Цена «маршрутного» вопроса

03.04.2014 в 09:58:37
Экономика
1 0

1 апреля позади. А это значит, что в Одессе прошла не только Юморина, но и срок ультиматума, назначенный перевозчиками и.о. мэра Одессы Олегу Брындаку. Почти месяц назад стало известно о готовящемся повышении стоимости проезда в одесских маршрутных такси. Особого возмущения одесситов эта информация не вызвала – видимо, при всеобщем росте цен буквально на все остающаяся неизменной стоимость проезда в маршрутках начала смущать даже весьма практичных горожан. Перевозчики отказались давать Репортеру комментарии, почему все-таки обещанного повышения не произошло, и что они планируют делать дальше. Однако мы попытались самостоятельно посчитать и выяснить, насколько 2,5 грн с каждого пассажира покрывают нужды владельцев маршруток и маршрутов. Начать решили с краткого обзора – а как обстоят дела с общественным транспортом в Европе?

Тарифы на общественный транспорт в Украине самые низкие в Европе. Например, городской транспорт в большинстве городов Германии представлен автобусами, трамваями, метро или скоростными трамваями. Тарифы едины для всех видов транспорта, «единый» билет действует с пересадками. Стоимость разовой поездки в берлинском транспорте составляет 2 евро (около 30 грн), билет на весь день стоит 5,6 евро (около 84 грн). Проездной на неделю стоит 24,3 евро (364 грн за 7 дней, или 52 грн в день).

В других странах Европейского союза ситуация примерна та же. И логика тут проста: хотите качество – платите. Высококвалифицированные водители, работающие по нормированному графику, комфортные, чистые, безопасные и удобные автобусы (регулярно проходящие технические осмотры), налаженные и четкие графики движения – все это стоит денег. Европейцы готовы платить, потому что они понимают – на какие цели идут уплаченные ими средства и что они, пассажиры, будут гарантированно получать в виде транспортных услуг. У нас же все совершенно не так. Изначально установленные заниженные тарифы (не покрывающие даже себестоимость обслуживания маршрута) сыграли с перевозчиками злую шутку. Единожды установленные тарифы очень сложно двигать вверх. Особенно с учетом общей финансовой и экономической нестабильности и в режиме перманентных выборов. Почему выборов? Потому что спекуляции на тему «справедливых тарифов ЖКХ» и «честных цен на проезд» – одна из излюбленных тем для политических популистов, которые зачастую оказываются у власти. Однако сегодня ситуация складывается таким образом, что одесситы, пользующиеся маршрутками, должны четко понимать две вещи. Первая – нельзя требовать от перевозчиков комфортной и безопасной поездки, если пассажиры не готовы покрывать расходы транспортников. Второе – ситуация дошла до такой степени накала, что или в какой-то момент различные перевозчики, не сговариваясь, поднимут цены на проезд (каждый на свое усмотрение), или в один день в городе встанут маршрутки.

Смогут ли предприниматели самостоятельно поднять тарифы? Смогут, ибо это право им предоставлено законом. Существует несколько законов и нормативных актов, которые регулируют отношения между частными перевозчиками и огранами местного самоуправления: законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об автомобильном транспорте», «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

В соответствии с действующим законодательством, стоимость проезда в одесских маршрутках не является регулируемой городской властью и устанавливается непосредственно перевозчиком. Конечно, в соответствии со ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и условиями договоров, размер этих тарифов должен быть согласован с заказчиком перевозок. Но, как это часто бывает, порядок согласования и требования к его организации у нас отсутствуют.

Существует целый ряд законов, указов и регулирующих документов, с помощью которых считается тариф. Основной из них – Указ Министерства транспорта «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта» № 1175.

Согласно этому документу, тарифы на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, которые осуществляются в обычном режиме движения, рассчитываются по формуле:

где Tм – тарифы на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, которые осуществляются в обычном режиме движения;

Sп – плановая годовая себестоимость услуг, грн;

Пп – плановый годовой доход от предоставления услуг, грн;

Qп – планируемый годовой объем перевозок пассажиров, обосновывается перевозчиком на основании фактических показателей работы или устанавливается по результатам обследования пассажиропотоков;

Дi – плановые годовые чистые доходы от других видов деятельности, связанных с предоставлением услуг.

Проще говоря, рассчитываемый доход нужно поделить на количество пассажиров. Один из популярных одесских маршрутов перевозит 3 861 000 пассажиров в год при рентабельности в 20% расчетный доход АТП равен 14 250 972 грн в год. Согласно расчетам Одесского независимого научно-исследовательского центра, на сегодняшний день стоимость проезда должна быть 3,69 гривны. Нужно быть справедливыми и помнить о том, что в 2011 году курс доллара был 7,96, в 2014 курс доллара 10,56. Не стояли на месте и цены на бензин. Начался 2011 год с ценой на бензин А-92 – 7,50 грн за литр, а к ноябрю литр 92-го стоил уже 9,6 грн/л, на сегодняшний день литр 92-го стоит 12 грн.

После заявления одесских перевозчиков о повышении тарифов директор Департамента экономического развития Одесского городского совета Игорь Шило заявил, что на уровне городских властей пока нет никаких решений относительно повышения стоимости проезда в городских маршрутках: «Нет пока никаких решений по данному вопросу. По тем предложениям, с которыми к нам обращались в прошлом году, Департамент экономического развития не видел экономического основания для повышения стоимости проезда в городских маршрутках. Прежде всего, потому что транспортные предприятия имеют ряд вопросов с легализацией зарплаты, уровнем зарплаты и так далее. Если сегодня транспортные предприятия Одессы приведут в соответствие с действующим законодательством все свои показатели (среднюю зарплату, возможность пополнять автобусный парк и прочее), то, возможно, такое основание будет. В тех данных, которые мы имели раньше, подобных оснований для повышения проезда в маршрутках не было».

Как долго продержатся перевозчики в таком режиме – не знают даже они сами. С одной стороны, для многих из них это бизнес – выстраданный годами, а с другой – после выборов нового городского головы шансы на изменение стоимости проезда снижаются в разы. Слишком мала вероятность, что в мэрское кресло сядет человек, готовый начинать работу на этом посту с подобных – непростых для большинства одесситов – решений. Когда это произойдет и что послужит толчком к изменениям тарифной политики – покажет время. Остается надеяться, что это будет результат слаженного диалога власти и перевозчиков, а не крупная забастовка, массовые банкротства и уход перевозчиков с рынка, крупные и трагические ДТП.

 


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью