«Одесса архитектурная»: богатство улицы Новосельского

11.05 в 17:48:13
Архитектура
1 3

На фоне архитектурного многообразия Одессы улицу Новосельского сложно назвать особенной. И все же она обладает своим настроением и характером. Интересна улица, прежде всего, чередованием стилей и эпох — повсюду уживаются дома большие и маленькие, красивые и не очень, старые и «молодые».

Улице Новосельского, как и большинству ее соседок, удалось сохранить жилой профиль. Здесь чувствуется пульс старой Одессы: дворы-колодцы увешаны стиркой, повсюду снует детвора, бегут куда-то озабоченные хозяйки с торбами, а облик домов определяют не только стилистические приемы, но и броские вывески магазинов.

По непонятной причине нумерация домов по улице Новосельского начинается с конца. Было бы логично считать дома от Преображенской, то есть от сердца города, давшего жизнь своим окраинам. Нет, так нет. Все равно поступим по-своему и пойдем гулять с конца.

На углу Новосельского и Преображенской нас встречает старинный и, увы, обветшалый дом, сочетающий классические и ренессансные подходы. По этой причине определить время его строительства сложно. Это может быть любой год с 1860-го по 1900-й.

 

Помимо обязательного ремонта, было бы неплохо выкрасить здание в более веселые тона — как-никак, бойкий перекресток, да и форма дома необычна.

На другой стороне улицы, под 100-м номером, расположен Доходный дом Общества приказчиков-христиан, выстроенный в 1911 году.

Приказчики, ныне известные как «топ-менеджеры», имели интересную особенность кучковаться по религиозному принципу. В Одессе существовали отдельные общества приказчиков для христиан и евреев, которые выступали и как застройщики. Еврейское сообщество в этом плане было плодотворнее - ему принадлежит десяток домов по всей старой Одессе. Возможно, случилось так потому, что для евреев вопрос общности и соседства со своими единоверцами более важен — сказалось культурное своеобразие и три тысячи лет проживания в диаспорах.

 

А теперь о самом доме. Викентий Прохаска был одним из тех оригиналов, кто пытался, притом успешно, популяризировать в Одессе зеленый цвет. Здесь, как и на Преображенской, 4, он воплотил свою затею сполна. Примечательно в доме оформление окон. «Глаза» здания подчеркнуто выделены в секции-обрамления, а горельефные вставки под ними придают всему дому величие и нарядность.

99-й дом напоминает нам, что мы уже не в центре. Малоэтажные дома с двухскатной крышей идеально подходят для строительства на их месте «высоток».

Хотя мы привыкли считать чуть ли не все старинные дома Одессы красивыми, на самом деле это не так. Всегда строили что-то плохо, что-то кое-как, а действительно «вкусная» архитектура всегда была редкостью. Один из ее примеров видим на Новосельского, 98 (угол Тираспольской).

Построен дом в 90-х годах ХІХ века. Имени архитектора, к сожалению, выяснить не удалось.

В оформлении дома есть несколько тонкостей. Зодчий не стал лепить декор на первый этаж. Он выдержан предельно просто, что придает всему зданию эффект легкости и не уподобляет его калорийному торту. Главный акцент сделан на среднем этаже с его обаятельными наличниками. Третий этаж оформлен проще, но здесь используется писк моды 90-х — «алмазный руст». Это такие квадратики между окон, затесанные под пирамиду.

И, наверное, самое важное в этом доме - цвет и ремонт. Одесская архитектура, по существу, - двухцветная. Здание выкрашивается в один цвет, а некоторые детали (скажем, окна) — в белый. Позднее это правило стали нарушать, выкрашивая дома в один цвет, который с течением времени мрачнел и терял вид. Так вот, этот дом такая судьба обошла, что помогло сохранить ему привлекательность, а недавний ремонт прибавил веселого настроения.

А теперь оглянитесь назад и оцените модерный дом № 97, в частности, арку при входе во двор. Это один из примеров, когда интересный дом испорчен советской покраской.

 

На перекрестке улиц Новосельского и Тираспольской возвышается 4-этажный доходный дом Зонштейн — одной из богатых купеческих вдов, которая, не в силах продолжать дело своего мужа, решила построить небольшой «домик», дабы до конца своих склочных дней сдавать его в аренду состоятельным одесситам. Для того времени это типичная история. Большинство доходных домов старой Одессы носят именно женские имена.

Достоинство указанной госпожи Зонштейн в том, что она дала подзаработать молодым и перспективным архитекторам Семену Ландесману (его считают отцом «живописного модерна») и Адольфу Минкусу (при Советах он построил много санаториев, больниц и институтов). А. Минкус позаботился о конструктивном решении здания, а С. Ландесман придумал декор. В частности — этот фантастический эркер на углу.

Далее, на Новосельского, 94, стоит приземистый дом 30-х годов. Посредине здание «углубляется», как бы приглашая прохожего в свои сталинские объятия. Такой прием был очень моден в эпоху конструктивизма. Наибольшую выразительность он получил в крупных жилых комплексах с их открытыми дворами, выходящими на улицу. Такие есть на Французском бульваре, 12; Разумовской, 2; Маразлиевской, 2 и в Пироговском переулке, 9. По аналогии можно предположить, что и перед этим домом в свое время были клумбы и росла какая-нибудь березка.

Наша прогулка по улице Новосельского продолжается, и я по-прежнему фотографирую дома, которых потом не оказывается ни в реестре памятников архитектуры, ни в других источниках. Следовательно, это типовая архитектура. Но иногда она бывает на редкость симпатичной.

Вот, например, дом № 88 с его элегантными балконами и удачным решением центральной секции. Обратите внимание на «урезанные» наличники над окнами 3-го этажа. Они напоминают «бровки домиком», как у ослика Иа, а в сочетании с аркой внизу весь дом похож на испуганное лицо с открытым ртом.

79-й номер выстроен из кирпича в 1898 году по проекту архитектора Льва Влодека. О кирпичной архитектуре мы подробно рассказывали в нашей прогулке по Большой Арнаутской, а о Льве Влодеке — нет. А ведь он настоящий мэтр жанра, заслуживающий звания «самого кирпичного архитектора Одессы».

Дом № 75 на углу улицы Льва Толстого — одно из наиболее «тяжеловесных» в старом городе по масштабам и стилистике строений. Такое впечатление обеспечивает глубокая рустовка («блоки» стены выступают чуть ли не на 10 см) и построение верхнего этажа. Он здесь самый - высокий за счет чердака и, к тому же, окаймлен массивным карнизом.

Кстати, еще более грозное здание расположено на улице Бунина угол Польской — сейчас там находится клуб «Один».

9-этажный дом на Новосельского, 69/71, решен в той же стилистике, что и позднейшие дома по улице Ядова или где-нибудь на Тополевой. Единственное, чем проектировщики уважили исторический ореол центра города, так это подобие скатной крыши и башенок.

Архитектором проекта стала Елена Шарова, инженером — Анатолий Атракевич. Прежде на месте новостроя стоял ветхий дом 1845 года.

В то же время, именно простота этого дома позволяет подчеркнуть своеобразие соседей и притом не затеняет их достоинства. И это очень симптоматично. Сплошь и рядом видно, как современные дома, насыщенные декором и прочими деталями, кажутся грубыми и тяжеловесными, в то время как их «скромные» коллеги неплохо вписываются в окружающую застройку. Вопрос выбора стиля для современного здания в центре города не так прост, как кажется, и требует тщательной оценки всех возможных вариантов.

Соседний дом № 67, как по мне, очень мил. Украшает его нефункциональный и дорогой прием —  вместо выносного балкона-эркера архитектор использовал арку, покрывающую обычные балконы. Сегодня уже неважно, насколько это увеличило стоимость квадратного метра — смотришь и любуешься. И так - по всей Одессе.

Кроме того, у дома необычный двор.

Кирху мы обходим почти принципиально. О ней порассказано очень много, в отличие от обычных жилых домов на Новосельского. Скажем только, что с самого основания Одессы наша улица называлась Немецкой — здесь компактно проживала прусская диаспора.

А вот изюминка дореволюционных риелторов: Дом меблированных комнат на Новосельского, 64. Построено величественное здание в 1910 году по проекту Леонида Чернигова — выдающегося модерниста и, кстати говоря, крупного домовладельца. Несмотря на интересные пластические находки —  лукообразный наличник арки, окошки-иллюминаторы и ножки полуколонн - в целом здание выглядит угловато.

К сведению: в этом доме несколько месяцев жил Георгий Жуков, возглавлявший после Великой Отечественной Одесский военный округ.

Настоящая достопримечательность находится сбоку дома. Между ним и домом № 64 находится узкий проход. Путешествие по нему позволяет окунуться в атмосферу Древнего Рима с его высокими домами и узкими разбитыми улочками. В проходе, как и положено, всегда тьма и сырость. Преодолев его, попадаем в весьма неприглядный двор.

Перекресток Новосельского и Торговой окружают простенькие дома середины позапрошлого века. Приземистые, с маленькими окнами, они, тем не менее, симпатичны и самодостаточны. О бытовых подробностях лучше промолчать.

В солнечную погоду их дворы завсегда увешаны стиркой. На фото — двор дома № 50.

Далее нас встречает первая в городе 16-этажка, построенная в 1978 году. Проект разрабатывал именитый архитектор Ефим Вайнштейн, автор нескольких изящных «сталинок» в центре города.

Особое внимание Е. Вайнштейн уделил планировке — в то время это была больная тема и архитекторов и, тем более, жильцов. Так что внутри получился дом повышенной комфортности, тогда как снаружи — настоящие многоэтажные трущобы. А все из-за сплошных незастекленных балконов, на которых каждый волен разводить «шанхай» и устанавливать окна по своему усмотрению. Позднейшие «высотки» на поселке Котовского и Таирова в этом плане куда более удачны.

Под № 32 встречаем интереснейший жилищный комплекс, построенный в 1926 году по проекту Моисея Линецкого.

Вообще первый настоящий многокорпусный жилой комплекс появился в Одессе в 1912-13 годах на Пироговской, 3-5. Его автор — Яков Пономаренко —  хотя и был модернистом, но, желая приблизить свое творение к требованиям функциональности и экономичности, явил миру чисто конструктивистский продукт. М. Линецкий действовал наоборот. Работая в рамках конструктивизма, ставшего модным после Гражданской войны, он, тем не менее, решил использовать модернистские приемы.

Как и в большинстве домов 20-30-х годов, здесь большое внимание уделено вопросам освещения и озеленения. Поэтому двор комплекса красивый и просторный, что радует жильцов и по сей день. Добавим сюда хорошую планировку и дома М. Линецкого окажутся в списке наиболее комфортного жилья старой Одессы.

На углу Новоселького и Коблевской находится интересный «дом-утюг», построенный в 1912 году архитектором Фридрихом Кюнером для домовладельца Свищинского. Необычная планировка и башенка на углу уподобили дом средневековому замку.

Здесь наша прогулка подходит к концу.

 

Читайте другие материалы рубрики «Одесса Архитектурная»:

Путешествие в мир балконов

Большая Арнаутская: улица под снос

Исследуем проспект Шевченко

Тихие омуты Кузнечной


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Руслан Сауляк о государственной службе, сотрудничестве с вузами и перспективах для молодых специалистов

Уже не первый год в нашей стране проходит реформа государственной службы, одной из программных целей которой является обновление государственного аппарата и привлечение на госслужбу молодых квалифицированных специалистов.

24.05 в 17:50:00|Общество
1 0
Все интервью