Олег Филимонов: Анекдоты — это продукт одесской жизни

19.11 в 17:31:26|Любопытно
0 0
Олег Филимонов: Анекдоты — это продукт одесской жизни

«Вы не знаете, как пройти на Дерибасовскую?» С этой фразы начинается немало анекдотов. Её произносят с восклицательным, вопросительным знаком и даже с многоточием. Мы произнесем ее с утвердительной, торжествующей интонацией. О том, над чем сегодня смеется Одесса, расскажет наш гость — Заслуженный артист Украины, «эксперт» в вопросах анекдотов Олег Филимонов.

«Репортер»: Всегда ли одесские анекдоты повествуют об одесситах?

Олег Филимонов: Конечно же нет! Есть целая серия одесских анекдотов на другие темы. Я точно это знаю, потому что находился у истоков рождения этих анекдотов. Их придумывали авторы «Джентльмен-шоу». У нас была такая рубрика: Анекдот в «десятку». Девять из них придумывали сами авторы шоу, но на первом месте всегда был народный анекдот. Там были анекдоты про чукчу, Василия Ивановича, наркоманов. Они были рождены в Одессе.

«Р»: «Рабинович, за вами три рубля…» — «Где?» (Оглядывается.) Можно ли их назвать одесскими анекдоты о Рабиновиче, Саре и Абраме, то есть истории с еврейским колоритом, — или их причисляют к одесским по поверхностному впечатлению?

О.Ф.: Их наверняка можно назвать одесскими; Одесса ассоциируется почему-то с этим национальным меньшинством. Я думаю, что многие из этих анекдотов родились на улицах Одессы. Например, я жил в таком одесском дворе, где не надо было ничего присочинять — можно было просто слушать и записывать, как говорит Михал Михалыч Жванецкий. Он приезжал в Одессу, где друг его работал в мастерской по ремонту электробритв. Михаил Михайлович приходил, усаживался в его каморке и слушал целый день тех, кто приходили чинить эти бритвы, часы, какие-то мелочи. Он сидел и слушал одесситов. Я недавно услышал и воспринимаю это как анекдот: «Роза, где вы взяли такое потрясающее бриллиантовое колье?» — «Ой, откуда я знаю? Мой Сема три года под следствием об этом молчит, а вы спрашиваете у меня?»

Или такое я слышал. К раввину приходит молодая девушка и говорит: «Вы знаете, за мной ухаживают два мальчика — Фима и Нюма, оба из очень хорошей еврейской семьи. И я не знаю, кого я должна осчастливить. За кого я должна идти замуж?» Раввин подумал немного и говорит: «Идите за Фиму». Она спрашивает: «А Нюма?» Раввин: «Тем самым вы осчастливите Нюму!»

«Р»: Существует ли какая-то специфика, благодаря которой можно отличить одесский анекдот от всех других анекдотов?

О.Ф.: Я думаю, что одесский анекдот отличается неким поворотом сюжета и достаточно высокой степенью парадоксальности. Приведу пример. Семейство Шмуклеров производило гвозди на протяжении всей жизни, прадедушка был гвоздоделом, дедушка, потом папа. Когда они приватизировали этот завод по производству гвоздей, папа говорит сыну: «Фима, я 30 лет на производстве и ни разу не был в отпуске… Давай ты останься за директора, а я хоть на месяц уеду с мамой, отдохну …» — «Папа, я же не специалист, я маркетолог, я рекламист!» Папа: «Сыночка, у нас полные склады гвоздей! Ты только поруководи, попродавай эти гвозди, а я через месяц вернусь — и всё будет в порядке!» Сын остался, папа уехал. Через две недели папа получает телеграмму: «Папа срочно выезжай гвозди закончились». Папа приезжает: «Как — закончились?!» Фима: «Папа, я дал рекламу…» Папа: «А ну, покажи!» Сын показывает макет биллборда; на нем изображен Иисус Христос, прибитый к кресту, и надпись: «Гвозди Шмуклера — держатся уже 2000 лет». Папа говорит: «Фима! Ты, конечно, идеальный маркетолог, но ты идиот! Как можно было изображать Иисуса Христа на рекламе? Мало нас, евреев, били, погромы устраивали? Немедленно снять!!!» Папа дал команду, нарастили производство, Фима снял рекламу, папа уехал отдыхать дальше. Через две недели опять приходит срочная телеграмма: «Папа срочно вылетай и эти гвозди закончились». Папа прилетает: «Что, опять реклама?» Фима: «Да, только успокойся — никакого Иисуса Христа, всё как ты просил». Папа смотрит на макет биллборда — там изображение пустого креста, без Иисуса, и надпись: «Если бы у вас были гвозди Шмуклера…»

«Р»: Как вы считаете, одесский анекдот — добрый?

О.Ф.: Думаю, что да. Подавляющее большинство одесских анекдотов — добрые. Правда, бывают анекдоты и с несколько черноватым уклоном. Я помню подобный замечательный анекдот, — это из классики одесского анекдота. Начало прошлого века, волна погромов; двое одесситов — Миша и Лёва — дали дёру из Одессы, уехали в Америку. А там — рецессия, как сейчас у нас, экономический кризис. Они приехали — работы нет. Оба сидят, читают газетку с объявлениями и вдруг видят: «За скальп индейца — 50 долларов». Лёва говорит: «Миша, ты знаешь, где здесь индейцы?» Миша: «Конечно, знаю: озеро Мичиган, я читал — там где-то должны быть индейцы!» Лева: «Ну тогда поехали!» Они едут туда. Вечер, смеркается… Смотрят: на пригорочке сидит такой — типа вождя, с перьями, курит трубку. Лёва говорит: «Миша, ты держи его за ноги, а я буду снимать скальп». Миша схватил за ноги этого индейца, Лёва достал ножик, пытается снять скальп. Индеец кричит, визжит… Миша говорит: «Лева, посмотри вокруг!» Лёва: «Какой посмотри, давай держи ноги!» Миша: «Посмотри вокруг, говорю!..» Лёва смотрит вокруг и видит, что вся индейская деревушка — человек пятьсот с луками и стрелами — говорит: «Миша, мы миллионеры!»

«Р»: К слову, об иностранцах. Может, знаете историю о том, как один из иностранцев, который владел всеми языками кроме русского, захотел купить мороженое? Наблюдали двое. Один говорит: «Какой образованный человек, сколько языков знает!» Второй говорит: «И шо — оно ему помогло?!» Одесский анекдот — это чистый юмор или же ирония, сарказм?

О Ф.: Прежде всего, конечно, это юмор, но в одесских анекдотах обязательно присутствует доля иронии очень высокая. Это такой специфический продукт, это продукт одесской жизни, это характер… Жил я на Молдаванке много лет назад. Жили в нашем дворе представители десяти национальностей, наверное: были греки, евреи, цыгане, итальянец даже был один. Можно было просто слушать, что эти люди говорят… И мне поначалу казалось, что они всё время шутят. На самом деле никто не шутил — они так разговаривали. Рыбаки приносили рыбу утром во двор, в шесть утра — крики: «Риба! Риба!» Выходили такие большие хозяйки одесские, выходила Фрида, соседка с третьего этажа (я потом образы свои женские брал с этих соседок) — полная, с бюстом, и чтобы быть ближе к народу, говорила: Хлопец, и скильки коштует цей фиш?

«Р»: Умеют ли одесситы смеяться над собой, достаточно ли это выражено в наших анекдотах?

О.Ф.: Я думаю, что да. Конечно, одесситы умеют смеяться над собой! Это черта открытых людей, добрых людей. Умение смеяться над собой — признак достаточно высокого интеллектуального уровня и душевного, комфортного отношения к жизни. Уж очень много разного зла вокруг в наше непростое время, поэтому умение посмеяться над собой я отношу к огромным плюсам. Я недавно слышал шутку — но она придуманная, не народная… В Одессе на вокзале были обнаружены наперсточники-староверы: ночью они ходят по перрону и ищут лохов-староверов.

«Р»: Мы уже затронули тему черного юмора. Достаточно ли черный юмор характерен для одесского анекдота и насколько он может быть черным?

О.Ф.: Черный юмор в принципе не характерен для одесского анекдота. Наоборот — характерно позитивное отношение к жизни. В этих анекдотах мы смеемся над расчетливостью излишней такой. Вот, например, анекдот из старых, но малоизвестных.

Евреи добивались аудиенции у Папы Римского на протяжении столетий. У Папы то крестовые походы — евреев не принимаем, то еще что-нибудь. Ближе к нашему времени Папа Иоанн Павел — он миротворец — говорит: уже неудобно, столько лет они просятся, давайте примем! Папский совет, сидят в Ватикане, заходят действительно два еврея и один несет какой-то свиток под мышкой. Один из евреев показывает на висящую на стене знаменитую картину «Тайная вечеря» и спрашивает: «Папа, это ваши люди?» Папа от нахальства такого аж позеленел и говорит: «Вы что, не видите, кто изображен? Вот Иисус Христос — отец наш, вот апостолы — Петр, Павел, вот здесь Иуда — сейчас он предаст Христа…» — «Не надо подробностей, вы скажите: это ваши люди или нет?» Папа: «Конечно, наши!» — «Фима, доставай!» Второй еврей раскатывает свиток: «За вечерю не уплачено!»

«Р»: В наше время ходит много анекдотов, что называется, ниже пояса. Как по-вашему, это характерно для одесских анекдотов?

О.Ф.: Я думаю — нет, не характерно. Каждый анекдот чем хорош? Он хорош, когда хорошая компания вокруг. Он хорош точным попаданием в то, что нужно в этот момент рассказать. И если в хорошем окружении, под хорошую беседу прозвучит уместный и подходящий к слову анекдот — то у этого анекдота успех. Иногда можно что-то такое «ниже пояса» рассказать в своей компании. Но для одесского анекдота, к счастью, это не характерно. Я как специалист в области анекдотов снял их более шестисот за время моей работы на телевидении, и мне никогда не попадался одесский анекдот, который уходил бы туда, вниз. Одесских анекдотов ниже пояса практически не существует.

«Р»: Все люди рассказывают друг другу анекдоты, и часто возникает вопрос: откуда они берутся?

О.Ф.: Специально их точно не придумывают. Есть люди, которые продуцируют саму шутку: удачно пошутил — и шутка обрастает деталями, а потом это трансформируется в анекдот. Я в интернете видел свои рассказы, случаи, которые со мной происходили, уже в разряде анекдотов. Со сцены что-то рассказал, это пошло в народ, потом кто-то выложил это в интернете — и я читаю новый анекдот. На самом деле такого анекдота не было — был действительно случай из жизни.

«Р»: Когда мы говорим «классический одесский анекдот», то в принципе понимаем, о чем речь. А существует ли современный одесский анекдот?

О.Ф.: Думаю, что новые анекдоты появляются. Я бы привел пример такого достаточно злободневного анекдота на политическую тему. Мне его рассказали на съемках в Израиле. Идет заседание организации объединенных наций по поводу спорных арабо-израильских территорий. Генеральный секретарь ООН, ведущий заседание, предлагает первым заслушать представителя Израиля. Встает представитель Израиля: «Я бы хотел начать издалека…» — «Давайте издалека, только кратко!» — «Я буду краток. Когда Моисей вывел евреев из пустыни после того как они сорок лет там ходили, он привел их на берега священной реки Иордан. Они сняли одежду, чтобы омыть усталые тела в водах священной реки. А когда вышли на берег, то увидели, что палестинцы стырили всю одежду!..» Вскакивает представитель Палестины и говорит: «Ничего подобного, нас тогда там не было!» Представитель Израиля: «О, с этого я и хотел начать!»

«Р»: Вы профессионально объездили страны СНГ и дальнее зарубежье. Если ли разница в восприятии одесского анекдота в разных странах, разница в юморе?

О.Ф.: Несомненно, разница есть. У американцев абсолютно другое представление о юморе: у них все-таки первая сигнальная система больше работает, чем вторая. Вторая — это реакция на слова, первая — на действие. Штаны упали — смешно, лицом в торт — весело! Мы смеемся над более сложными вещами. Моя старшая дочка живет в Америке, я часто бываю там на гастролях. Недавно со мной в Америке произошел очень смешной случай, который можно воспринимать как анекдот. Я шел пешком от моего товарища к своей дочке и проходил через маленький парк в районе Брайтона. И вижу: там что-то произошло, народ суетится, кто-то кричит, кто-то звонит по телефону, кто-то смеется… Я подхожу и обнаруживаю такую картину. Одесситка (я ее знаю еще по Молдаванке), тетка такая большая, сидит на скамейке, в одной руке держит свою вставную челюсть, а в другой — свой вставной глаз, и вокруг нее происходит такое движение. Я подхожу и спрашиваю, что случилось. Она отвечает: «Ничего себе чихнула!..»

«Р»: Есть ли у вас любимый анекдот?

О.Ф.: Я больше пятнадцати лет занимался анекдотами профессионально и продолжаю этим заниматься; их такое огромное количество, что выбрать какой-то один и сказать, что вот это — мой самый любимый анекдот, я не могу. Я их все люблю по-разному, и они все мне очень дороги, — особенно те, в которых я играл в разных ролях.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Национальный университет «Одесская юридическая академия» остается стабильным и успешным вузом

Интервью с президентом Национального университета «Одесская юридическая академия», академиком Сергеем Васильевичем Киваловым в газете «Голос Украины».

07.05 в 13:26:00|Общество
1 0
Все интервью