Михаил Рябов, Валентин Каретников: Жить в космосе человека научили наши ученые

14.11.2008 в 15:46:56|Общество
0 0
Михаил Рябов, Валентин Каретников: Жить в космосе человека научили наши ученые

Академики Сергей Королев и Валентин Глушко - две выдающиеся фигуры отечественного ракетостроения, чьи судьбы уходят корнями в Одессу. Их именами названы улицы в одном районе. О них рассказали в интервью председатель Одесского астрономического общества Михаил Рябов и профессор кафедры астрономии Одесского национального университета, главный редактор «Одесского астрономического календаря» Валентин Каретников.

«Репортер»: Многие из тех, кто писал о Королеве и Глушко, - Борис Черток, академик Мишин, - отмечали, что друзьями они не были, - наоборот, в 60-е годы стали практически врагами. Полжизни они знали друг друга и делали общее дело. Почему возник такой поворот в их взаимоотношениях?

Валентин Каретников: Я уточню. Оба этих великих человека делали одно дело, но они занимались разными сторонами этого дела. Королев семь лет прожил в Одессе, он увлекся авиацией, сконструировал здесь первый планер, закончил авиационный техникум. Он ходил к гидросамолетам, познакомился с механиками и обслуживал самолеты, - вот откуда его увлечение авиацией. В Киеве, потом в Москве он создавал планеры, корпуса летательных аппаратов. Этим же он занимался позже вместе с Глушко в ракетном научно-исследовательском институте (РНИИ), - он делал корпуса ракет. А Глушко был изначально двигателистом. До этого он тоже занимался корпусами ракет, но когда переехал из Ленинграда в Москву, в РНИИ, то определился как двигателист, а Королев остался корпусником. Одно время они делали одинаковые двигатели, - эта была работа в «шарашке» во время войны (тюремное КБ при НКВД. - «Р»). Называлась она «ОКБ Глушко». Глушко добился, чтобы Королева вернули с Колымы в эту «шарашку».

«Р»: Соратники пишут, что Королев считал своей лебединой песней проект «Н-1» - полет на Луну. Расскажите об этом проекте.

Михаил Рябов: Делали проекты вдогонку американцам, надо было успеть, делать быстро. Глушко не хотел действовать скоропалительно, у него были свои представления о том, какой должна быть ракета; а Королев стремился решить задачу в максимально короткие сроки, добиться того, чтобы первыми быть на Луне. Это было источником неудач; подходы Глушко были более основательны. Было соревнование между двумя странами. Урок неудачной лунной гонки сыграл положительную роль в том, что Советский Союз направил свои усилия на создание орбитальной космической станции. В итоге потом оказалось, что Советский Союз опередил Америку в этом вопросе. И Америка долго и ревниво наблюдала полеты тех же станций «Мир». Американцы перешли на ошибочное создание «Шаттлов». Глушко критиковал такую позицию, - и тут он был прав, потому что станция более продуктивна: она открыла человеку дорогу в космос, дала возможность длительно находиться там. Ведь мало слетать - надо научиться жить в космосе. Жить в космосе человека научили наши ученые, наши конструкторы на космических станциях «Восток» и «Мир». И до сих пор наработки, которые были созданы в нашей стране, питают нынешнюю международную космическую станцию. Она существует благодаря тем наработкам, которые были сделаны в нашей стране с участием Королева, и в большей степени - Глушко, - он там больше всего работал.

В.К.: Когда Глушко стал генеральным директором НПО «Энергия» в 1974 году, тогда и пошли эти орбитальные станции, в первую очередь - «Салют», а потом «Мир», которая была затоплена из-за разгильдяйства. Она могла еще работать много и много лет. Там нужны были просто вложения денег, но их не было; это были разработки Глушко, а не Королева. Но огромная заслуга Королева в другом. Как рассказывали мне ветераны Байконура, - и я делаю выводы по их рассказам, - главная заслуга Королева была в том, что он сумел пробить испытание ракеты «Р-7» с запуском первого искусственного спутника Земли, он добился этого.

«Р»: Сергей Королев с семьей переехал в Одессу из Нежина?

В.К.: Да, из Нежина. Его мать разошлась с отцом, и они выехали из Житомира в Киев, потом - в Нежин. В Киеве она познакомилась с отчимом Королева, после чего семья переехала в Нежин, а потом в Одессу. В Одессе Королев состоялся как человек, который освоил свою мечту и нашел путь в науке. Он продолжил этот путь в Москве.

«Р»: Я читал, что 15-летний Глушко написал письмо Циолковскому и у них завязалась переписка…

В.К.: Глушко родился в Одессе. В 13 лет он увлекся романом Жюля Верна «Полеты на луну», и это определило всю его дальнейшую жизнь. В 14 лет он уже пошел заниматься астрономией в физическом кружке училища Святого Павла; дома у себя оборудовал химическую лабораторию. Он понял из брошюры Перельмана, потом Циолковского, что главным двигателем будет химическое топливо, и очень много этому уделил внимания. Он был самым авторитетным человеком по химии ракетного топлива в Советском Союзе. Это все у него было заложено в Одессе, во время учебы в реальном училище и в профтехшколе. Надо отметить, что в 15 лет он написал статью в газету: «Завоевание Землей Луны». Королев в это время был в Одессе и, наверное, прочитал. У него были очень образованные родители, он был сам хорошо образован благодаря домашним условиям. В те же 15 лет Глушко задумал написать две книжки, одна из которых получила очень хорошие отзывы профессионалов, но не была издана. Эта книга была издана только к его 90-летию в 1998 году. Из нее видно, насколько глубоко понимал вопрос Глушко. Понимаете, мальчишка, 15 лет, а это все понимал. И тогда он сказал, что это направление в жизни выбрано им однажды и навсегда. Книга его так и называется: «Однажды и навсегда». Больше другими вопросами он не занимался - все время ракетная техника, двигателестроение, создание ракеты «РЛА-100… Он сделал в 32-м году технический проект, чтобы ракета вылетела на высоту 100 км, то есть вышла в космос. Проект не был реализован: тогда закрыли газодинамическую лабораторию в Ленинграде, сделали институт и дали им задания, которыми они занимались.

«Р»: Я слышал, что Валентин Глушко увлекался астрономией. Расскажите об этом.

М.Р.: Он пришел в эти мироведческие обсерватории и там встретил людей, которые позже уже не встречались. Например, Гамов - он физик, теоретик, но тоже был любителем мироведения. Туда ходил и будущий директор обсерватории профессор Цисевич. В одном времени сошлись судьбы очень разных людей, которые затем основали и астрономию, и космонавтику. Их идеи и представления о космосе сильно повлияли на мировоззрение Глушко, и вся последующая его деятельность была во многом связана с астрономией. Он всегда мечтал о полете к звездам, планетам. Он хорошо разбирался в астрономии и понимал, как решать задачи с помощью космических средств, - других таких людей мы не знаем.

«Р»: В марте 1938 года был арестован Глушко, тремя месяцами позже - Королев. Каковы были причины этих арестов?

В.К.: Тогда была шпиономания: всех подозревали в пособничестве иностранным разведкам и во вредительстве. В 1937 году были расстреляны председатель Осоавиахима Эйдельман, подписывавший приказ о назначении Королева начальником Главного института ракетных двигателей (ГИРД), и маршал Тухачевский, инициатор создания РНИИ. В РНИИ сначала были арестованы и впоследствии расстреляны директор института И. Т. Клейменов и назначенный им на смену Королеву на должность главного инженера Г. Э. Лангемак. Под пытками они подписали показания о созданной ими в институте троцкистской организации, в которую входили Королев и Глушко. 23 марта 1938 года был арестован Глушко, через три месяца - Королев. Как свидетельствует история, следователь Шестаков, который расследовал это дело, подделал подписи Лангемака на протоколах допросов. Документы говорят, что Глушко никого не назвал; но Королева арестовали через три месяца после него, и Королев всю оставшуюся жизнь считал, что его оговорил Глушко.

И все-таки они не стали врагами, - они были деловыми конкурентами, каждый из них хотел быть первым. Началось все с того, что в 1932-33-м году, когда в газодинамической лаборатории были разработаны опытные реактивные моторы ОРМ-1, 2 и т.д., в Ленинград приезжала группа исследования реактивного движения из Москвы. Эту группу организовал Ф. А. Цандер, один из пионеров ракетной техники; после его смерти группу возглавил Королев. Тогда онис Глушко и встретились. А первая совместная действительно крупная работа Королева и Глушко - ракетоплан в 1937 году. Корпус сделал Королев - он был начальником отдела летательных аппаратов в НИИ, а Глушко был начальником отдела жидкостных реактивных двигателей. Жидкостные реактивные двигатели были поставлены на ракетоплан Королева; в 1938 году были проведены его наземные испытания, а в 1939-м, когда авторы уже сидели в тюрьме, этот ракетоплан был испробован в космосе. Надо признать, что и тот и другой очень уважали друг друга. Работая в «шарашке», Глушко трижды требовал, чтобы ему прислали Королева, который сидел на Колыме. Глушко его вытащил, и они сделали целый ряд ракетных ускорителей для самолетов, которые ускоряли движение самолета до 200 км в час. Это огромная величина была для того времени, и это позволяло хорошо воевать. За это они оба были реабилитированы и награждены орденами, с них сняли судимости. Но дальше они пошли в Москву уже разными путями: у Королева было свое центральное конструкторское бюро, у Глушко был свой завод, который потом вырос в «Энергомаш».

«Р»: Среди космонавтов, я читал, бытует такая легенда: после кремации тела Королева (Королев умер в 1966 году, на 23 года раньше, чем Глушко) Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его в спецконтейнере с гербом СССР на Луну. А когда умирал Глушко, он просил прах его отправить на Венеру. Это все легенды или люди настолько фанатично преданы своему делу?

В.К.: Насчет Королева я не могу сказать, не знаю. А насчет Глушко - точно: по словам его сына, Глушко завещал, чтобы прах его развеяли на Луне. Но, к сожалению, мечты ни великого Королева, не великого Глушко полностью не сбылись. И один мечтал о полетах на планеты, и другой мечтал; и одному это не было суждено, и другому. Но они подготовили всю ту базу, которая позволяет нам занимать сейчас передовые позиции.

М.Р.: Их идеи будут реализовываться. У Королева была идея создания орбитального космического института - проект, который не был реализован при его жизни и до сих пор не реализован. Глушко детально разработал размещение станции на Луне, всё, что необходимо для ее функционирования. Этот проект сегодня, по сути, востребован в ближайших исследованиях. В сентябре исполнилось 100 лет со дня рождения Валентина Глушко. На международной конференции памяти Глушко ректор Одесского университета профессор Смынтына сказал, что надо посмотреть - какой город можно считать колыбелью космонавтики. Два столпа современной космонавтики родились и выросли в Одессе, состоялись как личности здесь. И сейчас задача городских властей - создание памятника Королеву, создание музея космонавтики. Это очень правильная позиция, я ее поддерживаю. Молодежь должна знать настоящих героев, - тех, кто жили в нашем городе и внесли вклад в освоение космоса.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью