Музей ХХІ века: Дискотеки, флеш-мобы и... новый взгляд на старые экспонаты

21.05.2012 в 22:19:12
Общество
1 0

Дефиле бабушек-хиппи, танцы в Саду скульптур, «выборы» бобового короля – да и это еще не полный список мероприятий, которые прошли с 16 по 19 мая в музеях Одессы. В этом году в уже традиционной для нашего города ночи музеев приняли участие семь одесских «храмов муз», среди них художественный и литературный музеи, музей западного и восточного искусства, историко-краеведческий и музей личных коллекций имени А. В. Блещунова.

История ночи музеев

Впервые ночь музеев прошла в Берлине 15 лет назад. Креативный, а иногда даже эпатажный взгляд на привычные экспонаты, костюмированные мероприятия, таинственная атмосфера, ну и, будем честными, бесплатный вход - все это сразу же привлекло посетителей, и уже через несколько лет к акции присоединились музеи 39 стран Европы и Америки. Сегодня в ней принимают участие более 2 тысяч музеев. Ирина, посетительница ночи музеев во французском городе Мель рассказывает, что в ходе экскурсии они осмотрели несколько церквей романской архитектуры, аббатство: «Мы собрались около 9 часов вечера, выбрали себе средневековые костюмы. Экскурсовод тоже оделась во что-то причудливое. Через одного дали по факелу. У меня остались очень приятные впечатления и абсолютно другое восприятие архитектуры».

В Париже в ночь с 18 на 19 мая загорается карта, на которой отмечены музеи, какие в это время открывают двери для своих посетителей. Приятно, что на этой карте есть и Одесса, а кроме нее Харьков, Киев, Винница и Севастополь.

Ну какой же праздник без одесской бабушки?

«Мы не ожидали, что у нас будет такое количество участников. С марта мы стали размещать информацию о нашем проекте в социальных сетях, и нас просто завалили письмами», – рассказывает Светлана Остапова, директор музея личных коллекций имени А. В. Блещунова. Именно этот музей первым отозвался на модные европейские веяния в 2005 году. Каждый год его сотрудники придумывают для своих посетителей что-то новенькое, говорит Валентина Беженарь, пресс-секретарь музея. В прошлом году они организовали фотосессию для своих смотрителей, напечатали их огромные портреты, открытки и марки с их изображениями, а потом эти открытки отправляли друзьям. В этом году центром внимания музея стали бабушки. «Когда ми видим старушку, которая, согнувшись, идет по улице, мы не представляем себе, что когда-то она была молода, носила экстравагантные наряды, пользовалась модными парфюмами, – рассказывает Светлана Остапова. – К сожалению, возраст стирает очаровательные черты женщины, матери». И если раньше музеи хранили исторические раритеты, то сегодня в музее имени Блещунова воскрешают образ.

На пресс-показе проекта «Моя молодая бабушка» директор музея поделилась с журналистами своими приятными наблюдениями о нравах одесситов. По ее словам, внуки обычно утилитарно воспринимают своих бабушек и забывают о них, когда становятся самостоятельными. «Наш проект доказал обратное, – говорит Светлана Остапова. – Многие внуки помнят о своих бабушках, они прислали нам эссе, наполненные любовью, а иногда и чувством вины. Также благодаря одесситам и друзьям музея у нас появилось много новых экспонатов: одежда, которую носили женщины в ХХ веке, их личные вещи. Можно сказать, что у нас образовался музей в музее, так что, возможно, скоро у нас появится музей бабушки. Это может быть вполне мобильный и трогательный музей». В программе проекта «Моя молодая бабушка» был запланирован и флеш-моб, и дефиле в костюмах ХХ столетия (от модерна до стиляг и хиппи), мастер-класс по аргентинскому танго и созданию ретро-украшений.

Современный музей: посетитель всегда прав!

В этом году ночь музеев проходила под девизом «Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение». Еще со школы мы привыкли к тому, что музей – это нечто консервативное, где нельзя ничего трогать руками, поэтому многие после школы никогда больше там и не были. Причем проблемы с малым количеством посетителей возникают не только у нас, но и в Европе, например, во Франции, которую вообще можно назвать страной музеев, более половины жителей вообще никогда не были в музее. И если директоры и сотрудники наших музеев, по словам Игоря Винниченко, автора журнала «Музеи Украины», в основном, все еще надеются на доброго царя или министра, то их западноевропейские коллеги пытаются решить эту проблему самостоятельно. Они либо ищут спонсоров, либо выживают сами, благодаря сувенирным магазинчикам, кафе и даже ресторанам. У нас, правда, музеям сложно решиться на такое. Как пишет Игорь Винниченко: «В Украине у музеев с такими источниками доходов будут проблемы с легализацией. И именно легализация делает эти потенциальные доходы почти невозможными».

Недостижимой для наших музеев пока есть и практика государственной поддержки, как например в Великобритании. Благодаря дополнительному государственному финансированию музеи этой страны постепенно оказались от платы за билеты. В 1999 году музеи бесплатно посещали дети, в 2000 году – люди старше 60 лет и в 2001 году – все, в том числе и иностранцы. Это привело к тому, что за десять лет количество посетителей музеев удвоилось.

Ирина Чувилова, автор журнала «Cultivate» предлагает музеям еще один вариант привлечения посетителей. По ее словам, сегодня необходимо сместить акцент с внутренней деятельности на внешний – то есть, на посетителей. И если литература, кино и театр уже давно завлекли читателей и зрителей в процесс создания произведения, то музеи только сейчас становятся на этот путь. Ирина Чувилова рассказывает о музее Ла-Конга в Перу – им руководят местные крестьяне, в городе Кизляр (Дагестан) местные жители приносят в музей предметы, которые постепенно исчезают из обихода, – таким образом, горожане доверяют музею свои семейные ценности и одновременно сами становятся его соавторами.

Танцы и игры в одесских музеях – становятся традицией

Хорошо, что такой вариант у нас уже работает, это показывает и ночь музеев, и их ежедневная работа. Я была удивлена, когда узнала, что, например, у музея Блещунова есть пресс-секретарь, музей также представлен в Интернете, у них есть свой блог. Загляните туда – и вы сразу же начнете жалеть о том, что не приняли участие в мастер-классах по гончарству и изготовлению бумажных ангелов, не вспоминали вместе с сотрудниками дворовые игры вашего детства.

Удивлять своих посетителей пытаются в Музее западного и восточного искусства. Тут в день музеев представили выставку «Сегодня я художник! Первая картина маслом» – в ней приняли участие непрофессиональные художники от 8 до 79 лет, которые писали картины маслом первый раз в жизни.

При этом, одесские музеи на том же высоком уровне выполняют свои привычные обязанности по собиранию, изучению, хранению и экспонированию памятников истории и культуры. Ирина Глебова, научный сотрудник Музея западного и восточного искусства, говорит о том, что в этом году из-за того, что часть музея находится на реставрации, пришлось поменять формат и провести не ночь, а вечер музея. К этой дате сотрудники подготовили уникальные экспозиции.

Ирина Глебова рассказала о коллекции икон Бессарабского края «Духовные сокровища Бессарабии», в ней собраны старообрядческие иконы, которые «еще не видели музейных залов». В этот же день в музее состоялась презентация подарков французской художницы Сюзанны Савари, а именно коллекции бобов. По старой европейской традиции эти фигурки кладут в пироги, и тот, кому попадется боб, провозглашается бобовым королем.

Как рассказала Ирина Глебова, ночь в музее – это необычный формат, который позволяет привлечь в музей более широкую аудиторию, а также – повод еще раз поговорить о коллекциях и музее. Также нельзя не вспомнить о лектории музея. Одна из его постоянных посетительниц, Александра рассказывает, что в Музей западного и восточного искусства ходит «из-за большой любви к директору и его замечательным лекциям по искусству. В этом году перед входом в музей стоял огромный стенд с мой рост – а это ни много, ни мало 2 метра! На нем красовался сам Владимир Иванович Островский – директор музея – в белой маске и фраке, завлекая всех желающих насладиться в полумраке миром искусства».

Еще одна слушательница лектория музея, Анастасия, делится своими впечатлениями от прошлогодней ночи в музее: «Такого количества посетителей и прессы музей не видал давно. Пришедших подкупило и то, в каком виде работники музея преподнесли эту ночь: загадочно, мистично, таинственно. У меня действительно сложилось впечатление, что мне приоткрыли двери в храм искусства. Так и надо привлекать внимание одесситов, именно живым общением с искусством. Никакие виртуальные прогулки по музеям не заменят общение с картиной «с глазу на глаз».

* * *

Эксперты Всемирной туристической организации прогнозируют, что в 2020 году 1,5 миллиарда жителей Земли будут путешествовать. А те, кто им будет предоставлять эти услуги, смогут заработать на этом 2 триллиона долларов. Какая-то часть из этой суммы будет принадлежать и музеям, ведь, как известно, они обычно пользуются большей популярностью у гостей города, нежели у его жителей, будем надеяться, что наши одесские музеи подготовятся к приему посетителей на славу. Тем более, что нынешняя ночь музеев показала, что потенциал у них очень большой.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью