Александр Левицкий: «Архитектура Одессы» станет проектом с мировым именем

22.10 в 20:20:23|Архитектура
1 0
Александр Левицкий: «Архитектура Одессы» станет проектом с мировым именем

Проект Александра Левицкого и Дмитрия Шаматажи «Архитектура Одессы» стал известен широкой общественности где-то год назад. Сперва это была группа во «Вконтакте», затем – сайт. Но его руководители не останавливаются на достигнутом, ставя перед собой амбициозные цели. Во-первых, проект становится высокотехнологичным.

- Как работает ваш проект? Какой мы увидим «Архитектуру Одессы» в перспективе?

- У нас своя стратегия. Во-первых, мы хотим как можно быстрее сфотографировать интересующие нас здания, то есть накопить материал. Затем выложим все это в открытый доступ, создав на нашем сайте страничку для каждого дома. Ну и на этом работа не заканчивается. Нужно опубликовать подробный материал по каждому адресу, расширить статьи.

В нашем каталоге будет около полутора тысяч адресов. Это не только памятники архитектуры, но и некоторые из зданий, которые хоть и не вошли в охранный список, но являются для нас интересными.

Сейчас у нас накопилось уже полмиллиона фотографий. Это снимки зданий с разных ракурсов, фото интерьеров и отдельных элементов декора. Уже существующие папки постоянно пополняются. Например, дом на Гоголя, 21 я снимал полгода назад. А вот недавно фотографировал Дом ученых, открыл окно и взял еще два новых ракурса. И если мы попадем в другое здание по соседству, то с удовольствием сделаем еще пару ракурсов. Так статья будет наполняться.

- Эту работу выполняете только вы с Дмитрием?

- Работы слишком много для нас двоих. Наш проект некоммерческий, поэтому нет возможности нанимать персонал. А масштабы работ огромные. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству волонтеров. Большую часть работ по съемке делаем мы с Димой, а вот ребята помогают с обработкой и архивированием фотографий, публикацией материалов. Сегодня у нас 26, если я не ошибаюсь, волонтеров. Помощь проекту требует у них в среднем где-то час в день. Мы сами вкладываем в «Архитектуру Одессы» очень много сил. Часто снимаем на выходных, а работу, которая служит источником дохода, приходится выполнять по ночам. Я еще раз повторю, что проект «Архитектура Одессы» - чисто социальный.

- Сколько времени обычно занимает съемка одного здания?

- Ситуации бывают очень разные. Например, молокозавод Чичкина на Троицкой мы фотографировали два года, хотя там всего-навсего 21 снимок. Но есть и объекты, которые мы полностью фотографировали за сутки. Причем иногда это происходило и с очень сложными домами с большим разнообразием деталей. Так что продолжительность съемки зависит не только от объема работ, но и от настроения – мы ведь работаем на энтузиазме, для нас это хобби.

- Александр, говорить о сохранении архитектурного наследия это хорошо и правильно. Но по факту у нас только в историческом центре почти 2,5 млн кв. м недвижимости, на капремонт которой требуется фантастическая сумма. Каким образом ваш проект может способствовать решению этой проблемы?

- Когда все этапы нашего проекта будут закончены и на сайте будут выложены полные подборки фотографий по каждому объекту, хотелось бы создать некий фонд. Деньги будут выделяться на то или иное здание на конкурсной основе.

Уже сейчас мы ведем статистику, чтобы понять, какими домами люди больше интересуются в Интернете. Если мы устраиваем выставки, то наблюдаем, какие объекты привлекают большее внимание. Правда, пока я не очень себе представляю, как мотивировать людей жертвовать на реставрацию памятников архитектуры. У каждого ведь есть свой дом, где течет крыша или падает карниз. Зачем ему еще какие-то памятники? Может, стоит привлекать зарубежных туристов? Организовать единый фонд – элементарно, а вот как сделать, чтобы эта идея жила – вопрос открытый.

Вместе с тем, «Архитектура Одессы» приносит практическую отдачу уже сейчас. Наши фотографии уже использовались при ремонте фасадов. Например, какой-то элемент обрушился и восстановить его оказалось возможным только по нашим снимкам.

- Вы с Дмитрием делаете фотофиксации пять лет. За это время столь многое успело исчезнуть?

- Действительно, изменения в городе происходят очень быстро. Бывает, мы приходим на объект, а его уже толком и нет. Например, в Канатном переулке, на углу Малой Арнаутской. Полтора года назад мы снимали дом изнутри – там оказались шикарные интерьеры, великолепная ковка. А теперь строители напрочь все убрали, остались только стены.

- Это похоже на то, как после войны здания восстанавливали по старым зарисовкам. Неизвестно, когда в Одессе появится возможность масштабной реставрации исторического центра, но накопленная вами база данных может в принципе повлиять на вкусы тех же архитекторов, которые сегодня застраивают центр новыми зданиями.

- Мы бы хотели, чтобы это случилось, но… Современные застройки как-то не очень ассоциируются с городом. Удачными я могу назвать только два-три новых здания.

- Обязательно ли они должны быть похожи на старые образцы?

- Если говорить о новом строительстве, то идеален вариант конструктивистских вариаций или сдержанного хай-тека. Такие здания не противоречат красоте исторической застройки и даже подчеркивают ее. Если же говорить о современном стилизаторстве, то оно отвратительно и выглядит как издевательство над наследием прошлого.

Но все же, мне по душе другой путь: если здание сносится, то его нужно воссоздать один в один.

- Вы имеете в виду только фасад или все здание?

- Мне кажется, что именно все здание, потому что внутри тоже есть немало ценного. Зачастую интерьеры даже красивее, чем фасад. Внутренние детали и планировки достойны уважения.

- Начиная с 60-х годов многие архитекторы и инженеры говорят о том, что дореволюционный жилфонд морально устарел. Плохие планировки, недостаточная вентиляция и освещение, тесные дворы. Как вы считаете, можно ли жить в старом доме со старой «начинкой»?

- Конечно, можно. Я сам живу в таком доме. Кстати, проект «Архитектура Одессы» родился после того, как меня чуть не убил рухнувший карниз. У Димы тоже есть своя история.

Действительно, среди части одесситов бытует мнение, что историческая застройка морально устарела и не подходит для жизни. Мне кажется, эта идея навязана теми, кто занимается недвижимостью. Они смотрят город, как на количество квадратных метров определенной стоимости. К сожалению, это нормально для текущих тенденций строительного рынка. Но духовности здесь нет – только материальная привязанность.

Альтернативой перестройке центра является реставрация. Я не думаю, что в наших условиях она может быть масштабной. Наверное, останутся лишь отдельные памятники, а так называемая фоновая историческая застройка будет заменена новой. Это, конечно, обосновано экономически, но совсем ненормально для людей. Ненормально для истории, для архитектуры, для мировой практики сохранения наследия. Как видите, тут слишком много ненормальности.

Архитектура Одессы – это очень богатое наследие, настоящий музей под открытым небом. Все это строилось для будущих поколений. Теперь наша задача – сохранить это наследие и передать его потомкам.

- Помимо сайта «Архитектура Одессы» у вас есть еще несколько проектов. Расскажите о них.

- Мы уже приступили к выпуску QR-афишек, которые будут расклеиваться при входе в театры, музеи, храмы и другие общественные здания. С их помощью посетители смогут войти на наш сайт и глубже ознакомиться с историей здания.

Также мы работаем над моделью дополненной реальности. Специальный сервис, установленный на мобильный телефон, позволяет увидеть здание с различных ракурсов, ознакомиться с его интерьерами, погулять по двору. Для этого достаточно навести камеру телефона на здание или его изображение.

Очень важный проект реализуется совместно с ОГАСА. Мы делаем 3D-карту Одессы, то есть, воспроизводим дома в объеме. Она полностью составляется по нашим текстурам. Сегодня это очень актуально, поскольку многие люди знакомятся с городом именно в виртуальной реальности – те же туристы, например. Города в объеме есть на Google Maps, но до Одессы этот сервис пока не дошел. Поэтому мы хотим показать каждый одесский домик в объеме, причем не банальной 3D-моделью, а наложенными текстурами. Благодаря приложению люди не только получат возможность путешествовать по городу виртуально, но и смогуь лучше почувствовать ценность старой архитектурой по сравнению с новостроями.

Последний момент очень важен. Реконструкция все равно будет происходить. И лучше, если у одесситов будет сформирован запрос на красивое. Чтобы новые здания были по-настоящему интересными, а не просто «коробками» в «модерновом» стиле.

- Разработка высокотехнологичных приложений наверняка требует серьезных расходов, а проект, как вы сказали, социальный.

- Технологию дополненной реальности удалось внедрить благодаря тому, что мы выиграли грант одесского Hub. Также у нас есть спонсоры. Уже долгое время «Архитектурой Одессы» опекается семья врачей Голобородько. Они, например, помогли с организацией выставки в Горьковской библиотеке. Также есть ряд компаний, которые абсолютно безвозмездно нам помогают.

- Есть ли проекты, подобные вашим, в других городах мира?

- Есть, но они находятся в зачаточном состоянии. Я хорошо знаю похожие проекты в Будапеште и Бухаресте – сам общался с разработчиками. Суть в том, что кто-то фотографирует дом на мыльницу и выкладывает это на сайт. Это отличная идея в познавательном плане, нечто вроде городской Википедии, но снимки публикуются без постобработки, без глубокого анализа, с какого ракурса снимать.

У нас же все серьезней, как по масштабу работ на объекте, так и чисто технически. Уже на месте мы прикидываем, как будет происходить цветокоррекция, как будет правиться перспектива. Сегодня у нас уже сложился свой метод, как лучше снимать архитектурное наследие – все-таки полмиллиона снимков за плечами. И коллеги из Будапешта и Бухареста уже готовы следовать в нашем направлении.

Я думаю, что «Архитектура Одессы» - это проект мирового уровня, который обязательно дойдет до других городов и других стран, потому что будет являться примером того, как лучше сохранить историю в виде фотографий.

Любимые дома «Архитектуры Одессы»:

Пушкинская, 37 – дом Асвадурова


Нежинская, 66 – дом Коссаговской


Маразлиевская, 14а – дом Менделевича

Маяковского, 9 – дом Совторгфлота


Коблевская, 2 – дом Свинцинского

Любимые архитекторы:

Моисей Линецкий

«Его наследие невероятно самобытно, разнообразно и огромно. Все его постройки очень благородны и привлекательны. Один из не многих, сумевших создавать по настоящему Харизматичные здания.

Викентий Прохаска

«Его постройки - изысканные и оригинальные островки настоящей Европы. Сам архитектор - один из лучших модернистов, его здания имеют свое узнаваемое лицо и неповторимость среди массы домов своего времени.

Лучшее из несохранившихся зданий 

Мещанская церковь на Старопортофранковской

В свое время это была одна их красивейших церквей в городе. Радует то, что подготовка к ее воссозданию идет полным ходом. А вообще есть еще масса обидных утрат - универмаг Петракокино и дом Бродского на Греческой, Гостиница Спартак, оригинальный дом Маюрова, Новый костел на Балковской и ряд других церквей, снесенных в советское время, Дом Вассала на Маразлиевской, 40 и прочие.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Сергей Кивалов: «Мы будем и впредь отстаивать интересы наших избирателей»

На прошедшей парламентской неделе были приняты неоднозначные законы - и хорошие, и не очень для жителей Украины в целом и для одесситов, в частности.

21.09 в 08:05:00|Общество
1 0
Все интервью