Кинодневники ОМКФ. Китайская загадка и срыв покровов с Алексеева

16.07.2014 в 20:20:03
Культура
1 0

Репортер начинает публиковать серию рецензий на фильмы, демонстрируемые на юбилейном пятом ОМКФ. Можно оговориться сразу, что критики в один голос тверлят. что последние 12 месяцев выдалис неурожайными на качественные киноработы. Тем не менее фестивалное кино, как и прежде , заставляет думать и сопереживать. Итак, день первый отметился первой лентой международной конкурсной программы и премьерой нового российского кино.

Черный уголь, тонкий лед… слишком тонкий

Внимание к золотому медведю «Берлилнале», новому китайскому детективу-триллеру Дяо Инаня «Черный уголь, тонкий лед», безусловно, было повышенное. Не только потому, что он был включен в Международную конкурсную программу ОМКФ, но и потому что отборщиками Одесского кинофестиваля удивительно удачно удается подбирать этническое кино. Взять хотя бы индийский «Ланчбокс» ОМКФ-2013, который уступил главного «Золотого Дюка» лишь российской ленте на злобу дня «Географ глобус пропил».

Но в отличие от Индии, Китай не был пронзительно-утонченным, нет, картина полностью оправдывает стиль нео-нуар. Кровь, детективная история, femme fatale, серые урбанистические пейзажи и грамотно выстраиваемая атмосфера давления на зрителя – в этом фильме есть все, что нужно для добротного детектива. Но почему-то думалось, что этот фильм станет чем-то другим – каким-то культурным открытием, сдергиванием занавеса таинственности с одной из древнейших цивилизаций. Но нет – мы увидели международный язык и универсальные проблемы, сюжет, позволяющий перенести его в любую точку земного шара и достаточно убедительную игру актеров.

В фильме есть две сцены, которые достойны мастеров криминальной драмы вроде Квентина Тарантино. Это, безусловно, сцена стрельбы в парикмахерской, которой пророчат внесение в свежие учебники по кинематографу и финальная сцена с разлетающимися во все стороны фейерверками на месте преступления. Безусловно, кинокритики найдут в ней экзистенциальный смысл и показанную абсурдность порой человеческого бытия.

Словом, зритель ждал от картины большего, хотя выходя из зала не понимаешь, что тебя не устроило. Актеры? – Нет. Режиссура? – Нет. Сюжет? – Достаточно предсказуем, но не банален. Нужные крупные планы, игра света и звука. Но на то оно и кино переходного периода, кино, ищущее новые формы, чтобы стать смешением и делать шаги вперед постепенно, в ожидании прорыва и революции. Китайская лента сделала шаг, но революции не получилось. Для европейского зрителя. Однако все мировое киносообщество посмотрело на Китай по-другому, посмотрело на Китай, завоевывающий киномир, медленно, но уверенно.

Кинокритик Антон Долин попытался объяснить выбор берлинского жюри и немую сцену в зале после объявления обладателя «Золотого медведя»: «Чем же так хорош — кроме яркого заголовка — «Черный уголь, тонкий лед»? Прежде всего — необычностью формы. Это отчетливо жанровый фильм: триллер-нуар о следователе, который ищет маньяка-убийцу и по ходу расследования влюбляется в femme fatale. Вместе с тем все условности жанра здесь отменяются. Действие разворачивается на унылых зимних улицах современного мегаполиса, а обшарпанные стены зданий и заплеванные тротуары вовсе не выглядят как тщательно сдизайнированные. Героя после неудачной операции — сцена перестрелки в парикмахерской по справедливости должна быть включена в новейшие учебники по всем базисным кинопрофессиям — разжаловали, и он устраивается на мелкое предприятие охранником. Роковая женщина ездит на велосипеде и работает в убогой прачечной (немалую роль в детективном сюжете играет потерянное героиней когда-то дорогое пальто, возместить стоимость которого ей было не по карману). Единственным доступным развлечением для персонажей оказывается поход на муниципальный каток. Неудивительно и то, что изобретательные убийства совершаются при помощи коньков.

Другими словами, перед нами нетривиальный опыт по скрещиванию «кинематографа социальной ответственности», который всегда так ценился на Берлинале, с чисто развлекательным жанровым зрелищем. Сюжет «Черного угля, тонкого льда» отсылает к американскому «Основному инстинкту», его причудливая трансформация напоминает о корейском детективе «Воспоминания об убийстве», а визуальное решение рифмуется с последней драмой главного классика современного китайского кино Цзя Чжанкэ «Прикосновение греха». Финал же, формально совершенно банальный (ловят и арестовывают убийцу, справедливость торжествует), решен как экзистенциальная абсурдистская драма с опасными для жизни фейерверками.

Даже если считать «Черный уголь, тонкий лед» не более чем удачным опытом по смешению жанров, присужденного ему «Золотого медведя» можно рассматривать как выданного целой кинематографии, а не конкретной съемочной группе. Возможно, авансом, но ведь за Китаем будущее. Если кто-нибудь в этом еще сомневался пару дней назад, теперь пора отбросить любые сомнения».

Кино про Алексеева… или про кого?!

Первой российской премьерой ОМКФ стал третий полнометражный фильм Михаила Сегала «Кино про Алексеева». Михаил Сегал не только срежиссировал картину, но и сам написал сценарий и музыку. Идея фильма пришла к нему летом прошлого года при прослушивании ночной радиопередачи: ведущая в эфире радостным голосом просила мужчину с гитарой спеть «ту самую, известную» песню. Как рассказал режиссер, его поразила эта нелепость и он за очень короткое время написал сценарий.

Сегал признался, что в главной роли видел совсем другого актера, но с ним сотрудничество не сложилось. Чтобы вызвать у зрителя ассоциацию с советской эпохой, нужен был известный советский актер соответствующей возрастной категории - так к съемочной группе присоединился Александр Збруев. Сам Збруев фильм еще не видел, хотя именно эту роль многие критику уже назвали едва ли не лучшей в его карьере. Премьера «Кино про Алексеева» состоялась на «Кинотавре», а на Московском МКФ фильм открывал программу российского кино.

Сегал отметил, что очень часто слышит комплименты воссозданной «атмосфере советского кино», но сам лично считает это оскорблением, так как намерений вызвать ностальгии по советскому прошлому у него не было, но сама история не могла произойти и в другую эпоху. Что касается бардовской песни, то у режиссера к ней нейтральное отношение и никакого конкретного барда он не имел в виду, создавая образ своего главного героя. Изначально проект назывался «КСП», но понимая, что никто младше 40 не знает расшифровку этой аббревиатуры, Сегал решил сменить название.

Чего бы не хотел режиссер, но это было, идеологический курс на «светлое советское прошлое» был задан. Во многом, диктуют такие условия времена сегодняшние: сегодня легко и просто можно найти декорации для глубокого или не очень «совка». Во-вторых, сама история никчемного человека в обстоятельствах, когда выживают, в первую очередь, именно такие люди, вызывает именно ностальгию и поднимают целый пласт памяти. Увы, мы все равно продолжаем видеть большой и качественный клип с огромным количеством прецедентных образов: космонавты и Гагарин как символ победы, гитара и костер, кабинеты КГБ и махровые свитера. Режиссер категорически не приемлет сравнения с работой клипмейкера, однако в этом нет ничего постыдного: мы живем в клиповом мире, где картинки сменяются с калейдоскопической скоростью, и такая форма реализации сценария глубоко адекватна.

Однако при этом у фильма масса достоинств, начиная с актерской работы Александра Збруева. Автор признается, что в некоторых моментах он свою историю «переразжевал». К тому же разворачивание биографии на фоне значимых событий – далеко не нова. Тем не менее, мы видим, что чем глобальнее события, происходящие в стране, тем более мелкими становятся проблемы самого главного героя. Критики говорят, что Михаил Сегал пытался создать полифонический роман. Только страниц у романа пока не хватает.

Человеческое счастье и его рецепт… вот та проблема, к которой обращается автор.Дать то, что тебе по-настоящему нужно и именно в тот момент, когда тебе это нужно, - вопит главный герой. Момент наступает, когда ты получаешь желаемое – отвечает автор. Российское кино, как и мировое, пытается соединить яркую форму и внятное содержание. То одно, то другое часто хромает. Но я не устану говорить, что мы находимся в переходном периоде, и без подобных экспериментов к новому киноязыку не прорвемся. Так что все, что происходит, - прекрасно.


Читайте также

Хэллоуин: одесские чернокнижники уедут в Николаев, а театралы повеселятся на втором кладбище
30.10 в 16:29:42|Общество
0 0

Одесситы «делают базар» в интернете
06.11 в 10:35:58|Общество
0 0

Детская жестокость: уродливое дитя, порожденное обществом
«Одесса архитектурная»: Большая Арнаутская – улица под снос
02.04 в 15:33:42|Архитектура
0 8

«Одесса-архитектурная»: путешествие в мир балконов
18.04 в 23:25:19|Архитектура
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью