Динозавров убил холод, - исследование шведских ученых

14.02.2017 в 19:22:00
Любопытно
1 0

Небеса потемнели и растения пожухли. Целых три года средняя глобальная температура была ниже нуля. Данные исследования о причинах вымирания динозавров опубликовало шведское издание Expressen.

Новые данные свидетельствуют, что последствия падения метеорита, который привел к вымиранию динозавров, были значительно существеннее, чем кто-либо предполагал. Они были опустошительными. Новое исследование, посвященное этому вопросу, дало нам свежие знания о том, насколько на самом деле серьезным было это событие.

— Холода, последовавшие после падения астероида, сформировавшего кратер Чиксулуб в Мексике, стали поворотным моментом в истории Земли, — рассказала главный автор исследования Джулия Бруггер (Julia Brugger), работающая в Потсдамском институте изучения климатических изменений, научно-исследовательскому журналу Geophysical research letters.

Вымерли не только динозавры. На самом деле, вероятнее всего, во время катастрофы или почти сразу после нее погибла половина всех видов жизни на Земле.

Климатологи провели эксперимент, который позволил наглядно продемонстрировать ход событий после удара. Для реконструкции впервые был использовано компьютерное моделирование, которое обычно использовалось в другом контексте — для создания климатической модели, включающей атмосферу, море и морские льды.

Долгая темнота

Результат был неожиданным и отчасти поменял старое представление об этом конкретном массовом вымирании на планете (их было несколько).

Уже сам удар был, вероятно, ужасен, во всяком случае, для прилегающих областей. Вокруг началась экстремальная жара и бушевали обширные пожары, а цунами бешено накатывались на берега.

Но одного этого было бы недостаточно, чтобы уничтожить так много видов.

Поэтому доминирующей теорией стало то, что потом Земля остыла. Раньше гипотезы сосредотачивались на пыли, которая при ударе взметнулась вверх и преградила солнечному свету доступ на поверхность Земли. Когда вымерли растения, нуждающиеся в солнце, изменения стали шириться, как круги на воде, и катастрофически повлияли на все пищевые цепочки планеты.

Но, возможно, массовым убийцей стал еще один фактор, который привел к тому, что темнота и глобальное похолодание были очень долгими.

Температура упала с 27 до 5 градусов

Новое исследование показало, что одной из главных причин похолодания были сернистые газы, которые выделились при ударе и образовали сернистые облака высоко в воздухе. Именно они блокировали солнечный свет и способствовали тому, что Земля охладилась на гораздо более длительный срок, чем ученые считали ранее.

— Длительное похолодание, вызванное сернистыми газами, гораздо больше способствовало массовому вымиранию, чем пыль, которая остается в воздухе лишь сравнительно недолгое время, — рассказал соавтор проекта и руководитель исследовательской группы Георг Фёльнер (Georg Feulner) журналу Geophysical research letters.

Последствия были настолько масштабны, что прошло минимум 30 лет, прежде чем климат восстановился. Но для многих видов было уже поздно.

Например, в тропиках средняя температура упала с 27 градусов до пяти.

— Стало холодно. Очень холодно. Динозавры привыкли жить в цветущем мире. После удара три года средняя температура была ниже нуля, — говорит Джулия Бруггер.

Из-за похолодания выросли полярные льды.

В морях произошли большие изменения, морская экосистема очень пострадала, многие виды вымерли, свидетельствует исследование.

Это подтверждается и тем, что вода на поверхности стала холоднее, а значит, плотнее и тяжелее. Когда массы воды начали опускаться вниз, более теплые слои поднимались вверх и, вероятно, влекли за собой питательные вещества. Это привело к сильному цветению водорослей. Скорее всего, ядовитые вещества от водорослей очень плохо сказались на прибрежной жизни.

Самая большая угроза — человек

Как развивалась бы история Земли и человека, если бы астероид промахнулся мимо нашей планеты, мы никогда не узнаем.

В любом случае ясно, что когда вымерли динозавры, это освободило место для развития других живых существ.

Катастрофа расчистила путь для эволюции млекопитающих, а значит впоследствии и человека, который в результате попал на верхушку пищевой цепочки Земли.

Так что у нас есть все причины поднимать взгляд к небу и выискивать астероиды, которые могут угрожать нашему будущему, считают потсдамские ученые.

Хотя самую ужасную угрозу все же составляют не дожди из камней и льда, летящие из космоса.

— Удивительно видеть, как повлиял удар большого астероида на развитие жизни. Массовое вымирание показывает, как уязвима жизнь на Земле. А еще это доказывает, как важен климат для всех форм жизни на нашей планете. Но, по иронии судьбы, сейчас самая актуальная угроза исходит не от похолодания климата, а, напротив, от глобального потепления, которое провоцирует человек, — считает Георг Фёльнер.

Оригинал публикации: Kyla och mörker dödade dinosaurierna

Перевели: ИноСМИ

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество