Игорь Коваль: Украине нужна конституционная реформа

01.03.2010 в 16:32:29|Политика
0 0
Игорь Коваль: Украине нужна конституционная реформа

Выборы президента прошли, в стране начинается передел власти. Чего нам, рядовым гражданам, ожидать от политической ситуации? Об этом - в беседе «Репортера» с политологом, директором института социальных наук Одесского национального университета имени Ильи Мечникова Игорем Ковалем..

«Репортер»: Первый вопрос - о парламентской коалиции… Насколько быстро она будет создана? Вероятность ее работоспособности в нынешних условиях?

Игорь Коваль: Специфика нынешней политической ситуации в Украине состоит в том, что крайне сложно давать четкие прогнозы. Почему? Значительная часть того, что происходит - происходит в византийском стиле: под столом, под ковром, за кулисами. Без очевидных правил. Конечно, такого рода тайная дипломатия характерна для любой политической системы и для всех современных государств. Вопрос только в том, какая часть этих переговоров находится за кулисами. К сожалению, у нас получается, что абсолютно большая часть, я бы сказал - где-то 90-95%. Поэтому мы можем говорить только о возможных вариантах сценариев, не имея полной информации о том, как идут переговоры, что победители предлагают оппозиции.

Я думаю, что все-таки первым делом Виктор Янукович попробует произвести переформатирование коалиции внутри парламента с тем, чтобы не выходить на новые парламентские выборы. Практически абсолютному большинству участников процесса в Верховной раде, - может быть, за исключением БЮТа, - а вне рамок парламента, скажем, политическим силам Тигипко и Яценюка, всем остальным, в общем-то, эти выборы не нужны. И конечно, вариант коалиции в принципе возможен. Наиболее очевидный вариант - это Партия регионов, НУ-НС и блок Литвина; менее очевидный (хотя тоже полностью его исключать нельзя) - это вариант Партия регионов и БЮТ, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным.

О принципиальности, о каких-то идеологических позициях, я думаю, в нашей ситуации говорить не приходится, - это вопрос договоренности и цены вопроса, как достаточно цинично говорят наши политики. Тем более, что 21 февраля в интервью на телеканале «Интер» Виктор Федорович четко заявил о том, что переговоры ведутся абсолютно со всеми фракциями парламента. Это означает, что и с БЮТом тоже, по идее. Хотя, мне кажется, с учетом обострения, которое было в ходе предвыборной кампании, во-первых, и с учетом того, что лидеры и той и другой политической силы способны на любой компромисс кроме одного: кто будет первым лицом, - достижение здесь компромисса маловероятно.

Если в ближайшее время (а ближайшее - это максимум две недели) не произойдет переформатирование коалиции внутри существующего парламента, то у Януковича не останется другого выхода, как сделать все для того, чтобы парламент был распущен, и идти на досрочные парламентские выборы. Потому что в противном случае он окажется в той ситуации, в которой оказался президент Ющенко: фактически ни одна инициатива не могла быть выполнена не только в силу его личной слабости как политика, но и в силу того, что они блокировались противодействием парламента и в значительной степени - Кабинетом министров.

Януковичу нужна достаточно четко выверенная единая линия. Для этого нужно максимальное взаимопонимание президента с премьер-министром, а значит - с коалицией и большей частью парламента.

«Р.»: Что изменят досрочные выборы в предпочтениях избирателей – по сравнению с президентскими?

И. К.: Ситуация в нашей стране чрезвычайно динамична в этом отношении и электоральное поведение людей плохо предсказуемо. Поэтому я бы сказал так: если парламентские выборы состоятся до конца весны или, в крайнем случае, в начале лета (май-июнь), то конфигурация внутри парламента может быть существенно другой. В частности, скорее всего в парламенте может оказаться политическая сила, которую формирует фактически Сергей Тигипко - так называемая «Сильная Украина»; видимо, и «Фронт изменений» Яценюка. В некоторых прогнозах социологов появляется Всеукраинское общество «Свобода» как представители радикально-националистической части украинского политикума и общества, которые могут собрать голоса недовольных Ющенко, части разочаровавшихся в оранжевых.

Трудно сказать, сможет ли к выборам мобилизовать своих политических сторонников уходящий президент; во всяком случае, это вполне возможно, и он тоже может войти в число тех, кто пройдет в парламент. Под большим вопросом оказываются «Блок Литвина», НУ-НС в его нынешней конфигурации; думаю, со сложностями, но могут войти коммунисты, - и, безусловно, Регионы и БЮТ.

Но если выборы состоятся даже ранней осенью или ближе к зиме, то такого рода конфигурация может и не состояться. Почему? Дело в том, что для политических сил, возглавляемых Тигипко и Яценюком, чрезвычайно важно сохранить тот темп, который они развили в ходе предвыборной президентской кампании. И выборы в ближайшее время им на руку, потому что существует определенная инерция постпрезидентских выборов. Если же выборы будут отнесены на вторую половину года, то сохранить прежний темп им будет очень сложно, судя по данным о вливаниях, которые произвел Сергей Тигипко в свою кампанию. Собственно, его можно сохранить, но он будет чрезвычайно затратным, а финансовый ресурс сегодня у всех ограничен. Поэтому осенние выборы могут принести другие расклады, тем более что будет нарастать определенное разочарование в представителях власти. В этом случае могут пострадать и Регионы, и БЮТ.

Но о дальней перспективе осенних выборов пока говорить трудно. Если они состоятся в конце весны - начале лета, - совершенно очевидно, конфигурация будет такой, как мы говорили в начале.

«Р.»: Как вы считаете, удастся ли Владимиру Литвину сохранить пост спикера, если нынешний состав парламента все-таки сохранится? Или, возможно, для Партии регионов это будет ценой, которую придется заплатить «Нашей Украине» или БЮТу в случае разных вариантов коалиции?

И. К.: Мы в значительной степени выступаем в роли провидцев, гадающих на картах или кофейной гуще; но определенные схемы можно выстроить. Если сложится (что маловероятно, как мы говорили) коалиция Регионов и БЮТа, то этим политическим силам никто не нужен. Они обладают конституционным большинством, и в этом случае, конечно, серьезные кадровые изменения произойдут и в парламенте. Тогда Владимир Литвин может потерять свой пост. Если же коалиция будет складываться из Партии регионов, НУНС и блока Литвина, то совершенно очевидно, что Литвин сохранит за собой этот пост, - может быть, пожертвовав другими постами для своей политической силы и своими соратниками - им, вероятно, мало что достанется. Но пост спикера, пост председателя Верховной рады, безусловно, сохранится за Литвиным, потому что при таком раскладе его однопартийцы будут обладать то ли серебряной, то ли золотой, как говорится, акцией.

Другое дело, что возникнет вопрос, какие кадровые уступки Партия регионов должна будет сделать НУ-НСу, без которого в этом формате невозможно будет работать. Он, наверное, потребует определенные дивиденды, может быть, даже и пост премьер-министра. Не случайно в этом контексте возникла вновь фигура Яценюка, о котором вроде уже за пару недель подзабыли. Такой вариант, может быть, для Регионов и не худший. Я понимаю, что Януковичу хотелось бы видеть на посту премьер-министра человека своей команды, абсолютно преданного, и в этом отношении наиболее подходящая кандидатура Азаров - человек, лишенный каких-то амбиций, скажем, будущего президентства и так далее.

Яценюк и Тигипко видят себя участниками следующих политических циклов в 2015 году. Правда, при нынешней финансово-экономической ситуации в стране трудно представить себе кресло премьер-министра в качестве катапульты для выдвижения на президентский пост. Но многие люди, в том числе и политики, считают, что синица в руках важнее, чем журавль в небе. И если есть возможность порулить страной даже в качестве премьер-министра в сложное время - в этом есть определенный политический смысл.

«Р.»: Продолжая разговор о потенциальном премьер-министре - будет ли он самостоятельной фигурой и будет ли, по-вашему, Виктор Янукович форсировать вопрос изменений в Конституцию с целью возврата прежних полномочий президента?

И. К.: Это один из ключевых вопросов нашего политического будущего. Ведь за всеми этими перипетиями мы отодвинули на второй план ключевую проблему - проблему неотрегулированности, незавершенности и определенной несостоятельности Конституции в ее современном виде.

До сих пор не устранено главное препятствие и главная проблема: наличие внутри самой исполнительной ветви власти двух центров власти, центров принятия решений, которые имеют примерно асимметричные полномочия, но по общему весу и возможностям являются равновесными. Они, может, и уравновешивали бы друг друга, но на самом деле, с учетом реальной специфики нашего государства и реальной политической картины внутри страны, получается, что они не уравновешивают, а постоянно соперничают друг с другом. Это все равно что на корабле был бы капитан, которому подчиняются две трети команды, и старший помощник, которому подчиняется оставшаяся одна треть. Причем два этих руководителя видят маршрут движения корабля совершенно по-разному, пользуются разными картами и отдают разные команды.

Картина из театра абсурда, но в таком абсурде мы жили, по крайней мере, последние четыре года. И по большому счету, кто бы ни был премьер-министром, кто бы ни был президентом, в самой Конституции заложено это противоречие. Они являются заложниками этой ситуации. Если появляется более-менее здравомыслящий человек на одном или другом посту, то этот конфликт неизбежен, даже если они будут представлять одну политическую силу. Только такие люди, как Азаров, - мы уже говорили, - лишенные политических амбиций, перспектив на будущее продвижения в президенты, способны безоговорочно подчиняться своему боссу - партийному и государственному. А во всех других случаях это будут противоречия.

Ключевой вопрос дальнейшего определения конституционной реформы внутри страны - приведение и четкое разграничение полномочий. Мы должны четко определиться; не может быть такого, простите, дурацкого симбиоза. Страна должна быть либо парламентской республикой, либо президентской. В этом отношении, конечно, нужно навести порядок.

«Р.»: Недавно Верховная рада отменила местные выборы. Кому на руку перенос выборов на какой-то дальний срок?

И. К.: Я, во-первых, достаточно четко хотел здесь сказать по этому вопросу, что это грубейшее нарушение Конституции. И очень досадно и обидно, что это вновь исходит от парламента. Разговоры о том, что нет денег… Ну в нашей стране никогда нет денег. Разве не было проблем с финансированием президентской кампании? Или не будет проблем с досрочной парламентской кампанией? Есть варианты финансирования, - безусловно, не совсем простые, но есть.

А кому выгодно? Опять-таки - крупным политическим силам прежде всего. Это выгодно им потому, что выборы в конце мая, безусловно, привели бы в состав местных органов новые политические силы и новые политические лица. А расставаться с возможностью порулить на местном уровне крупным политическим силам совсем не хочется.

«Р.»: Как по-вашему, Партия регионов и на местных выборах будет являться наиболее мощной силой?

И. К.: Безусловно, на сегодняшний день - да. По крайней мере, на востоке, на юго-востоке, в нашем регионе она будет лидировать. Но другое дело, что «Сильная Украина» Тигипко в нашем регионе будет играть примерно на том же электоральном поле и, естественно, может определенное количество голосов оттянуть. Может возникнуть более сложная конфигурация внутри местных советов, которая потребует необходимости делится властью. А это не всем хочется делать.

«Р.»: Есть ли разница для политических игроков - пройдут местные выборы отдельно или вместе с парламентскими?

И. К.: Для большинства политических партий, движений и коалиций, безусловно, выгоднее проводить эти выборы совместно. Потому что финансовый ресурс ограничен, а проведение выборов местных и парламентских одновременно позволяет сэкономить и более мощно и концентрированно провести избирательную кампанию.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью