Николай рубля: проблемы и перспективы одесского жкх

15.10.2005 в 12:56:22|
0 0
Николай рубля: проблемы и перспективы одесского жкх

В условиях осени и постепенного, но верного приближения зимы традиционным поводом для беспокойства одесситов становится состояние коммунального хозяйства. Уже стало холодать, скоро польют дожди, а там и морозы не за горами. Горожанам хочется, чтобы дома было тепло и не протекала крыша, хочется, чтобы за оплаченные коммунальные услуги действительно всё-всё починили… Кроме того, хочется не трястись по ухабам на центральных улицах города – и чтобы во дворе было чисто.

«Репортёр»: – Николай Васильевич, главное из того, что волнует сегодня одесситов, – это готовность города к холодам. Чего людям следует ожидать этой зимой?

Николай Рубля: – Что касается отопления – город к зиме готов. Основное беспокойство вызывает состояние жилого фонда. Около тысячи городских кровель сегодня требуют ремонта. Это приблизительно 15-20 процентов от общего количества. Кроме того, во многих домах зимой промерзают стыки панелей, осенью – протекают, бывает – вода течёт прямо по стенам.

Мы поднимали этот вопрос – и город пошёл нам навстречу, дав разрешение на получение банковского кредита в размере 30 миллионов гривен. В ближайшее время планируем отремонтировать не менее 250 кровель.

Можно было бы сделать больше, но, к сожалению, из-за бюрократических проволочек по оформлению кредита мы потеряли немало времени. Соответствующее решение совета было в июле, а только 2 октября мы получили первый транш – 450 тысяч гривен. Необходимо было собрать много справок, кроме того – что-то отдавать в залог, а закладывать нечего, всё уже было заложено прежней властью – даже помещение, в котором находится наше управление. Сегодня мы не имеем права даже сделать здесь ремонт. Судебный процесс по этому поводу уже идёт.

Но несомненно, что мы многое сделаем к зиме, люди это почувствуют – и по состоянию дорог, и по жилому фонду. Кредитная линия открыта, деньги пошли. Хотя отмечу, что уже и немало сделано. Не дожидаясь поступления средств, мы пригласили подрядные организации – с тем, чтобы они до оплаты, без аванса, провели работы, фактически «под честное слово». Таким порядком уже освоено около 10 миллионов гривен. Теперь будем принимать работу, рассчитываться.

«Р»: – Насколько активно одесситы оплачивают коммунальные услуги?

Н. Р.: – Население, в основном, оплачивает предоставляемые услуги, и уровень действительно высок – до 90-95 процентов. Такого в последние годы не наблюдалось. Но, к сожалению, это не избавляет нас от проблем. Тарифы на коммунальные услуги таковы, что средства горожан покрывают расходы коммунального хозяйства лишь наполовину.

Кроме того, недавно в Украине был поднят прожиточный минимум. Это «ударило» по бюджету любой организации, и нашей тоже. Ведь наш доход, поступления – это оплата населением коммунальных услуг. Эти средства идут и на содержание аппарата, и на зарплату тем же дворникам, сантехникам. Город также даёт определённые дотации на текущий ремонт. Но всё равно наши ДЕЗы, особенно в районах низкой этажности (где по 2-5 этажей, наподобие центра города) имеют дефицит средств. Например, в ДЕЗ «Жовтневом» дефицит составляет 200 тысяч гривен: тарифы теоретически обеспечивают 1,3 миллиона, а на заплаты, оплату энергоресурсов и прочее необходимо полтора миллиона. ДЕЗ «Пересыпский»: территория большая, а жилого фонда немного – дефицит около трёхсот тысяч. То есть, речь уже и не идёт о том, чтобы поменять трубу, купить новую метлу или спецовку.

Однако выход есть. Недавно было принято постановление Кабмина о новой методике составления тарифов на обслуживание жилого фонда – очень нужное и правильное. В этой методике учитывается и площадь, отведённая под каждый конкретный дом, и уборочная площадь и всё остальное. Исходя из этого, рассчитывается и заплата работников ДЕЗов или ЖЭКов, и текущий ремонт, и даже поверка водомеров. Утверждён уже и типовой договор на предоставление услуг. Не такой, как прежний, который был явно кабальным для жильцов и выгодным для эксплуатационных организаций. Новый договор будет заключаться с каждым клиентом (лицевым счётом).

Мы уже провели совещание в горисполкоме, первый вице-мэр Анатолий Ворохаев дал соответствующие поручения, работаем в этом направлении. Да, жильцы будут платить больше, но только за то, что они получают – и с учётом качества услуг. Я имею в виду и тепло нужной температуры, и воду в необходимом объёме.

«Р»: – В принципе, это нормальная практика для цивилизованной страны. Но горожане, думается, пока скептически относятся к перспективе перехода на такие «рельсы»…

Н. Р.: – Конечно, сегодня существует недоверие людей к власти. Признаю – вполне оправданное. Но я думаю, что новая система расчётов и предоставления услуг себя покажет и отношение улучшится. Кстати, учитывая вышесказанное, люди должны охотнее пойти и на создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В Одессе создано уже 140 ОСМД (всего у нас 6700 домов). Я вижу спасение сферы ЖКХ только в этом, потому что власть сегодня не в состоянии проводить капитальный ремонт домов и поддерживать их жилое состояние. Поэтому, когда тарифы возрастут, люди будут заинтересованы в том, чтобы платить, например, только за свою крышу, за свою отопительную систему и т.п. Потому что сейчас средства населения идут на зарплаты, на оплату энергоресурсов. А на ремонт, хотя человек и заплатил всё, что положено, – денег не остаётся.

Проблема создания ОСМД в следующем. Люди, естественно, хотят и имеют право получить дом в совместное владение в нормальном состоянии. И по закону власть обязана перед такой передачей провести капитальный ремонт. В созданных ста сорока ОСМД мы такой ремонт не провели, то есть – не выполнили своих обязательств. Поэтому недоверие к власти закономерно.

Но из взятого кредита в 30 миллионов мы выделим средства и на то, чтобы провести капремонт в 15 домах и передать их жильцам. Далее люди будут самостоятельно следить за состоянием своего жилья. И так постепенно будем проводить эту работу: отремонтировали ещё несколько десятков домов – и передали людям. И тогда те самые ЖЭКи, «гнусные и нерадивые», как говорят, исчезнут сами. Они превратятся в чисто сервисные структуры.

Этот путь, по-моему, – единственно возможный в жилищно-коммунальной сфере. Помимо этого, в городе идёт работа по созданию СОН – органов самоорганизации населения. Я встречался с их представителями, они просили дать им право участвовать в процессе приёмки работ по ремонту и прочему, визировать наши акты. Мы на это согласились. Ведь ремонтной организации нужно отремонтировать, спихнуть, так сказать, и всё. А жильцы принимают для себя, чтобы там жить.

«Р»: – Вы упомянули о дорогах. Спору нет, активность в ремонте городских дорог заметна. Какова ситуация в дорожно-эксплуатационном хозяйстве?

Н. Р.: – Сегодня мы пытаемся его реанимировать. В последние годы эта сфера постепенно приходила в упадок. Были когда-то ДЭУ (дорожно-эксплуатационные участки), но к нынешнему моменту они все стали частными предприятиями. Эти организации ищут свой заработок, их существование зависит от этого. Что-то, конечно, делается, на магистралях кто-то что-то моет, убирает. Но на второстепенных дорогах, в межквартальных проездах – уборки не проводятся, ремонт не делается, всё это в ужасном состоянии.

Теперь мы вновь восстанавливаем дорожно-эксплуатационные участки, переводим их обратно из ООО в структуру коммунального хозяйства. Ведь только так мы сможем «подпитывать» их финансами, техникой и пр. Но пытаемся что-то сделать и сегодняшними силами. В микрорайонах «Школьный», «Вузовский», например, мы сделали и дороги, и проезды. Нет времени ждать.

«Р»: – А в городе станет чище?

Н. Р.: – Уборка городских территорий – очень острая проблема. Категория «дворник» вымирает – профессия непрестижная и малооплачиваемая. Коллектив – в основном, пожилые люди, многие из которых работают очень давно. Немало дворников ведут образ жизни… не совсем трезвый. Но и в такой ситуации мы вынуждены брать всех, кто идёт работать. Дворников в городе – 50 процентов от необходимого числа. Многие убирают по несколько участков. При этом норма на человека – 4 тысячи квадратных метров в день.

«Р»: – А если больше платить?..

Н. Р.: – Ситуация с зарплатами в ближайшее время не улучшится, мы не имеем возможности её повысить при сегодняшних тарифах на оплату коммунальных услуг. Поэтому мы идём по пути создания механизированных бригад: машина, человек, пылесос ручного типа. Несколько таких уже работают, сейчас ищем средства для организации необходимого числа таких бригад. Этот вопрос решён. Так мы «закроем» дефицит дворников: три человека с пылесосами уберут столько, сколько 15 – 20 дворников.

У нас есть две больших машины-пылесоса: будем их запускать на большие, магистральные улицы. Кроме того, будем приобретать специальные роторные машины для очистки от снега бордюров на проезжей части. Несколько машин есть, но они, как говорится, уже «на последнем издыхании». Кроме того, будут поливо-моечные машины, но это уже вопрос перспективы.

«Р»: – Николай Васильевич, и такой вопрос: как работается в условиях прошедшей в городе административной реформы и реформы ЖКХ?

Н. Р.: – Такая реформа привела к неразберихе. А уменьшение числа районов – вообще преступление. Говорили – мы приблизимся к людям. Наоборот, отдалились. Добираться до чиновников стало намного дальше и сложнее. А ведь к чиновникам идут, в основном, люди пожилые, без автомобилей.

Упразднили ЖЭО, создали ДЕЗы, но при этом не сделали их правопреемниками. Все долги – и то, что население должно ЖЭО, и то, что ЖЭО должно за энергоносители, – «повисли». Потом спохватились, создали ликвидационную комиссию, она и сейчас работает. Потом к шестнадцати ДЕЗам создали 16 префектур. Эти структуры дублируют друг друга, курируют одни и те же вопросы, но по сути – ничем не занимаются. В четыре раза увеличился административный аппарат. А всё это ложится «на плечи» плательщиков.

Понятно, нужно было отрапортовать Президенту, что проект «пошёл», во всей сфере ЖКХ – рыночные отношения, частник пришёл. Для этого вызывали начальников ЖЭКов и говорили: «завтра ты должен перерегистрировать свою организацию в частное предприятие».

А частные предприятия на самом деле должны приходить со своей базой, своей техникой, вложить что-то, инвестировать. А ЖЭКи с одной метлой – как «посылали» народ, так и продолжают это делать, будучи частниками.

Хотя есть и нормальные частные структуры. Некоторые неплохо работают и сейчас. Но мы сегодня предложили вернуться к прежней схеме – работать в коммунальной системе. 90 процентов бывших ЖЭКов уже перешли на эту основу.

Кроме того, говоря о состоянии улиц и вообще окружающей среды, – власть не даёт ДЕЗам расслабляться. Во главе с первым вице-мэром Анатолием Ворохаевым мы постоянно на автобусах объезжаем территории ДЕЗов, следим за их состоянием. В случае обнаружения недостатков – тут же на месте даются поручения исправить ситуацию руководителям соответствующих служб. Это дает положительный эффект.

Беседовал Сергей Ляликов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью