Нам добавят долгов: Об одесском аэропорте и новом кредите

14.04.2012 в 00:10:00
Экономика
1 7

Скандалы, связанные с одесским аэропортом не прекращаются. Одесситы прекрасно помнят, как 8 июля прошлого года решением сессии городского совета его фактически передали в частные руки. Точнее, было создано совместное предприятие ООО «Международный аэропорт «Одесса»». Его участниками стали коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса» и ООО «Odessa Airport Development Ltd.». Доля города в СП составила 25 % - в уставный фонд было внесено имущество аэропорта стоимостью 118 млн грн. И все бы ничего, да только удивлял один момент – уставный капитал «Odessa Airport Development Ltd.» составлял около …1 тыс. грн.

С момента создания СП прошло меньше года, и стало понятно, что сомнения, возникшие у многих по этому поводу, были не напрасны. На официальном сайте горсовета появился проект решения, в котором говорится, что для реконструкции аэропорта планируется получить огромный кредит – 116 млн долл. под 11 % годовых. И получать кредит будет коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса», то есть груз обязательств ложится на город, имеющий в СП лишь долю в 25 %.  При этом один из авторов документа Юрий Преснов заявил: «Ничего сенсационного в проекте нет. Все идет в русле решения горсовета от 2011 года о создании совместного предприятия города с «Odessa Airport Development Ltd.». В договоре сразу оговаривалось, что для реконструкции полосы и здания аэропорта нужны инвестиции». А как же 180 миллионов, которые инвестор якобы должен был вложить в реконструкцию, и о которых говорилось на момент создания СП? Об этом скромно промолчали…

Подарок Кауфману и Грановскому?

С самого начала неофициально говорилось, что столь дорогой подарок в виде одесского аэропорта городская власть сделала Борису Кауфману и Александру Грановскому, известным в городе бизнесменам, владельцам гостиниц «Пассаж», «Бристоль», «Лондонская», акционерам «Финбанка». В этом трудно было сомневаться, ведь в истории с аэропортом прослеживался их «фирменный стиль»: гостиница «Пассаж» перешла в их руки подобным способом – путем образования совместного предприятия.

Благодаря чему эти господа имеют такую милость от городской власти – обсуждать не будем. Но что им делаются поистине «царские подарки» – в этом сомневаться не приходится.

Подумать только: Международный аэропорт «Одесса» – второй в стране по пассажиропотоку после «Борисполя» и самое доходное на момент создания СП коммунальное предприятие города. За 2010 год оно принесло 16 млн грн чистой прибыли. А его взяли и отдали.

Причем, даже после создания совместного предприятия, сюрпризы продолжались. Так, уже в этом году на сессии горсовета ООО «Odessa Airport Development Ltd.» было дано разрешение на разработку проектов отвода земли общей площадью 30 га. Это два участка: один — 21,7 га — выделяется для строительства и эксплуатации пассажирского терминала, второй — под склад горюче-смазочных материалов. То есть об обещанной реконструкции взлетно-посадочной полосы никто и не вспоминал, зато решено было построить терминал и зарабатывать еще больше денег.

Впрочем, жадность новых хозяев поражает: так, стоимость аренды помещений аэровокзала подняли в четыре раза, а тариф за услугу «взлет-посадка» вырос с 3 до 5 тыс. долл. И эта жадность «выходит боком» для аэропорта. Из-за повышения тарифов наш аэропорт уже покинули несколько авиакомпаний. Неужели к такому его «развитию» стремятся в горсовете?

Кстати, при новых хозяевах легче не стало и сотрудникам аэропорта. Так, в этом году работники коммунального предприятия получили уведомления, что должны уволиться из КП и заключить договор с одноименным ООО, при этом не давалось никаких гарантий, что их возьмут на работу в частную структуру. Мало того, людей заставляли отказываться от доплат за совместительство, но при этом они должны были продолжать в полном объеме выполнять свои прежние обязанности.

Тогда же руководство предприятия утверждало, что массовых увольнений не будет. Как заявили в пресс-службе аэропорта: «Трудовой коллектив будет подбираться, исходя из профессиональных качеств каждого сотрудника». А еще «проблемой является возрастной состав работников: 46 % - это люди в возрасте от 50 до 80 лет. Необходимость привлечения молодых квалифицированных специалистов стоит особенно остро». То есть – пенсионеров «на воздух», а, может, и людей предпенсионного возраста, ну тех, кому «от 50»? Известно, что очень многих сотрудников уже уволили.

Но вернемся к проблеме взлетно-посадочной полосы. Когда о ней наконец-то вспомнили, заговорили о кредите. И хотя реконструировать ее обещался инвестор, кредит почему-то будет оформлен на коммунальное предприятие. То есть еще один роскошный подарок владельцам «Odessa Airport Development Ltd.» от городской власти.

Страшные цифры

Итак, брать собираются 166 миллионов долларов под 11 % годовых. Вернуть долг необходимо за 14 лет, начало платежей начнется через 6 лет, с первого месяца 7-го года кредитования.

Но годовые проценты будут начисляться-то с первого дня, поэтому к моменту начала погашения сумма кредита вместе с процентами уже будет составлять 192 млн 560 тыс. миллионов долларов, а через 14 лет - 294 млн 620 тыс. долларов. Огромнейшие деньги, чтобы отдать их. Аэропорт должен показывать чудеса прибыльности, во что, видя нынешнее «грамотное» им распоряжение, верится с трудом.

В любом случае, от этого пострадает город и сами одесситы. Алексей Костусев, придя к власти, жестко критиковал предыдущего мэра, взявшего кредиты, которые теперь приходится отдавать. Но при этом некоторые эксперты считают, что, по сравнению с кредитом, который планируется взять на реконструкцию аэропорта, кредит, взятый Гурвицем, вовсе не такой тяжелый груз. Именно этого мнения придерживается депутат областного совета, экономист Николай Шутов. Тем более, что сейчас экономическая ситуация намного хуже, чем тогда.

Николай Шутов считает, что взять кредит, по сути, для частной компании, особенно при нынешнем состоянии экономики – это преступление. А гарантия горсовета означает, что средства на погашение кредита могут направляться из городского бюджета, вместо того, чтобы направлять их, скажем, на нужды горожан. И вообще, вся эта схема – просто способ полного захвата аэропорта.

В свою очередь, экс-советник мэра Вадим Черный считает, что данный кредит может быть фиктивным. Он ссылается на то, что вряд ли западный банк рискнет дать кредит, когда у горсовета нет реальной возможности его погасить ни с доходов аэропорта, ни за счет бюджета. Есть в этом плане проблемы и с украинскими банками, которые будут опасаться, что спустя столько лет власть может смениться, а новая не даст отобрать залоговое имущество. В этой связи он вспомнил старую историю с «Финбанком»: в свое время Грановский и Кауфман «наполнили» уставный фонд «Пассажа», проведя 11 млн долл. через свой «Финбанк». Эта схема может повториться: через банк берется кредит в 116 млн долларов, но основная часть его практически сразу возвращается владельцам. Тем более, что реальная стоимость реконструкции взлетно-посадочной полосы несравнимо ниже заявленной суммы кредита, и разница в цифрах будет значительной. А обязательства по кредиту останутся городу.

Впрочем, участие в схеме «Финбанка» может быть лишь предположением. А вот сумма в 116 миллионов удивляет однозначно – ведь нет утвержденной проектно-сметной документации на реконструкцию, откуда взялись именно эти цифры? При этом возможную причину таких весьма безответственных действий горсовета Вадим Черный видит в том, что нынешние депутаты рассчитывают, что, когда придет время отдавать кредит, их полномочия уже закончатся и отвечать будут другие.

Добавим, что мнения других экспертов отличается от вышеприведенных в деталях, но сходятся в основном: брать столь огромный кредит, имея явный риск окончательно потерять аэропорт и «подставляя» город, иначе как аферой не назовешь.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью