Отчего в Одессу не летают: что нужно, чтобы авиабилеты подешевели в несколько раз

06.07.2015 в 12:59:49
Экономика
1 0

Свою первую видимую победу глава Одесской областной государственной администрации Михеил Саакашвили может условно записать так: «Чиновники сняли ограничения на полеты авиаперевозчикам, которые захотят осуществлять рейсы в Одесском аэропорту, причем сделали это после эмоционального вмешательства Михеила Саакашвили». И с 29 июня Госавиаслужба Украины приняла решение запустить в Международном аэропорту «Одесса» режим «открытое небо». Но принесет ли это одесситам радость, пользу и удобство - вопрос открытый.

«Открытое небо»: есть риски 

На заседании специальной комиссии по полетам украинских авиакомпаний Михеил Саакашвили обвинил руководителя Государственной авиаслужбы Украины Дениса Антонюка в обслуживании олигархических интересов компании-монополиста – «Международных авиалиний Украины», которую связывают с Игорем Коломойским. После этого Госавиаслужба разрешила совершать рейсы в Одесский аэропорт любым компаниям, в том числе и лоукостам (они предлагают авиабилеты по низкой стоимости в обмен на отказ пассажиров от некоторых видов сервиса).

Ранее в Одесском аэропорту действовали ограничения на количество рейсов. Это объяснялось как существующими ограничениями в межправительственных договорах о воздушном сообщении, так и тем, что таким образом государство защищает интересы отечественных перевозчиков.

Впрочем, по словам экспертов, определенный резон в ограничении полетов все-таки есть: после того, как все страны Евросоюза сделали общее «открытое небо» над своими странами, некоторые из вновь вступивших в ЕС государств потеряли национальных авиаперевозчиков, которые не выдержали конкуренции. «Самые большие проблемы возникли в Литве, Болгарии, Словакии, Венгрии. С другой стороны, все граждане имеют возможность совершать перелеты между странами ЕС в удобном и достаточно дешевом режиме», - рассказал Репортеру эксперт авиарынка Сергей Кадученко.

Что мешает летать? 

Одесса стала вторым городов в Украине с «открытым небом». Первым свой аэропорт открыл Львов, это произошло в начале апреля этого года. Впрочем, результатов город пока не увидел.

«Во Львове, как и в Одессе, ограничения сняли в одностороннем порядке, то есть, мы запреты сняли, а иностранные государства — нет. Но за все это время ни одна новая компания, ни один лоукост во Львовский аэропорт не пришли. Чтобы прилетели иностранные туристы, нужна спокойная ситуация в стране», - говорит Сергей Кадученко.

Однако унывать не стоит: при условии выполнения последующих шагов увеличение пассажиропотока в Одесском аэропорту все же возможно.

По словам экспертов, проблема не только в том, что большинство рейсов в Одесском аэропорту совершает МАУ. Кстати, как сообщили Репортеру в пресс-службе аэропорта, сейчас в Одессу и из нее полеты совершают 17 компаний, в том числе, около 10 – иностранных. Правда, львиная доля перевозок принадлежит все-таки МАУ.

Однако помимо необходимости предоставления равных конкурентных возможностей компаниям нужно решить еще несколько проблем. Об одной из них недавно также заявил Михеил Саакашвили: «Стоимость перелетов в авиакассах Одессы искусственно завышена из-за того, что компания-монополист реализует топливо на 30% выше его фактической стоимости в Борисполе и других аэропортах. Хотя, если подумать логически, топливо везут недалеко от порта и его стоимость должна быть ниже. Мною было поручено созвать экстренное совещание по данному вопросу, кроме того, я попросил Службу безопасности заняться этим вопросом вплотную. Я хочу, чтобы в аэропорту Одессы стоимость авиабилетов была приведена в соответствие с рыночной в кратчайшие сроки, а также чтобы приступили к работе новые поставщики топлива», - заявил губернатор.

По мнению экспертов, топливо действительно слишком дорогое: «Стоимость керосина в Украине почти в два раза выше, чем в Европе. Это не может не сказываться на стоимости билета», - уверен Сергей Кадученко.

В пресс-службе аэропорта нам сообщили, что заправкой воздушных судов авиатопливом в Одессе занимается ООО «Лукойл Авиэйшн Украина».  Компания является топливным агентом аэропорта с 2012 года. Впрочем, по информации пресс-службы, ООО «Международный аэропорт «Одесса» непосредственно не занимается вопросами закупки и продажи топлива авиакомпаниям. «Все взаимоотношения между потребителями топлива (авиакомпаниями) и топливным агентом (ООО «Лукойл Авиэйшн Украина») находятся в сфере взаимоотношений этих субъектов. Тем не менее, руководство аэропорта выступило инициатором проведения переговоров для поиска возможностей снижения стоимости топлива. В результате проведения комплекса совместных мероприятий руководства аэропорта и топливного агента, в свете которых впервые была реализована заправка самолетов авиатопливом марки Jet A-1 европейского производителя, удалось снизить стоимость топлива на 30%. Таким образом, стоимость топлива в одесском аэропорту на сегодня соответствует среднерыночной стоимости в Украине», - заверили в аэропорту.

Кстати, в марте этого года одесское отделение Антимонопольного комитета Украины начало расследование дела относительно «Лукойл Авиэйшн Украина» по признакам нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Компанию подозревают в «злоупотреблении монопольным положением на рынке услуг по реализации (поставке) авиационного топлива для воздушных судов и их заправки на территории Международного аэропорта «Одесса».

Вторая проблема – завышенная стоимость хендлинга – наземного обслуживания воздушных судов. «В украинских аэропортах высокие цены на аэродромное обслуживание. Например, несколько лет назад в одном из наших аэропортов только уборка небольшого самолета — проход уборщицы с пылесосом – стоил 200 долларов. А в аэропортах обслуживанием самолетов в основном занимается одна компания-монополист», - говорит С. Кадученко.

В Одесском аэропорту обслуживанием самолетов занимается одна компания – ООО «Аэропорт Хендлинг». Правда, в пресс-службе пояснили, что компания занимается только уборкой в самолетах, остальные мелкие услуги и разные технические работы выполняют компании поменьше, а также сотрудники самого аэропорта. Как следует из Единого государственного реестра юридических и физических лиц-предпринимателей, «Аэропорт Хендлинг» была зарегистрирована в Одессе в сентябре 2010 года по адресу: улица Леха Качинського, 12. Руководит ею Олег Голохвастов, а учредителями являются британская компания «Airport Development Solutions Ltd» (уставной капитал – 3 млн 9699 грн) и зарегистрированное в Киеве ООО «Аэропорт Солюшнз» с уставным капиталом в размере 301 грн. Впрочем, эта же британская фирма является учредителем и киевской компании. Однако учредителем самой британской фирмы является кипрская – Filarito Services Ltd. Обслуживать одесский аэропорт предприятие стало в 2011 году, а в 2013 году – Симферопольский аэропорт и «Борисполь», причем в «Борисполь» она пришла после назначения его руководителем бывшего директора одесского аэропорта Алексея Кочанова.

Третья причина дороговизны билетов – официальные аэропортовые сборы, которые в Украине устанавливаются Министерством инфраструктуры. «Только за счет аэропортовых сборов билет в обе стороны дорожает в среднем на 30 долларов», - приводит цифры Сергей Кадученко.

Лоукостам придется доплачивать

По мнению экспертов, наладить хорошее авиасообщение в Одесском аэропорту можно, лишь решив обозначенные выше проблемы, а также в тесной связке лоукостов и туристических компаний.

«Города, которые хотят привлекать туристов, обычно доплачивают лоукостам разницу, которую они теряют на убыточных перевозках. В Одессу, например, немецкий турист поедет примерно в таком случае. Сидя дома, он прочтет буклет об Одессе, где будет написана стоимость перелета. «О, в Одессу дешевле лететь, чем в Грецию, в два раза. Правда, там была война, но летит немецкая компания, если что, вывезут. Зато цены на отдых там намного ниже». Вот только в таком случае турист прилетит в Одессу. И, конечно, если в городе не будет терактов, а в Украине закончится война», - пояснил С. Кадученко.


Читайте также

Кто «крышует» российский «Трансбункер», «захвативший» украинский порт?
03.07 в 21:00:10|Политика
0 0

«Одесса архитектурная»: исследуем проспект Шевченко
18.03 в 11:48:09|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью