако в странах Таможенного союза для технического регулирования используют много стандартов базирующихся на старых советских стандартах. А они слабее.

- Является ли сертификат соответствия документом, гарантирующим качество товара?

- Наличие сертификата соответствия, выданного в Национальной системе сертификации УкрСЕПРО, говорит, прежде всего, не о качестве продукции, а о том, что безопасность товара проверена. Безопасность продукции — ее свойство сохранять безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан при использовании приобретенной продукции или при ее хранении в течение срока службы или годности.

Что же касается качества товаров, со всем разнообразием потребительских свойств, каждый покупатель вправе решать для себя, за что он готов платить и сколько, а за что — нет. Покупатель сам выбирает, что ему ближе: слова Ротшильда «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи», или Остапа Бендера «Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно». Или же он выбирает золотую середину.

Но даже наличие сертификата соответствия не дает полной гарантии того, что продукция безопасна и отвечает всем нормам. Дело в том, что гарантировать что-либо может только изготовитель, а не документ, выданный третьей стороной — органом по сертификации. Согласно Декрету Кабинета Министров «О стандартизации и сертификации», «орган по сертификации продукции при проведении обязательной сертификации несет ответственность за необоснованную и неправомерную выдачу сертификата соответствия». Обращаю внимание: не за безопасность товара, а за неправомерную выдачу сертификата.

Оно и логично. Орган по сертификации (ОС) не может гарантировать соответствие товара каким-либо требованиям, поскольку он этот товар не производит. ОС совместно с испытательной лабораторией всего лишь проверил образец продукции, проверил условия производства. Все заключения о соответствии касаются конкретного испытанного образца. Каждый протокол испытаний, как правило, содержит фразу о том, что результаты испытаний относятся только к тем изделиям, которые его прошли.

В системе УкрСЕПРО разработан ряд приемов, направленных на то, чтобы распространить результаты испытаний на всю партию или на всю серийно выпускаемую продукцию. Однако последнее слово всегда остается за изготовителем. Только он может гарантировать, что серийный образец соответствует проверенному.

Эта задача решается при переходе технического регулирования: от системы обязательной сертификации продукции к системе, построенной на базе Технических регламентов. В этом случае изготовитель оформляет Декларацию соответствия, чем гарантирует выполнение требований этих регламентов и берет на себя всю ответственность за то, что он указал в Декларации.

Получается что-то схожее со стандартами. Если мы где-либо заявляем о соответствии продукции стандарту (например, указываем индекс стандарта на маркировке товара), то стандарт для нас переходит из статуса добровольного в статус обязательного.

Но для Технических регламентов имеется существенное отличие. Регламенты получают силу закона и обязательны для выполнения в любом случае. Производитель обязан задекларировать, что его продукция соответствует Техническим регламентам и маркировать продукцию знаком соответствия.

Декларация содержит такую запись: «Декларацию составлено под полную ответственность изготовителя / уполномоченного изготовителем лица / поставщика». Исходя из вышесказанного, получается, что при декларировании вся полнота ответственности за несоответствующую (небезопасную) продукцию ложится на изготовителя или поставщика, и отказаться от этой ответственности он не может.

- Получается, что сейчас процедура декларирования сводится к тому, что поставщик всего лишь должен оформить на одном листе бумаги декларацию? Не приведет ли это к тому, что мы получим отписки вместо Деклараций?

- Оформление Декларации — это далеко не вся работа, которую должен выполнить производитель или поставщик. Такой документ — это лишь вершина айсберга, венец всей кропотливой работы по оценке соответствия. В сравнении с процедурой обязательной сертификации, при декларировании у поставщика больше работы и больше ответственности. Все записи, сделанные в Декларации, должны быть обоснованными и базироваться на документально оформленных данных.

- Если основная роль в оценке соответствия отводится поставщику, то не означает ли это, что будет утеряна роль государственного контроля над декларированием продукции? Кто должен контролировать правильность составления документов?

- Действительно, есть опасение, что поставщики будут оформлять Декларации без проведения каких-либо серьезных работ по подтверждению соответствия, поскольку они оформляют документ под свою полную ответственность. Но Кабинет Министров Украины утвердил перечень органов государственного рыночного надзора и сферы их ответственности: Госархстройинспекция, Госатомрегулирование, Госветфитослужба, Госгорпромнадзор, Гослекслужба, Госпотребинспекция, Пробирная служба и Укрморречинспекция. Большая часть продукции, попадающей под действие Технических регламентов, подконтрольна Госгорпромнадзору и Госпотребинспекции. Именно по их запросам поставщик должен предоставлять технический файл.

На сегодняшний день, к сожалению, ситуация складывается таким образом, что из-за отсутствия подзаконных актов, регламентирующих работу указанных выше органов рыночного надзора, такая работа в сфере технического регулирования, если и проводится, то недостаточно активно. Кроме того, органы рыночного надзора ранее не выполняли такие функции и, соответственно, не имеют достаточного опыта. Но первые шаги уже сделаны, и следует ожидать активизации их работ в этом направлении.

- Не окажется ли такая система оценки соответствия слишком сложной для наших изготовителей?

- Действительно, нужно отметить, что система УкрСЕПРО была и остается, с одной стороны, чрезмерно зарегламентированной, а с другой, — более прозрачной, по сравнению с декларированием. При выполнении работ по сертификации возможность выбора у поставщика была, но минимальная. В любом случае поставщик со своим товаром шел в орган по сертификации, где и получал дальнейшие указания: по каким стандартам и в какой лаборатории нужно провести испытание продукции. После испытаний и проверки документации нужно было устранить выявленные несоответствия и получить сертификат. Все.

Новая система технического регулирования дает большую свободу поставщику, но и возлагает на него большую ответственность. Сделать ошибку стало гораздо проще, поскольку приходится решать задачи с несколькими неизвестными. И все это на фоне отсутствия опыта по декларированию у наших изготовителей. Даже в благополучной Европе у изготовителей возникали те же проблемы.

- Как же решаются эти задачи там?

- В Европе при переходе на систему технического регулирования на базе ТР предприятия и поставщики принимали активное участие в семинарах, конференциях, в различных обучающих программах, где их готовили ко внедрению новых правил. Один из экспертов Германии рассказывал, что переходный период у них составил не менее пяти лет. Все это время до изготовителей пытались донести суть методов технического регулирования и важность того, что все правила системы следует выполнять беспрекословно.

В результате у европейских поставщиков сформировались два основных способа решения задачи оценки соответствия. Первый способ — передать все в руки профессионалов. Обратиться в орган оценки соответствия, оплатить их услуги, получить точный план подготовки документации и продукции, провести испытания в лаборатории, получить сертификат и на основании этих документов оформить Декларацию.

Второй способ — разобраться в вопросе и обращаться в орган по сертификации только в тех случаях, когда без них выполнить работу нельзя или экономически невыгодно. Ведь есть много случаев, когда поставщик может самостоятельно оценить соответствие своей продукции требованиям ТР, и к услугам органа по сертификации обращаться нет смысла. Достаточно провести испытания по отдельным параметрам, для оценки которых требуется специальное оборудование, и самостоятельно подготовить все документы.

Сейчас в Научно-практическом центре Одесского национального политехнического университета планируются обучающие семинары для подготовки поставщиков товаров на рынок Украины. Целью подготовки будет минимизация их затрат на проведение работ по оценке соответствия и декларирование. И мы приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные организации, которые в это сложное время позволяют себе еще что-то изготавливать, а также тех, кто импортирует товары в Украину и кто занимается экспортом товаров в ЕС и страны Таможенного союза.

- К каким товарам предъявляются наиболее жесткие требования обеспечения безопасности?

- Бытовые приборы. К ним предъявляются очень жесткие стандарты, которые сложно проверить и выполнить. Потому что эта продукция попадает в руки неопытному человеку. За токарным станком работает токарь, который получил соответствующее образование. За его спиной целая служба охраны труда на предприятии. Токарь проходит регулярные обучения и инструктажи. А вы покупаете кофемолку, и все что касается безопасности ее использования изложено в руководстве по эксплуатации. Ни какого надзора и никаких инструктажей и обучающих курсов. Более того, ни кто не даст гарантию того, что вы не попытаетесь использовать ее не по назначении. А все это может стать причиной опасности.

- В нашей стране все держится на традиции коррупции. Сертификация — сфера, связанная с разрешительными документами. Насколько она завязана на взятках?

- У меня нет никаких сведений о коррупции в этой области. Могу сказать только то, что при переходе к техническому регулированию на базе Технических регламентов роль органов по сертификации и испытательных лабораторий уменьшается. Теперь изготовитель обязан обращаться в органы, наделенные государством определенными полномочиями, только в том случае, если речь идет о продукции повышенной опасности, например сосуды, работающие под давлением, подъемные сооружения, детские игрушки. По экспертным оценкам, 90 % изготавливаемой техники может идти без разрешения органов, уполномоченных государством.

Вот в этом отличие. В прошлой системе обязательной сертификации свидетельство выдавали организации, уполномоченные государством, а сейчас производитель сам на себя берет ответственность за происшествия.

Но снова хочу предостеречь «горячие головы», которые готовы подписать любую бумажку, лишь бы отстали. Декларирование – процедура далеко не безответственная. За подписью под Декларацией стоит большая работа и большая ответственность. 


Читайте также

Европейский политолог: Таможенный союз ничего не достигнет без Украины
Европейский политолог: Таможенный союз ничего не достигнет без Украины

Вопрос евроинтеграции и сотрудничества с Таможенным союзом с каждым годом становится все более острым для Украины.

14.10 в 20:20:57|Политика
0 0
Дмитрий Полунин о трамвайных пожарах, убыточных троллейбусах и новогодних сюрпризах
Дмитрий Полунин о трамвайных пожарах, убыточных троллейбусах и новогодних сюрпризах

К концу подходит 2013 год. Как прошел он для электротранспорта, чего стоит ждать, на что надеяться и чего опасаться? За ответами мы обратились к самому главному по троллейбусам и трамваям в городе – директору КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрию Полунину.

10.12 в 13:20:00|Общество
0 0
Патологоанатом: «Работа в морге началась с прогулки по мясному ряду Привоза»
Патологоанатом: «Работа в морге началась с прогулки по мясному ряду Привоза»

Что такое «тень Ленина», как принято называть покойников, за каким «реквизитом» приходят гадалки, чего боятся и никогда не делают сотрудники морга.

15.01 в 10:19:44|Общество
0 0
«АвтоДвиж» про ответ Ван Дамму, стереотипы и новые законы
«АвтоДвиж» про ответ Ван Дамму, стереотипы и новые законы

Что такое «АвтоДвиж», почему трюк одессита оказался сложнее, чем у Ван Дамма, об отношениях с ГАИ и многом другом представители движения Николай Рудой и Вадим Блехман рассказали Репортеру.

28.01 в 11:52:06|Спорт
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Сергей Кивалов: "Я буду и дальше отстаивать интересы граждан, которые проживают в Одессе"

Самые острые проблемы в экономической, социальной и политической сферах жизни нашей страны и региона в студии "Репортер" комментирует народный депутат Украины Сергей Кивалов.

02.10 в 13:27:00|Политика
1 0
Все интервью