Почему Янукович проиграл?

17.03 в 08:35:52|Автор:Артём Бузила
0

Итак, Янукович не ушёл в отставку, но находится в эмиграции, в России. И уже вряд ли вернётся.

Тем не менее, ещё буквально три месяца назад любой здравомыслящий человек посмеялся, услышав, что ситуация теоретически может повернуться так, покрутил бы пальцем у виска. Но ситуация сложилась как сложилась.

Почему Янукович проиграл, причём проиграл с позором? Проиграл разгромно.

Можно бесконечно разводить лирику о том, что страну захватила «бандитская власть», что всем надоела коррупция, рейдерство, вседозволенность чиновников, прокуроров и прочей братии, низкие заработные платы и далее по списку. Да, всё это правда. Но это абсолютно не мешало Януковичу контролировать страну четыре года и контролировать достаточно успешно.

Затея с евроинтеграцией

Первой и, безусловно, главной ошибкой Януковича была потеря (или, скорее, даже предательство) собственного электората. Игры с евроинтеграцией, затеянные президентом почти через год после его избрания, обернулись тем, что он потерял большую долю электората, которая хотя и вновь проголосовала за его партию повторно в 2012 году, но уже точно не считало его своим.

Янукович потерял активную часть электората – журналистов, экспертов, интеллигенцию, просто известных людей, которые не дали его посадить после победы Оранжевой революции. Те же, кто остался, поддерживали его либо по политической конъюнктуре, либо в связи с отсутствием альтернативы. Но уж точно не из-за идеологии, ибо тяжело было понять и принять симбиоз георгиевской ленточки и европейской интеграции.

Майдан часто сравнивают с Болотной площадью, так вот – у Януковича фактически не было своей Поклонной. В трудную минуту у президента не нашлось своего Говорухина, Терешковой, Леонтьева или Проханова. Януковича потихоньку оставляли все, а рядом не было никого, кого бы можно было назвать «совестью нации» - чтобы заявил: «Украина, мы все в опасности, объединяемся вокруг законно избранного президента».

В итоге на Юго-Востоке люди всё же объединялись в какое-то подобие народных дружин, но Янукович им не дал никакого посыла - они, скорее, оказались чем-то вроде третьей силы, потенциал которой сегодня проявляется всё более явно.

Фактически, Януковичу сохранили абсолютную верность только силовики.

Нерешительность на разгон

В ночь с 28 на 29 ноября спецподразделении «Беркут» разогнали активистов Евромайдана, по различным оценкам, численностью от 500 до 1000 человек. Угрозы они не представляли: Вильнюсский саммит уже прошёл, никакой технической возможности подписать Ассоциацию не было.

Видимо, применить насилие решили для пущей верности. Результат получился непредвиденным: через день в столице собралось несколько сотен тысяч протестующих, Майдан был вновь взят «в плен» «майдановцами», затем было захвачена киевская мэрия, Дом профсоюзов, кроме того, произошли попытки захватить Администрацию президента. И тут Янукович в первый раз неожиданно «даёт заднюю»: по сути, у него были все ресурсы и все основания ввести чрезвычайное положение.

Но разогнав протестующих под Администрацией президента, руководство оставило ситуацию в «подвешенном состоянии». Попытки «Беркута» спустя несколько дней разобрать возведённые «майдановцами» баррикады и освободить киевскую мэрию не увенчались успехом: по причине того, что приказа организовать полноценный штурм не поступало.

Затем – принятие теоретически правильных, но странных, в условиях действующего Майдана, законов о запрете на ношение масок, автопробегов, необходимости регистрации интернет-СМИ и так далее 16 января. Ибо непонятно было, каким образом действующая власть собирается контролировать выполнение данных инициатив. Это привело к очередной эскалации, началу полноценных сражений с «Беркутом», первым погибшим, однако вновь не привело к началу операции по разгону Майдана. Дальше ситуация накалилась до предела: на Западе и в Центре страны начали захватывать областные администрации, на Юго-Востоке также предпринимались подобные попытки, однако это привело к гражданским противостояниям между сторонниками и противниками Майдана.

И снова: ни чрезвычайного положения, ни какой-либо другой силовой реакции. Президент опять пытается загладить ситуацию: предлагает оппозиции возглавить правительство и провести конституционную реформу. Но Майдан уже не остановить, он уже не слушает оппозицию, к тому же, погибли протестующие: согласие со стороны оппозиции воспринялось бы как предательство.

Наконец, последняя попытка – мирное урегулирование, договор «о перемирии» 17 февраля. Здание мэрии Киева освобождено, «майдановцы» разблокировали другие здания государственных администраций в областях. На следующий день «майдановцы» идут к Раде протестовать, снова немирно, прихватив с собой биты, каски и даже огнестрельное оружие. Захватывается центральный офис Партии регионов, «Беркут» переходит в контратаку. Появляются убитые в ходу вооружённых столкновений. 

Силовики подступают в упор к Майдану, казалось бы, дать последний приказ – и всё кончится. Но Янукович снова медлит, пытается договориться с оппозицией, чтобы та уговорила протестующих сложить оружие. Ничего не выходит. В ходе боёв с силовиками 19-20 февраля погибает до 100 человек. Приказа наступать нет, в итоге правоохранители отступают, Янукович бежит сначала из Киева, потом из страны.

Теоретически даже 21 февраля можно было как-то «урегулировать» ситуацию: например, созвать чрезвычайные сессии лояльных областных советов Юго-Востока, заявить о непризнании вооружённого переворота в Киеве. Но Янукович и такой вариант «проворонил».

Юго-Восток, правда, восстанет через пару недель. Но уже с другими лидерами. Места в этой парадигме Януковичу уже не осталось.

Янукович после отказа от евроинтеграции мог стать для украинцев национальным героем, новым Богданом Хмельницким. А в итоге стал тираном для одних, и предателем – для других. 

 Артём Бузила

Источник: eurasian.su

 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью