Клонирование «вежливых» людей

13.01.2015 в 10:31:16
Общество
1 0

…В правой руке пульт, левая занята взбиванием яиц или прилипшим к уху мобильным телефоном. Повседневный разговор перетирания костей домашней суеты нарушается привычными фразами киношных детективов. «Бойцы подразделения сегодня ночью уничтожили укрытие боевиков». «Террористы продолжают обстрел мирных районов города». «За истекшие сутки были потери с обеих сторон»…

Мы уже привыкли к тому, что пересоленный борщ не от влюбленности, а от новых сводок «с полей», а лента фейсбука переплетена гламурными фотографиями юных депутаток с фотографиями украинских бойцов.  Наши тела смешались с ботексом и рваными ранами, а наш мозг разрывается от дэнэровсвкой тяги «к свободе». Феномен терроризма сегодня мне напоминает учебники истории еще тогда Советского Союза, когда фраза «мы построим коммунизм во всем мире» стала метафорой террора. Сегодня это наша реальность, из которой хочется уйти дальше. Ведь жизнь одна и она, чертовка, так стремительно уходит. Но чем глубже начинаешь погружаться в эту проблему, тем больше понимаешь, что мир действительно имеет множество оттенков серого. И террор - серого цвета.  

Гносеологию террора  можно оставить на растерзание социологам, политологам, историкам и прочим гуманитариям, где тема насилия еще представляет негрантовый интерес. Мой интерес больше касается анализа лоббирования темы, которой становится не только много на наших экранах, но которая еще больше превращает нас в «базаровых». Мы превращаемся в компьютерных персонажей в пластмассовой коже, с тонкими талиями и стандартным объемом головы. Есть заготовки, по которым нас штампуют креативные мальчики в прокуренных офисах. И деньги не главное в их работе. Увлеченные проектом они могут неделями работать за еду, чтобы дать миру очередную порцию корма. Отфошопленного, не перенасыщенного синхронами и уложенного в хронометраж. Поэтому умение мыслить и думать в формате новостей стало фреймами индивидуальности, которая превращает нас в клонов. Можно огульно ругать телевизор за то, что он изменил координаты реальности смещая гиперреальность в сегодняшний день. Можно надменно указывать журналистам на их неспособность рассказывать и уличать их во лжи. Наша страна уже давно разделилась на два типа граждан: те, которые ничего не умеют, но имеют ресурс для деятельности. И те, которые не имея ресурса, знают как с ним нужно работать. Интеллигентные «малыши и карлсоны». 

Терроризм сегодня становится топ-темой телевизионных новостей. Не потому, что говорить не о чем, а именно потому, что есть о чем. Нам предлагают товар, за который мы платим другой валютой, не подозревая, что у продавца засаленный халат. Информационная борьба с насилием уже давно стала видеонарезками инструкций к терактам. Человек, идущий против системы, всегда интересен зрителю. Это как большое кино, которое ты подсматриваешь сквозь замочную скважину. Герой - подлец, но дьявольски привлекательный. Философ американец  Р. Рорти не напрасно предупреждает, что не всегда нужно показывать то, что существует. Это становится привлекательным. Так, Фантомас превратился в иконического героя, а именем Че Гевары сегодня называют рестораны. Символы имеют способность по-разному рассказывать истории. И спустя время истории становятся другими. Яркими и привлекательными. Создавая пространство повествования, изображение терроризма расширяет это понятие и приукрашает его. 

Чтобы показать, как это происходит, я просмотрела несколько новостных сюжетов на разных телевизионных каналах, которые были посвящены Андерсу Брейвику. Напомню, летом в 2011 году он организовал и осуществил взрыв в центре Осло, а затем обстрелял молодежный лагерь правящей Норвежской рабочей партии. В результате погибло 77 человек и 151 получили ранения. Меня интересовали четыре вопроса, на которые я искала ответы. 

Вопрос 1. С помощью каких словосочетаний журналистом проговаривается террорист в тексте?

Риторика «-»: убийца, норвежский националист, норвежский стрелок, преступник, киллер, нападавший, обвиняемый, невменяемый.

Риторика «+»: представляет себя спасителем, рыцарь, обычно вежливый парень, хочет стать героем. 

Вопрос 2. Как изображается понятие «терроризм» в тексте?   

Негативно: фото жертв, фото оружия, газеты с фотографией террориста, знак нацистского приветствия, взрывы, красный цвет (кровь), цветы и свечи.

Нейтрально: географическая карта, полицейские, кадры пропагандирующего фильма, судебный процесс.

Вопрос 3. На фоне какой темы подается проблема терроризма?

Ответы:  проблема доминирования эмигрантов, мультикультурализм, неонацизм, справедливость судебного приговора, личная безопасность, эффективность работы полиции и др. 

Вопрос 4. Что противопоставляется насилию в телевизионных текстах?

Ответы: судебное заседание (наказание-безнаказанность), дружеское рукопожатие (война-мир), концерт (скорбь-праздник), фотографии погибших (смерть-жизнь), фотографии  погибших детей (молодость-зрелость), заключение психиатрии (вменяем-невменяем). 

Интересно то, что драматургия текста в шести сюжетах исключила не только противопоставление А. Брейвику (к примеру, выживших заложников), а привела к восприятию самого террориста как героя. 

Какое послевкусье остается после просмотра телевизионных сюжетов?

  1.  Введение в лексический оборот в адрес к насильнику таких выражений как «спаситель», «рыцарь», «обычно вежливый парень», «хочет стать героем» журналистские материалы способствуют сопереживанию зрителей антигерою. Формируется группа потенциальных жертв через увиденную травму героя сюжета. Изображение насилия через человеческое лицо насильника рождает терпимость по отношению к убийце. Что создает подсознательное со-участие в насилии. 
  2.  Употребление экранных зрелищных изображений (фото оружия, газеты с фотографией террориста, знак нацистского приветствия, взрывы, красный цвет (кровь) превращает насилие в развлечение. Смешение жанров, нарушение принципа равновесия «герой-антигерой», стирает саму визуальную метафору контртерроризма. Идея террора становится доминирующей и адаптирует общество к насилию. Взрывы, атаки, стоны, «зиги» выигрывают в противопоставлении слезам, цветам, фотографиям. С помощью технологии подачи информации зритель становится замешанным в театр террора, где маски и фейерверки притягивают к экрану. 
  3. Меняются ценностные расстановки в обществе. Когда изображений насилий много, это становится пропагандой насилия. Появление негативных эмоций фиксирует данную информацию и накапливает ее уже без привязки ко времени. Другими словами, у зрителя формируется позиция к определенным понятиям и ценностям, которая со временем становится мотивацией к действию.

По мнению Э.Фромма, сегодня доминирует «человек с рыночным характером». Поэтому использование изображений насилия является делом весьма увлекательным и, вместе с этим, опасным. «Беременная Елена накормила мужа домашней солянкой, десертом и украинским соком и рассказала на камеру, какой на самом деле «ласковый и справедливый» в жизни Моторола. Женщина призналась, что ждет дочку: «Террористка будет», - нежно поглаживая живот, сказала жена террориста».

Источники анализа: Еuronews (на русском). Брейвик вину не признал, говорил про секс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=w-te7v426GE. Pravda.ru. Брейвика «обстреляли» в зале суда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=pTzmxFz0fvA NewsOneChannel. Брейвик цинично снимал всё на камеру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=LiLCnTkq3D8 ОРТ. Террорист из Норвегии Андерс Брейвик признан вменяемым и осужден. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=yghtc6HsqQk РИА новости. Андерс Брейвик 17.04.12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=YobjmJVLGoU Россия 24. Брейвик защитник Норвегии? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=LTuEulIw0TA ПИК.tv. За Брейвика вступились тамплиеры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=A3GeCr2gPxQ


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью