Украина на грани взрыва: О приватизации ГТС и ее последствиях

31.05.2013 в 20:30:06
Экономика
1 0

Украинская оппозиция получила реальный повод обвинять власти в измене национальным интересам: неоднозначный визит Виктора Януковича в Сочи и проект приватизации газотранспортной системы КабМина дает оппонентам неограниченную возможность широкой критики. Многие предрекают массовые столкновения и усиление революционных настроений в стране. Чем может обернуться денационализация ГТС для Украины и ее населения, пытался разобраться Репортер.

Для начала немного истории

Украинскую «трубу» продавать хотели уже давно. Ее даже оценивали дважды: в 2007 году достаточной суммой приватизации показались 24 млрд долл., а через два года в 2009-м стоимость оценили всего в 9,9 млрд долл. Такая разница почти в 14 млрд долл. вызвана тем, что при последней оценке учитывались только начальные капиталовложения при строительстве ГТС и затраты на восстановление износа. Цену услуг транспортировки газа и прибыль посредника тогда в расчет не брали, проигнорировали и стоимость реализации подобных трубопроводных проектов в Европе.

Полгода назад Украина начала очередные переговоры с российской стороной о создании консорциума на базе ГТС в обмен на снижение стоимости за газ. Шли разговоры о том, что наша страна даже готова уступить соседу контроль над магистральным трубопроводом. К такому шагу украинцев подтолкнула сложная экономическая ситуация. Проблемы с наполнением бюджета для властей оказались фатальными. Уже в первом квартале нынешнего года планы по наполнению казны не были реализованы, а в апреле нынешнего года доходы Украины оказались даже ниже, чем в апреле прошлого года. Приплюсуйте к этому падение мирового спроса на сталь, за счет которого обычно жила наша страна, и вы получите весьма печальные прогнозы. Государство ожидает сокращение темпов роста доходов бюджета до 9 %.

Ситуацию подтверждают и специалисты по энергетике. Так, руководитель энергетических программ центра «Борисфен Интел» Сергей Дяченко в эфире Первого делового канала подчеркнул, что правительство спешит продать украинскую «трубу» взамен на скидки от России в силу большого дефицита внешнеторгового баланса из-за высоких цен на газ: «Пока он (дефицит — ред.) финансируется через вымывание валютных резервов, кредитование и займы. И долго это продолжаться не может».

И власти решили пожертвовать газотранспортной системой.

Сегодня при пересчете аудиторы компании Baker Tilly уже учли даже значение ГТС для снабжения топливом ЕС и стоимость аналогичных конкурирующих проектов. В итоге получилась сумма от 26 до 29 млрд. долл. Точной цифры никто не называет — «Нафтогаз Украины» запретил озвучивать какие-либо суммы. А потому на брифинге Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий откомментировал ситуацию так: «Закон примем и потом озвучим».

Не спешат в Министерстве с оглаской по той причине, что сумма в 26-29 млрд долл. может не устроить Российскую Федерацию, а, значит, Украина опять вынуждена будет идти на уступки. Такой точки зрения придерживается директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Наверняка можно придумать альтернативный способ оценить газотранспортную систему дешевле. Новая цена может не превышать 20 млрд долл.», — сказал Марунич «Коммерсанту Украины». Россия будет давить в любом случае. А Украина, как показывает практика, в редких случаях способна четко стоять на своих позициях в диалоге с РФ.

Есть еще один ключевой момент, на который будет опираться российская сторона при торгах — изношенность нашего трубопровода и необходимость вливания колоссальных средств для ее восстановления. Действительно, почти аварийное состояние трубы значительно снижает ее стоимость. Говорят, что легче вложить капиталы в проведение новой системы обеспечения газом, нежели реконструировать старую. Тем не менее, экс-министр энергетики Украины Юрий Продан в интервью «Forbes» отметил, что наша ГТС не хуже, чем газовый сектор в России. «Слухи о ее аварийном состоянии преувеличены. Конечно, нужны инвестиции для поддержания ГТС в рабочем состоянии и возможного увеличения транзита — приблизительно 2 млрд долл... Прокредитовать модернизацию украинской ГТС — намного дешевле, чем строить альтернативные газопроводы», — уверен Продан.

Существует и проблема убыточности «Нафтогаза» — тянуть расходы предприятия украинская экономика не может. А на непопулярные решения власти не пойдут — слишком дорого им обойдется необходимое и экономически обоснованное повышение цен для коммунального сектора. На выборах Партии регионов обязательно вспомнят «удушение народа» подорожанием газа: харьковские соглашения Юлии Тимошенко окажутся легкой царапиной в сравнении с этим «предательством». Избиратели такого не простят.

Как мы хотим продать наши ресурсы

И мы опять вернулись к обсуждению вопроса приватизации ГТС. 26 апреля 2013 года в Верховную Раду поступил Законопроект № 2937, который предлагает, в частности, продажу «Нафтогаза» и его дочерних структур. К рассмотрению инициативы еще не приступали, но ажиотаж вокруг проекта уже поддерживается.

«Батькивщина» начинает высказываться о заговоре. Так, первый заместитель председателя парламентской фракции партии Сергей Соболев в эфире телеканала ICTV рассуждает о договоренности Виктора Януковича и Владимира Путина о контроле Российской Федерации над украинской газотранспортной системой и передаче семье Януковича распределительных газовых систем. Он утверждает, что за закрытыми дверями два президента в Сочи разделили ГТС через консорциум 50 на 50. Беспрекословно верить источнику политика об однозначной выгоде Януковича в таком варианте пока не приходится. А вот о готовности украинских властей передать контроль над трубой России высшие чиновники говорят открыто. Министр Ставицкий заявил, что Украина может уступить контроль «Газпрому»: «Трудно говорить за все правительство, но я считаю, что можно продать более половины газотранспортной системы, если это будет выгодно государству. В ЕС есть страны, где государству принадлежат менее 50 % акций ГТС, и это не создает проблем».

Забыл глава Министерства энергетики и угольной промышленности о сложной внутриполитической ситуации в Украине, где лидеры готовы призвать на улицы тысячи и миллионы людей ради смены власти, не говоря уже о манипулировании страхами потерять хоть мало-мальскую энергетическую независимость страны. Политолог Андрей Окара в газете «Украина Молодая» утверждает, что действия украинского гаранта способны усилить революционные настроения в обществе. «Если Янукович подписывает соглашение, которое означает сдачу ГТС — ведь «труба» переходит в собственность «Газпрома» — то появляется искра, которая может стать поводом к чему-то непредсказуемому, конституционному перевороту или революции», — уверен Окара.

Подтверждает его слова народный депутат от ВО «Свобода» Александр Мирный, который с трибуны парламента заявил о том, что его партия любым способом не допустит продажу ГТС. «И это вам будет даже не 18 мая», — пригрозил он.

В поддержку мнения о недовольстве украинского общества решением о денационализации можно привести результаты опроса, проведенного Центром Разумкова. Подавляющее большинство (59,9 %) опрошенных украинцев считают, что ГТС страны должна оставаться в государственной собственности и управление ею должно осуществляться только украинской стороной. 15,2 % украинцев «склоняются к мнению, что украинскую газотранспортную систему следует передать в управление консорциума, в который входили бы Россия, Украина и ЕС. Еще меньше респондентов — 12,3 % — считают, что украинскую газотранспортную систему можно передать в управление и аренду России в обмен на скидку на газ. И только 2,7 % опрошенных убеждены, что ГТС следует приватизировать и государство не должно вмешиваться в ее деятельность», — говорится в сообщении пресс-службы Центра Разумкова.

Как Януковичу справиться с нежеланием украинцев отдавать ГТС России, ему следует продумать очень основательно. Ведь даже коллеги по партии пока не обеспечивают ему однозначной поддержки. По словам секретаря комиссия ВР по вопросам приватизации «регионала» Антона Киссе, почти треть фракции Партии регионов не проголосует за проект продажи газотранспортной системы. То же самое говорит и глава фракции Партии власти Александр Ефремов.

Шаткая позиция Президента в Верховной Раде в вопросе приватизации трубы дает основания говорить о том, что и Россия пока тоже не будет спешить с подписанием серьезного соглашения с Украиной.

Мы же обязательно будем следить за развитием ситуации.

ГТС «Укртрансгаза» состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении и 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе России с Украиной составляет 288 млрд кубометров, на границе Украины с Польшей, Румынией, Беларусией, Молдавией — 178,5 млрд кубометров, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд кубометров. Природный газ поступает в Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», Уренгой—Помары—Ужгород и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью